Москва словам не верит

Томский сенатор Владимир Кравченко о работе в ходе весенней сессии.

Компании:

Пресс-конференция члена Совета Федерации от Законодательной думы Томской области состоялась на площадке агентства «РИА Томск».

Все бегут

– Если сравнивать две последние сессии, то между ними, безусловно, есть контрастные отличия – в конце 2019 года мы смотрели в будущее с достаточно хорошим настроем. Из личного опыта: за прошлый год я побывал в двадцати субъектах федерации и видел, чем жили эти регионы. Их можно было сравнить с бегуном на длинные дистанции, который пробежал первые 400 метров и у которого установилось дыхание. То есть в регионах уже понимали, как им нужно «бежать» до 2024 года, были понятны финансирование, проектирование, госэкспертизы по основным объектам и так далее.

Фото: сайт Совета Федерации РФ

То же самое происходило и у нас в Томской области. И тут как снег на голову пандемия – безусловно, сначала ситуация напоминала нокдаун. Мы – благодаря такому мудрому управлению, производственному подходу, я бы сказал, Сергея Анатольевича Жвачкина – достаточно достойно вышли из этой ситуации. У нас работала вся промышленность, не функционировала только часть сферы услуг, для которой были введены ограничения со стороны Роспотребнадзора.

В ходе последнего заседания сенаторы рассмотрели более 80 законов и поставили задачи на перспективу. Впереди большая работа, связанная, в первую очередь, с тем, что президент откорректировал национальные цели (теперь срок по ним перенесен с 2024 на 2030 год). Кроме того, нас ждет новая редакция нацпроектов – правительству поставлена задача в течение трех месяцев их, скажем так, отредактировать. И, безусловно, голос регионов, их позиция будут значить здесь многое – в этой части мы будем готовить предложения от Томской области.

Для бизнеса

– Я работаю в комитете по экономической политике, в него входит 21 сенатор. Вместе мы представляем практически четвертую часть страны – здесь представлены люди из разных регионов с разным уровнем бюджетной обеспеченности. Как правило, они сами работали в малом и среднем бизнесе либо в производстве, и я считаю, что у нас подобрался хороший экспертный состав.

Направления ведутся разные, но основных проектов у нас два. Во-первых, это международная кооперация и экспорт (все, что связано с промышленностью), второе – поддержка МСБ (в этой части также есть разные направления). И в ходе последнего заседания коллеги поручили мне вести рабочую группу комитета по поддержке МСБ.

Как раз накануне мы провели круглый стол – предложения в части системных мер были подготовлены нашим блоком, который возглавляет Андрей Антонов (замгубернатора Томской области по экономике – ред.). Прежде всего, было предложено приравнять по мерам поддержки системообразующие предприятия федерального и регионального уровней. Много вопросов было по ОКВЭД: известный перечень состоит из 50 видов деятельности, остальные оказались, скажем так, не у дел. Мы этот вопрос уже поднимали и конкретно расписывали, по каким направлениям нужно расширить список. И тема эта с повестки не снята.

Есть вопросы, связанные с кредитованием предприятий – прежде всего, экспортоориентированных. Круглый стол проходил в режиме видеоконференцсвязи и томский бизнес принимал в нем активное участие – в частности, предложения готовил Сергей Кухальский со своей командой из томской «Опоры России». В итоге акцент был сделан на инновационном высокотехнологичном бизнесе. Так, Евгений Тепляков из «Элком+» предложил одну из мер, которая к настоящему времени не разработана и не предложена ни одним министерством. То есть задача сейчас стоит в том, чтобы нарастить экспортный потенциал уже работающего бизнеса, и на примере компании «Элком+» подготовлено предложение по разработке отдельного продукта для малых и средних экспортоориентированных предприятий. Мы заложили следующие критерии – доля выручки от экспорта должна составлять более 15% от объема оборота, а ежегодный прирост экспортной выручки превышать 10%. И сейчас мы готовим уже более продуманный вариант по этому специальному кредитному продукту.

Необходимо добиться того, чтобы банки кредитовали такие предприятия по низкой процентной ставке – условно говоря, не более 2% сроком на 5-7 лет. Это позволит бизнесу не только наращивать выручку в целом, но и компенсировать потери, которые неизбежны в нынешних условиях. К примеру, мы прогнозируем, что на конец года у нас будет спад со стороны крупных заказчиков для МСБ. Те же нефтегазовые компании сокращают свои инвестпрограммы, поэтому мы сделали в Минэнерго специальный запрос, чтобы они нам показали, чем это чревато. И уже вместе с правительством мы будем готовить необходимые меры поддержки.

То есть компенсировать потери можно на других рынках. И представители экспортоориентированных предприятий говорят, что они готовы работать в этом направлении, но государство должно помочь им через субсидирование процентных ставок. И тогда долю, которую эти компании потеряют на внутреннем рынке, они смогут, скажем так, восполнить рынках Европы и Америки.

Кроме того, с коллегой Таракановым (член СФ от Тюменской области, в «нулевых» лидер провластных молодежных объединений – ред.) и еще с рядом сенаторов мы подписали законопроект о пролонгации действия ЕНВД до 2024 года. Мы знаем, что министерство финансов это не поддерживает, но, тем не менее, посчитали своим долгом (имея соответствующие обращения) подготовить финансово-экономические обоснования, пояснительную записку и внести предложение на рассмотрение в Госдуму.

Все это из числа последних наших инициатив. Есть еще ряд мер, которые мы будем готовить к началу осенней сессии и обязательно предлагать к рассмотрению.

Как быть с бухгалтерией

– Еще один важный момент, о котором говорит и Валентина Ивановна Матвиенко, касается тех рекомендаций, которые мы вырабатываем. Это уже из разряда парламентского контроля – за четыре года работы в Сенате я убедился в высоком уровне экспертной проработки вопросов.

Однако когда мы выходим на этап рекомендаций для правительства, начинаются серьезные дебаты, консультации, согласительные комиссии, и прочее. И мы не всегда можем пробить ту же самую позицию министерства финансов. Зачастую она оправдана, но именно с точки зрения финансового органа. Я всегда привожу пример – если в организации любого масштаба правила игры начинает диктовать бухгалтерия, то эта организация не будет развиваться. Потому что у бухгалтерии одна задача: давайте сохраним средства, а развитие отложим на следующий год и даже последующие периоды. У нас получилось так, что в 2018-2019 годах мы накопили подушку безопасности и она сыграла свою роль – но при этом (и это не только мое мнение) мы не смогли вложить средства и получить экономический эффект прежде всего от региональных экономик.

По ЕНВД мы ждем отзыв правительства и уже после этого будем предпринимать дальнейшие шаги. Опять же из опыта – более двух лет мы бились над льготами для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа. 21 сенатор подписал это предложение, мы проводили разные совещания, речь шла о пяти регионах и шести особых зонах и все говорили, что такие льготы необходимы. Однако в итоге предложение было заблокировано Минфином.

Но я считаю что та работа не ушла в песок, потому что в конечном счете – то есть уже во времена кризиса – это прозвучало в указе президента. Страховые взносы были снижены с 30% до 14%, а для компаний из сферы IT снижены до 7,6% – в принципе, именно это и содержалось в нашем предложении. То есть мы делали расчеты и показывали, что выпадающие доходы, которые мы получаем в первый и второй год, компенсируются в течение трех или пяти лет за счет роста числа предприятий и рабочих мест. Сейчас президент говорит о том, что нам нужно делать ставку на IT и снижать нагрузку на эти компании – львиная доля их расходов приходится на зарплаты, там работают высококлассные специалисты, которых нужно не только воспитать, но и удержать.

Поэтому думаю, что если наш проект по ЕНВД будет заблокирован, то мы, подняв эту проблему, выйдем на изменение других налоговых режимов. В том числе есть предложение повысить порог для определения малого и среднего бизнеса – увеличить его и по выручке, и по количеству работающих, чтобы большее количество предприятий имело возможность получать государственную поддержку.

Там виднее и нужнее

– К сожалению, большой блок вопросов развития Томской области завязан на наши межбюджетные отношения. Понятно, что это уже набило оскомину. И, как говорит губернатор, все и все понимают (начиная от председателя правительства предыдущего состава и заканчивая Минфином), но при этом ссылаются на методику, которая не позволяет нам сбалансировать бюджет. А выпадающие доходы на конец года ожидаются на уровне 22 млрд рублей, по сути дела, это четвертая часть консолидированного бюджета.

Зачастую не все понимают, что эти деньги предназначены не только и не столько для запуска каких-то новых проектов. Из уст Оксаны Витальевны Козловской прозвучало, что у нас на сегодняшний день по одному только ремонту школ подвешены, извините за сленг, 15 млрд рублей. То есть на это просто не хватает средств. И если бы эти деньги поступали через межбюджетные отношения, мы бы как раз ремонтировали объекты социальной сферы, вкладывали средства в инфраструктуру, дороги, мосты. По сути, это работа для местного бизнеса, а значит мы лишаемся еще и мультипликативного экономического эффекта.

В таком же статусе находятся еще восемь территорий – то есть это нефтегазовые регионы, которые отчисляют более 50% собранных налогов. В 2019 году у нас, если не ошибаюсь, было собрано 220 млрд рублей, из них 170 мы перечислили в федеральный бюджет. Все остальное мы получаем через субсидии, дотации, субвенции и так далее. Если в среднем по России на капитальные вложения идет 10% бюджетных средств, то у нас всего 5%, то есть мы недоинвестируем в свою экономику. А это опять же рабочие места, зарплаты и, в конечном счете, поступления в бюджет.

Поэтому мы говорим Минфину – поднимите нам уровень бюджетной обеспеченности, он и так за последний год упал с 0,8 до 0,7. Это те средства, которые вы недодаете в экономический оборот, они, в конечном счете, поступят и в федеральный бюджет, но при этом нарастят экономический потенциал. Я недавно разговаривал с мэром, у него выпадающие доходы за период пандемии составили 1,7 млрд рублей. То есть опять же в городе что-то недоремонтируют, не благоустроят и где-то что-то не успеют. Поэтому методику нужно менять, и на очередном этапе рассмотрения бюджета мы снова будем поднимать эти вопросы.

Я смотрел справку, подписанную Маратом Хуснуллиным (зампред правительства РФ, курирующий строительный сектор – ред.), в ней перечислены как раз те нарекания в наш адрес, которые были прописаны со стороны правительства – они связаны с тем, что мы не смогли подготовить проектно-сметную документацию. Как пример, речь идет о проектах ремонта БКЗ и Драмтеатра, губернатор был вынужден перевести эти деньги (около 100 млн рублей) на оказание помощи малому и среднему бизнесу. То есть сроки ремонтов у нас отодвигаются.

Если бы у области был сбалансирован бюджет, то мы – просто за счет внутренних резервов – могли бы спокойно все профинансировать и заявиться в федеральную адресную инвестиционную программу по ремонту. То же самое с заявленными объектами на Левобережье, строительством дворца игровых видов спорта имени Белова и арены «Томь». Все это будет сдвигаться, потому что у нас не хватает собственных средств на подготовку проектно-сметной документации. И на мой взгляд правительство должно учитывать эти аргументы.

Компании:

Читайте также: