«Дай отдохнуть и фонтану»

О главном ресурсе большой страны.

Компании:

«Люди – вторая нефть» – сегодня этот штамп прочно связывают с риторикой, так называемой, несистемной оппозиции. Дескать, природой дано – вот и доят не напрягаясь. А когда с надоями возникают проблемы, тут же используют какой-нибудь «гидроразрыв», желательно в самых податливых и незащищенных пластах.

Между тем, сама метафора принадлежит высокопоставленному чиновнику-государственнику по фамилии Иванов. В марте 2009 года, когда с экономикой в очередной раз было не очень, он заявил, что посткризисное развитие должно базироваться на инвестициях в человека и экономику знаний (которая в итоге и «должна занять заслуженное первое место»). То есть человек явно хотел хорошего, но «получилось как всегда». И от нефтяной зависимости никто не ушел, и фраза ушла в народ с совсем другими смыслами.

Однако лично я готов поспорить как с Ивановым, так и с его ярыми оппонентами: второй нефтью в нашей, безусловно, ресурсной экономике является административный ресурс. Судите сами, зависимость от него проклинают, преодолевать планируют за счет неких «современных технологий», но держится все исключительно на нем.

Да и вообще, не будь его «освоение» столь выгодной штукой, разве длилось бы все это десятилетиями? Вот у различных полковников находят дома целые месторождения наличности, настоящие кубометры денег разных стран. А чем занимались эти полковники по долгу службы? Правильно, что-то да контролировали во имя общего, так сказать, блага.

В ходе октябрьского заседания областной думы Оксана Козловская (спикер регионального парламента, если кто не в курсе) заявила о том, что за год в области «исчезло» около пяти тысяч предпринимателей. Настоящий мор с эпидемией в придачу, и ничего. Никаких особых режимов, тревог и битья в набат.

Из всех возможных причин была озвучена лишь одна – про отсутствие доступа к дешевым кредитам. С кредитами действительно есть проблемы, но в данном случае все это напоминает поиски утерянного там, где светло. По словам самой Козловской, в следующем году на программу льготного кредитования малого бизнеса государством будет выделено что-то около 85 млрд рублей, а потому и вопрос в какой-то степени будет решен. Вдобавок к этому ЦБ снизил ключевую ставку до 6,5%.

Это, кстати, тоже великая административная традиция, которая велит замечать лишь те проблемы, решение которых уже более или менее просматривается. Других – вроде того же административного давления – как бы и не существует.

По данным исследования аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza убыточный является каждая третья российская компания, а в 16 регионах страны доля убыточных предприятий превышает порог в 40%. Малый бизнес при этом не «считали», но и в нем ситуация вряд ли сильно лучше. К слову, в Томской области этот показатель увеличился до 36,6% – число символическое и в этом случае оно точно не является показателем здоровья системы.

Рассуждать о том, что более трети томских предприятий убыточны из-за отсутствия доступа к «кредитам за 10», наверное, можно. Можно вообще многое, пока вы не стали интересными в административном порядке. Так вот, по поводу роста показателя убыточности прозвучала одна интересная мысль – государство делает акцент на увеличение числа стартующих предприятий, но очень мало содействует уже функционирующему бизнесу. Отсюда и убытки, и мор в пять тысяч за год, и прочие веселые вещи.

Людей завлекают, обеспечивают что-то вроде «медового месяца», а затем приходят к ним с бумажкой про «Добро пожаловать в реальный мир, но таблетка у нас только зеленая, для повышения надоев». Нормальная административная практика.

С августа по ноябрь у меня было двадцать (!) судов по административным делам. Все они – глубоко типовые, совсем как советские пятиэтажки. Речь идет о так называемой дискриминации соискателей в объявлениях, размещаемых работодателями в газете «Вакансии для всех». Я писал об этом уже довольно много, и повторять все это смысла нет. Есть смысл рассказать о том, что я все-таки нашел «источник вдохновения» тех, кто штампует эти дела конвейерным методом.

В полном соответствии с еще одной нашей бюрократической традицией на меня «стучало» лицо, связанное с моим конкурентом. Человек исправно покупал газету, садился за стол и выискивал что-нибудь вроде «требуется человек с коммуникативными навыками». Затем оформлялся типовой донос, на основании которого стряпалось типовое дело – менять в многостраничном документе приходилось лишь номер газеты и текст короткого объявления.

Мы, повторюсь, при этом никого не дискриминировали – в ходе первых судебных разбирательств судьи сами не понимали смысла выдвинутых против нас претензий. Однако в итоге конвейер заработал и на этом уровне, сработал не убиваемый аргумент представителей власти «мы считаем, что это так, потому что это так и все».

Когда я лично встретился с главой областного департамента труда (именно это ведомство выступает истцом по этим делам), мне было сказано – мы тут не причем и просто исполняем поручения прокуратуры. И я – как бы мне этого не хотелось – не смог поверить в это «просто». Есть тьма примеров, когда запросы прокуратуры во властные органы уходят в никуда, люди годами пишут и получают в итоге чиновничьи отписки.

К тому же у этого департамента есть свой сервис объявлений о вакансиях, которые, в свою очередь, содержат те же самые обороты, за которые меня таскают по судам. И это очередная «ипостась» административного ресурса, в рамках которой бизнес почему-то рассматривается конкурентом для некоторых властных структур.

Да, меня действительно «кошмарят». Я с этим борюсь, работаю с бизнес-омбудсменом, обращаюсь в предпринимательские объединения и УФАС, хожу в прокуратуру. И, представьте себе, меня понимают. Но где я могу получить компенсацию за двадцать судов, время, нервы и штрафы – не знает никто. Меня наказывают, но зачем – этого тоже никто не знает. Кому от этого становится лучше? Я, по их мнению, не соблюдаю закон, но его практически невозможно соблюсти – у них самих (взять тот же пример с вакансиями от департамента) с этим большие проблемы.

Что остается по факту? Надеяться на доступный кредит, который поможет мне сформировать «резерв для отношений с государством», как это делают и советуют некоторые? Получается, что бизнес должен изначально закладывать немалые средства в обслуживание административного ресурса – о каких инвестициях во что-либо тогда может идти речь?

Козьма Прутков говорил: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану». С нефтяными фонтанами у нас уже давно негусто, а вот административные все еще хлещут. Прикрутите их уже, в самом деле. Иначе они зальют все живое, и вам самим станет нечего есть.

Компании:

Читайте также: