Источник фото: архив редакции
– Иван Анатольевич, в сложившихся условиях реальный сектор испытывает существенный кадровый голод. Затронул ли он вашу организацию и если да, то в какой степени?
– Ситуация с комплектованием штата действительно непростая. При этом сама по себе проблема, разумеется, не нова – тревогу вызывает то, что в нынешнем году она стала заметно острее и напрямую коснулась критически важных звеньев. В частности, речь идет о бригадах, занимающихся плановыми ремонтами и аварийно-восстановительными работами.
Если рассматривать компанию в целом, то заметнее всего тенденция проявилась в Томске и на прилегающих территориях. Здесь мы сталкиваемся с дефицитом кадров как на уровне инженерно-технических работников, так и среди производственного персонала, причем хуже всего дела обстоят с теми, кто работает непосредственно на «земле» – электромонтерами, водителями и некоторыми другими специалистами.
– С чем это может быть связано?
– Причин несколько. Во-первых, сейчас рынок труда устроен таким образом, что условия на нем определяет не работодатель. Во-вторых, специфика нашей компании заключается в том, что ее экономика во многом регулируется государством (а именно – Департаментом тарифообразования Администрации Томской области).
В-третьих, на все это накладывается неравномерность уровня зарплат внутри самой компании. Если в северных районах действуют повышенные районные коэффициенты, доходящие до 70%, и северная надбавка (до 50%), то в Томске и Томском районе районный коэффициент равен 30%, а северной надбавки нет вообще, поэтому здесь мы имеем более выраженный дефицит кадров.
Ну и, конечно же, свою роль играет высокая конкуренция за кадры в областном центре – уровень заработной платы здесь достаточно высок, и определяют его в конечном итоге предприятия газовой и нефтяной отрасли, соперничать с которыми в этом плане мы, к сожалению, не можем.
– Люди не спешат заполнять имеющиеся вакансии?
– Повторюсь – общая ситуация такова, что за работников приходится конкурировать, и характерно это для большинства отраслей и регионов. При этом мы изначально поставлены в невыгодное положение – компания не имеет возможности маневрировать фондом оплаты труда для повышения своей конкурентоспособности при поиске работников.
Наш бюджет формируется на основании тарифа, утверждаемого на уровне региона, причем индексируется он в строгой привязке к официальной инфляции. Помимо прочего в этом бюджете заложены средства на выполнение различных работ, целью которых является обеспечение надежного и качественного электроснабжения потребителей.
– Которая также растет…
– Именно так. Начиная с 2022 года, она увеличивается опережающими темпами за счет резкого роста цен на материалы и оборудование – официальная инфляция тут и рядом не стояла, в некоторых случаях речь идет о приросте на 30-40%.
Возникает вопрос – где брать средства для обеспечения конкурентных зарплат? А так как внятного ответа пока нет, люди начинают искать другие варианты трудоустройства либо подрабатывать вечерами. На них ведь также сказывается инфляция – вчера для похода в продуктовый магазин им нужна была одна сумма, а сегодня ее вряд ли хватит и на половину привычного набора.
– Теряете подготовленных вами же специалистов?
– Абсолютно верно. В последнее время мы часто встречаемся с таким явлением как хедхантинг или, говоря по-простому, «охотой за головами», заключающейся в переманивании работников. Дело в том, что внутри холдинга «Россети» действуют четкие правила и регламенты работы с персоналом – людей одевают, заботятся об их здоровье и безопасности, и, что самое главное, качественно обучают. В других организациях такого порядка либо нет совсем, либо он представлен на более низком уровне – соответственно, они экономят на этих статьях и переманивают уже подготовленного специалиста. Который, к слову, уже имеет в трудовой книжке запись о работе в «Россетях», что является очень весомым аргументом для работодателей.
Сейчас ветераны предприятия с гордостью вспоминают о том, что в свое время зарплаты здесь были одними из самых высоких в области – соответственно, люди стояли в очереди и кадровики могли выбирать лучших. В нынешней ситуации мы сами ищем работников, поэтому иногда нам приходится закрывать глаза на несоответствие соискателей устоявшимся ранее повышенным требованиям к стажу и опыту работы.
Источник фото: архив редакции
– В чем конкретно проявляется нехватка кадров?
– Приведу наиболее показательный пример. Раньше при объявлении круглосуточного режима повышенной готовности у нас в резерве всегда были люди, готовые заменить ночную смену. То есть бригады устраняли последствия непогоды ночью, а утром их сменяли отдохнувшие работники – и так до полного восстановления электроснабжения.
Так вот, в нынешнем году мы впервые столкнулись со сложностями при комплектации бригад в соответствии с правилами работы на объектах энергетики в ночное время – про отсутствие смены для них я вообще не говорю. Пока что здесь играет роль совокупность факторов, в числе которых есть и чисто сезонные – например, связанные с отпусками или пиками оформления больничных листов. Но это в любом случае очень тревожный звонок, причем далеко не только для нас.
– Насколько серьезной является ситуация?
– О чем-то чрезвычайном речи пока не идет. Для работы в экстренных ситуациях мы все еще располагаем достаточным количеством инструментов – компания своевременно создает компенсирующие схемы и разрабатывает дополнительные мероприятия, в том числе по привлекаемым резервам.
В итоге нам удается обеспечивать надлежащее качество услуг по передаче электроэнергии, однако при этом в ход идут откровенно неординарные меры вроде подключения к аварийным работам инженерно-технического состава (вплоть до начальников РЭС) или переброски персонала из других районов региона.
– Какие шаги предпринимает компания?
– Работа над улучшением ситуации ведется в комплексном ключе – например, со стороны кадровой службы очень большое внимание уделяется социальной поддержке работников. В частности, речь идет о выдаче спортивных абонементов; льготах и гарантиях, предусмотренных коллективным договором; путевках в санатории; компенсации аренды жилья; реализации программы «зови в команду» (привел «друга» – получи деньги) и многом другом.
На местах мы стараемся создавать комфортные условия для персонала: начиная с 2022 года, компания поступательно увеличивает лимит средств на ремонт производственных баз и сооружений, уже в нынешнем году на закупку необходимых стройматериалов были выделены внеплановые средства.
Начисляются доплаты за нагрузку сверх оговоренного, хотя и в этом отношении мы ограничены внешним регулированием и внутренними стандартами «Россетей». Фонд оплаты труда не может превышать уровня, заложенного в тарифе, и этот вопрос находится на особом контроле.
– Но ведь этого может оказаться недостаточно.
– Мы прекрасно понимаем, что во всей этой ситуации работников, прежде всего, интересуют два вопроса – а именно уровень зарплаты и относительно спокойный режим, возможный лишь при укомплектованном штате (полностью или близком к тому). Да и вообще, увеличение числа вакансий всегда приводит к росту напряженности в коллективе, и этот фактор также необходимо учитывать.
С другой стороны, как я уже объяснил, компания не имеет возможности маневрировать средствами и потому в конкуренции за работников ее все чаще обходят более гибкие организации. Исходя из этого, поиск решений ведется по двум направлениям.
Во-первых, проблемы, возникающие на местах, решаются имеющимися в наличии ресурсами. Главная задача – и моя, и директоров производственных отделений, и их главных инженеров – заключается в том, чтобы кадровый дефицит не отразился на потребителе. Потребитель – и в первую очередь социальные объекты – для нас в приоритете, поэтому работа выстраивается в соответствующем ключе.
Впереди осенне-зимний период, и компания входит в него подготовленной. Все компенсирующие мероприятия с нашей стороны проработаны, все подразделения готовы помогать друг другу. Это было правилом и в прежние времена, но тогда речь шла о внештатных ситуациях. Сейчас, к сожалению, такая практика становится штатной.
Источник фото: архив редакции
– А что же с деньгами?
– Во-вторых, исполнительный аппарат компании ведет комплексную работу по улучшению условий труда и повышению уровня зарплат. Здесь нужно отметить, что все возможные инструменты в части индексации уже применены – более того, в один из предыдущих периодов мы провели ее два раза за год, причем сделали это на уровне исторического максимума для нашего предприятия.
О параметрах индексации нынешнего года пока говорить рано, сейчас могу утверждать одно: делается все, чтобы она была максимальной в рамках имеющихся возможностей. Также необходимо понимать, что поиск решений идет на всех уровнях электросетевого комплекса страны – понятно, что в схожей ситуации оказались и другие организации подобного профиля.
– Пока что речь шла о внутренних резервах. Существуют ли внешние ресурсы или механизмы, позволяющие купировать проблему?
– Для Томской области большим шагом вперед стало заключение специального регуляторного соглашения, направленного на пополнение бюджетов инвестиционной и ремонтной программ компании. Этот механизм, разработанный на уровне федеральных ведомств и успешно внедренный в ряде регионов, позволяет модернизировать и развивать местные энергосистемы за счет формирования более гибкой тарифной политики.
В условиях существенного роста инфляционных издержек мы, как я уже говорил, вынуждены изыскивать средства на выполнение постоянно дорожающих работ. Не заниматься ими нельзя – сети ветшают и требуют модернизации, кроме того у области растет потребность в новых объектах электросетевой инфраструктуры. Регуляторное соглашение позволит региону обеспечить устойчивое финансирование этого направления, при этом мы получим определенный ресурс для решения обостряющихся кадровых проблем.
Начиная с 1 января следующего года, компания «Россети Томск» приобретет официальный статус системообразующей территориальной сетевой организации Томской области. Кроме прочего это означает, что она станет единым центром ответственности за надежное электроснабжение, будет обеспечивать эксплуатацию бесхозяйных, государственных и муниципальных сетевых объектов, а также ликвидировать последствия аварий на сетевых объектах других собственников. Для качественного выполнения этих задач нам необходим соответствующий кадровый ресурс, и внедрение предложенного механизма поможет разрешить сложившуюся ситуацию.