– Игорь Николаевич, с какими именно вопросами и проблемами к вам обращались в 2024 году?
– В этом отношении все стабильно – большая часть обращений по-прежнему касается вопросов, возникающих в рамках контрольно-надзорной деятельности, налоговых правоотношений и земельных вопросов.
К ним прибавились обращения, связанные с уголовным преследованием, но это во многом результат моей активности – пенитенциарные учреждения я стараюсь посещать как минимум один раз в месяц.
Помимо этого, значительная часть работы аппарата Уполномоченного связана с оценкой регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. В этом случае органы власти просят нас – то есть меня и моих помощников – не только дать оценку, спрогнозировать, создаст ли предлагаемая норма административное давление на бизнес либо каким образом она может затронуть интересы предпринимателей, но и предложить, в случае выявления таковых, каким образом избежать этого в проекте нормативного акта.
– И как вы оцениваете действующую нормативную базу?
– Юрист должен исходить из следующего – закон не может быть «хорошим» или «плохим», а также «злым» или «добрым». Закон есть закон, и это высшая норма. Соответственно, существуют действия, связанные с его исполнением, и действия, противоречащие ему. И передо мной стоит задача понять, нарушены ли права предпринимателя в каждом конкретном случае, или же это он нарушил установленные нормы.
При этом сложности добавляет то, что некоторые законы можно трактовать двояко, а для предпринимателей такая правовая неопределенность может быть связана с огромными рисками.
К примеру, в ноябре вступил в силу закон Томской области об упрощенной системе налогообложения, и в нем имеется ряд правовых формулировок, сложных для понимания. В итоге я направил ряд уточняющих вопросов в налоговую службу и областной департамент финансов для разъяснения в целях надлежащего применения соответствующих норм. Полученные разъяснения будут сопоставлены и станут аргументом при возможных трениях с контролирующими органами. Также мы планируем провести ряд консультаций для бизнеса, посвященных этому вопросу.
– Для тех, кто до сих пор не разобрался – чем именно занимается аппарат уполномоченного?
– По сути, мы выступаем «адвокатами бизнеса» в тех случаях, когда у предпринимателя возникают проблемы с органами власти. Если мы видим, что права предпринимателя были нарушены или же ущемлены по разным причинам: сработал ли человеческий фактор, возникло ли недопонимание в толковании нормы и так далее, то вступаем в защиту такого экономического субъекта. Сложностей во взаимодействии с административными органами у нас при этом нет.
В основном эта работа дарит положительные эмоции, связанные с осознанием того, что ты восстановил чьи-то права и без тебя этого бы не случилось. Вообще, таких историй у нас много, и в качестве наглядного примера могу привести одно дело, разбиравшееся в суде.
Началось все с того, что нас вообще не хотели к нему привлекать – по обращению предпринимателя мы решили зайти в процесс в качестве защитника, однако изначально судья был против. В итоге он согласился с необходимостью участия Уполномоченного, при этом я знал, что этот судья уже выносил судебные решения по схожим делам не в пользу предпринимателя. И после того, как мы изложили свои аргументы, суд изменил свою позицию и принял нашу сторону, сторону предпринимателя.
– Помогаете даже тем, кто действительно нарушил нормы?
– Исходить необходимо в первую очередь из того, что за каждым противоправным деянием должно следовать неотвратимое наказание. Поэтому воспринимать Уполномоченного как государственный орган, выдающий индульгенции, некорректно – мы работаем не для этого.
Уполномоченный находится на страже закона и законных интересов бизнеса. Да, в том случае, если предприниматель виноват, и при этом существует возможность посодействовать ему в уменьшении размера штрафа, я попытаюсь ему помочь. Но «обелять» его или помогать ему уйти от наказания я не имею права.
– И чего получается добиться в этом случае?
– Зачастую контрольные органы, учитывая все возможные обстоятельства, останавливаются не на нижней планке штрафных санкций. Поэтому, выступая на стороне предпринимателя, придерживаемся формулы: «Если виноват – наказывайте, но здесь есть условия для применения нижнего порога». Причем иногда речь идет о возможности выйти на штраф меньше нижнего порога или даже ограничиться предупреждением.
– Есть мнение, что те же контролирующие органы стали вести себя заметно мягче и корректнее. Вы согласны с ним?
– Отношение к бизнесу со стороны контрольно-надзорных органов действительно меняется, и связано это, в первую очередь, с реализацией реформы контрольно-надзорной деятельности и внедрением риск-ориентированного подхода, направленного на профилактическую работу с предпринимателями.
Поэтому если раньше контролирующие органы многими воспринимались как карательные, то сейчас они проводят большую консультационную и разъяснительную работу. Бизнесу разъясняют, где он допускает огрехи, в чем заключаются его недочеты и каким образом все это можно привести в соответствие с законодательством.
И за реализацией этого подхода также осуществляется государственный надзор. Для примера – как всем должно быть известно, с 1 января в стране прекратил действие мораторий на выездные внеплановые проверки со стороны контрольно-надзорных органов. Вместе с тем, провести такое мероприятие можно было только с разрешения прокуратуры, которая требует соответствующих обоснований. Кроме того, прокуратурой области отклонено более 82 % предлагаемых органами контроля на 2025 год плановых проверок. Из чего явно следует, что государство действительно старается облегчить работу бизнеса.
– Как обстоят дела за пределами томской агломерации?
– В 2024 году мы объездили почти всю область – исключением стали город Стрежевой и Александровский район, в которых нам удалось поработать годом ранее. Необходимая информация при этом собирается из самых разных источников: в ходе личных встреч с предпринимательским сообществом и общественными помощниками Уполномоченного в районах, работниками органов прокуратуры и руководством муниципалитетов.
К примеру, не так давно мы работали в Кожевниковском районе, специализирующемся на выращивании зерновых. И местных предпринимателей в первую очередь интересовали вопросы поддержки сельхозпроизводителей, пострадавших от погодных условий лета и осени прошлого года. Вообще говоря, вопросы поддержки — это не мой профиль, но у меня есть возможность организации площадок для диалога бизнеса с органами власти. И в данном случае мы организовали такую площадку, в работе которой принял участие глава района Владимир Кучер.
Если говорить о личных впечатлениях, то, на мой взгляд, в районах отношения бизнеса и власти являются более простыми и выстроенными. Наверное, сказывается то, что людей там немного, все живут рядом и проблемные вопросы также видны всем.
***
Проверки
Аппарат бизнес-омбудсмена напоминает, что в условиях отмены моратория на проверки и возможного усиления административного давления на предпринимателей, к участию в выездной проверке можно пригласить Уполномоченного по защите прав предпринимателей, заполнив форму согласия для участия в проверке.
***
Новые правила УСН

Круглый стол на площадке «Час с налоговой и бизнес-омбудсменом» Источник фото: группа Уполномоченного Вконтакте
1 января 2025 года вступил в силу Закон Томской области № 112-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Томской области «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения».
Для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности с доходом до 215,6 млн рублей в законе сохранено действие пониженной ставки УСН «доходы-расходы» в размере 5% или 10% при соблюдении ряда условий, в том числе если «среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного наемного работника в налоговом периоде без учета фактически отработанного рабочего времени составляет не менее двух с половиной минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на начало налогового периода».
Во избежание неоднозначного толкования вышеуказанных положений закона уполномоченным получены официальные разъяснения Департамента финансов Томской области.
С их содержанием заинтересованные лица могут ознакомиться, обратившись к Уполномоченному любым удобным способом.