Компания «Деловые связи» имеет доступ к святая святых многих томских предпринимателей – их внутренней документации и бухгалтерии. Ее специалисты помогают справляться с налоговым, управленческим и иным учетом тем предприятиям, где не могут (или же не хотят) заниматься этим самостоятельно. И кому же как не им быть в курсе того, что происходит с томским предпринимательством за фасадом привычной всем повседневности. Руководитель «Деловых связей» Елена Пуговкина об итогах уходящего года – для компании, отрасли и в целом для малого бизнеса.
Кадры
– Елена Юрьевна, насколько остро стоит для Томска проблема поиска квалифицированного бухгалтера? И по каким критериям вы отбираете сотрудников?
– Кроме необходимых профессиональных навыков, которые мы учитываем в первую очередь, очень важным качеством является личная симпатия к человеку – хотя бы потому, что мне с ним затем работать в ежедневном режиме. Ну а степень профессионализма должна соответствовать должности, на которую претендует кандидат.
Для начала он должен обладать навыками работы с первичными документами, чтобы не было нужды объяснять ему, что такое счет-фактура. Однако если человек претендует на должность главного бухгалтера, нам приходится самим «подтягивать» его до этого уровня. Дело в том, что в нашей компании выработан собственный стиль бухгалтерского и налогового учета. Его главный принцип – прозрачность. Каждый сотрудник нашей компании, открывая систему, может читать «оборотку» предприятия, при этом все операции и учет предприятия отражены в этой самой «оборотке». Вследствие этого появляется возможность предоставлять любые документы по требованию опять-таки любой инстанции и не подстраиваться под их меняющиеся запросы.
К примеру, учитывается все то, что требует предоставлять ИФНС при камеральных и выездных проверках. Учтены требования банков по финансовой отчетности и прочим документам, необходимым для получения кредита. И так далее.
Однако у многих профессиональных главных бухгалтеров за годы работы успевают сложиться свои представления о необходимых навыках: они привыкают работать по «собственной методе», поэтому их приходится «перенастраивать». Человеку приходится заново осознавать степень важности работы главного бухгалтера, необходимость досконально разбираться в договорах, отслеживать какие-то сроки, общаться и советовать что-то руководителю предприятия. Можно, конечно, «просто вносить» документы в базу и из этого «лепить» что получится, но это, конечно же, не наш метод. Поэтому «Деловым связям» проще самим готовить главных бухгалтеров – думающих, умеющих принимать правильные решения и вовремя доносить до руководителей проблемы их предприятия.
– Неужели все представители вашей команды имеют одинаковый взгляд на профессию и бизнес в целом?
– В нашем деле люди, навыки которых не совпадают с общекомандным уровнем, долго не задерживаются. К примеру, все сотрудники, которые работают с первичными документами, четко знают, какую работу они должны делать и какие бумаги им требуется направлять главному бухгалтеру. Девочки, которые просто разносят документооборот, соблюдая наши требования по разноске, автоматически формируют грамотный учет. Он у нас очень строгий, все статьи затрат четко регламентированы, и никто не может самостоятельно (кроме главного бухгалтера, разумеется) что-то дописывать в программу.
Был случай, когда к нам устроился новый главный бухгалтер, однако на ее должности требовался более высокий уровень компетенций – нужно было вести глубокий анализ документов и т.д. В итоге ее подчиненные сами осознали, что новый начальник не справляется с обязанностями, потому как им приходилось работать с более квалифицированными специалистами. Человеку пришлось уйти – коллектив попросту отказался с ней работать, с ужасом понимая, что иначе может «завалить» отчетность.
– Как вы повышаете квалификацию сотрудников?
– Мы устраиваем регулярные планерки, на которых обсуждаем все рабочие моменты. Если я вижу, что сотруднику не хватает знаний, то отправляю его за счет фирмы на курсы повышения квалификации. Кроме того, у нас есть подписка на профессиональную онлайн-систему «Главбух», и если сотрудник мечтает «подрасти», он может пройти обучение в специальной онлайн-школе самостоятельно.
– Случается, что ваши клиенты сами просят разобраться в их внутренней бухгалтерии, поскольку их собственные специалисты не справляются с обязанностями?
– Конечно, у многих предпринимателей есть своя штатная бухгалтерия. И иногда руководители просят провести внутренний аудит работы главного бухгалтера. Я против того, чтобы осуществлять такой аудит за спиной главбуха, это не очень красивая ситуация.
В таких случаях я договариваюсь с директором о том, что аудит его предприятия мы будем проводить вместе с его штатным главбухом. Ну а при обнаружении каких-то недочетов в работе, мы посоветуем то, как их можно исправить. При этом не страдает ни сам главный бухгалтер, ни предприятие – в таких доверительных условиях человек сам заинтересован в исправлении всех недочетов до прихода проверки.
Кроме того, есть предприятия, где с первичным учетом документов работают менеджеры. В этом случае мы просим клиента предоставить нам для связи человека, который бы работал уже напрямую с нами и мог бы обращаться к нам по всем вопросам. Это своеобразный посредник, менеджер-бухгалтер, который способен собирать для нас первичные документы, вести внутренний приход-учет, но при этом он не касается работы с налогами, которыми занимаемся уже мы. Ведь налоговый учет не всем понятен, и здесь есть жесткие требования, несоблюдение которых может привести к весьма сложным и печальным последствиям.
Вообще, иногда наши клиенты сами просят нас найти таких вот менеджеров-бухгалтеров. И я стараюсь лично искать кандидата с необходимыми компетенциями – размещаю объявления, просматриваю вакансии, звоню, не дожидаясь, когда ищущие работу сами сделают звонок.
– То есть лично ведете активный поиск.
– Да. И вот что интересно: если мы договорились о встрече назавтра с десятком соискателей, то реально на нее приходит максимум два человека.
– Такое бывает довольно часто и не только у вас.
– Я просто теряюсь в догадках – зачем эти люди ищут работу, дают объявления? Хотя их опубликованные резюме полностью могут соответствовать нашим вакансиям, ожидаемому уровню зарплаты, но … назначаем конкретное время – а они не приходят.
Роботы бухгалтеров не заменят!
– Сейчас ведется множество разговоров о программных СRM-системах, которые способны автоматически выполнять работу менеджеров и даже бухгалтеров. Дескать, ИП уже и не нужно заниматься документооборотом – нажми на кнопку и все платежки отправятся, куда надо.
– Для нашего предпринимателя это такой же риск, как лететь на самолете с автопилотом без пилота.
– Почему? Ведь при этом не нужна даже касса: пришло подтверждение о поступлении средств, система отсчитывает 6% с оборота и все автоматически отправляется в налоговую.
– Лично я с этими системами не работала, и не уверена в том, насколько верно они посчитают ваши 6% с оборота. Ведь у вас в обращении могут присутствовать и личные средства, и заемные деньги.
– То есть вы в распространении автоматизированных систем риска для бухгалтерской профессии не видите?
– Нет. Но, если людям этого хочется – пусть попробуют. Для простейших бухгалтерских операций, может это и действительно то, что надо.
– Говорят, что скоро мы увидим такси без водителя, а уж с бухгалтерией…
– Совсем не уверена, что даже автоматические такси в России появятся на нашем веку. Понимаете, на рынке полно частных предпринимателей (особенно руководителей, зарегистрировавших ООО), которые оперируют наличностью и «безналом» предприятия как собственными средствами. То есть они могут запросто оплатить собственную путевку с расчетного счета компании или же купить себе лично велосипед. А вот налоговая такие расходы не принимает. Ну, провели вы через банк какие-то платежи, но для налоговой это не является аргументом – подобные расходы являются экономически необоснованными. И при проверке их просто уберут из расхода, а сверху «ляжет» налог на прибыль, да еще с пеней за несколько лет и штрафом. И велосипед придется продать.
– Это из-за того, что официальный список расходов у ООО строго регламентирован?
– Да. И получается, что предприниматель, слепо доверившийся автоматической системе, должен мучиться, гадая, насколько правильно она все посчитала. Поэтому в ближайшем будущем я не вижу угрозы для профессии бухгалтера: в нашем налогообложении еще слишком много нюансов, которые важно учитывать при расчете налогов.
Про физиков и лирику с ягодкой
– Не так давно предприниматель, для того чтобы сократить расходы, мог перевести часть своих сотрудников в статус индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно платят налоги. Почему налоговая принялась за искоренение этой практики?
– Если бы все было настолько просто, то действительно можно было набрать на работу ИП, которые бы самостоятельно платили налоги. Однако в данном случае ИП будет трудится не по трудовому договору, а по договору подряда.
И это два совершенно разных договора. Трудовой договор обязывает сотрудника работать по распорядку, четко регламентирует объем работы, сулит ему оплачиваемый отпуск и больничные. Ну а по договору подряда он сам себе хозяин, определенный объем работы он вправе выполнять в любое время в оговоренные сроки. В данной ситуации может пострадать как предприятие (так как руководитель уже не управляет штатом сотрудников), так и сотрудник, согласившийся на подрядный договор. Такой работник должен понимать, что налоги он должен заплатить сам, что у него нет ни отпусков, ни больничных. Хотя, если это устраивает обе стороны, то для предприятия снижается налоговая нагрузка по взносам в фонды и НДФЛ.
– Но ведь я имею право перевести часть своих работников в ИП?
– Вы можете попытаться доказать это в суде. Потому как если у вас уже был набран штат сотрудников и позже весь этот штат оказался переведен в разряд ИП, то это наводит на мысль, что вы это сделали специально с целью уйти от взносов с ФОТ.
– Кто выиграет в этой игре – предприниматель или государевы люди?
– Пока могу сказать точно, что предприятиям очень тяжело нести это бремя по взносам. Ведь рынок сегодня непредсказуем, содержать ежемесячно штатных сотрудников на хороших окладах – дорогое удовольствие. Есть работа, нет работы, а взносы платить нужно, а если работы все-таки нет? Вы накопили долги, тут вам приходят деньги по контракту, но их уже сняли, так как счет арестован… Определенно, если бы на «физиков» (а не только на ИП) возложили обязанность самостоятельно платить налоги из расчета тех сумм, которые они реально заработали за месяц (а не принуждать предприятие содержать их ежемесячно) – это бы сильно облегчило жизнь многим нашим компаниям. Однако подозреваю, что налоговой бы наоборот стало бы сложнее.
Ведь проще прийти на предприятие и снять не доплаченные налоги в бюджет, чем общаться с каждым неблагонадежным «физиком».
– Вообще, считается, что в России по сравнению с некоторыми западными странами невысокие налоговые ставки.
– У нашего частного бизнеса очень много расходов, которые просто не подтверждаются документами. Например – ваша организация закупает у «физиков» ягоды, грибы или рыбу и при этом работает с НДС. Но как мы зарегистрируем свои расходы, если расплатились с «физиками» наличными деньгами, а они при этом не платят ничего? И документов, подтверждающих, что они продали вам эти ягоды или грибы, нет. Что делать? Как втолковать нашему «физику», который бродил по лесу, собирая эти шишки и ягоды, что он еще должен заплатить после этого налог?
– Тогда он повысит свои цены.
– Конечно, или вообще скажет: «А оно мне нужно? Вам надо платить налог, вы его и платите». В других странах привычка платить налоги прививается с детства, у нас же пока этого нет. Сменится не одно поколение, прежде чем предприниматели начнут думать иначе. Да и то, это поколение ведь еще предстоит воспитать.
– Но ведь «физик», собирающий ягоды, грибы и шишки, обязан подавать декларацию и платить с доходов?
– Да, он обязан платить 13%. Но многие их категорически никогда не платили и не собираются платить. Да и вообще, такой «физик» должен приехать в налоговую инспекцию, которой в отдаленных деревнях попросту нет (а кое-где нет и интернета для подачи чего-то онлайн). В итоге почти все эти «физики» действуют нелегально.
Вот и получается, что предприятие, которое закупило у них продукцию, платит дважды – и за них, и за себя. Как оно в бухгалтерии отразит появление на своем балансе ягод, грибов и шишки, откуда они взялись? Сами нашли? «Физикам» за сырье деньги уже отданы, а к этому прибавляются новые налоги, которые компания должна платить. Проблема в том, что даже для того, чтобы легально купить ту же ягоду, необходимо запросить с «физика» ряд документов. А в этом вопросе далеко не каждый пойдет на встречу. Поэтому все, кто задействован на этом рынке, стремятся упростить себе жизнь.
Банкротство как знак времени
– Вы лучше многих знаете реальную картину происходящего в малом и среднем бизнесе региона. Какие изменения произошли за этот год у ваших клиентов? Заметен ли подъем в экономике?
– У бизнеса сейчас одна проблема – выстоять. Предпринимателям все трудней нести налоговое бремя, не поднимая цен на продукцию и услуги.
– Статистика говорит о том, что доходы населения падают четвертый год подряд, люди меньше покупают, сокращается торговый сектор. Рост наблюдается не в сфере потребления и розницы, а в крупной промышленности – заводах, связанных с ВПК.
– Какие сейчас в Томске крупные заводы? Все держится на частном бизнесе. Энтузиасты, конечно, есть, и мы работаем именно с ними, однако заметно, что в последнее время немногие хотят связывать свою жизнь с предпринимательством.
– Оказало свое влияние введение кассовой онлайн-техники?
– Дело отнюдь не только в кассах, бизнес попросту сильно «зажали». Даже те, кто смог вовремя сориентироваться и принять правильные решения, могут испытывать избыточное давление. Сегодня, к примеру, трудно понять, не обяжут ли вас платить налоги еще и за контрагентов. Некоторым из них ничего не могут толком предъявить, так как отсутствует доказательная база – приостанавливают их деятельность и все. А обязательства по платежам «переводят» на благонадежных контрагентов, иногда даже вместе с какими-то уголовными вещами. Все справочные системы о проверке контрагентов на благонадежность – формальность. Это трудная тема, проблему хорошо понимают на все уровнях, но вот поднимать ее не спешат.
– Глава налоговой службы страны отчитался перед президентом о том, что поступления в казну в 2016-17 годах выросли на 20%, причем половина этих денег собрана с нефтегазового сектора.
– Очень может быть, что у них как раз таки все хорошо. Однако частный бизнес в целом сегодня живет лишь на собственных оборотных средствах. У него просто не хватает денег, чтобы полностью расплатиться с долгами – как только предприниматели начинают рассчитываться по всем статьям, их бизнес становится нерентабельным. Поэтому многие и уходят «в тень».
Недавно руководитель одной строительной компании задал мне такой вопрос: «Какой смысл отдавать на торгах объект для строительства предприятию, которое по смете устанавливает убыточную для себя цену объекта? Знающие люди ведь понимают, что эта компания либо скрывает свою бухгалтерию, либо никогда не «вытянет» такой объект».
– Чему научились в этом году томские бизнесмены?
– 2017-й заметно дисциплинировал предпринимателей, они стали глубже вникать в налоговый учет, стали более бережливо относиться к заработанным деньгам, просчитывать себестоимость, следить за документооборотом. Если раньше кто-то мог отдать клиенту наличные, не получив за это хотя бы первичные документы, то сейчас люди крепко думают, прежде чем расставаться со средствами.
Вообще, предприниматели стали чаще прибегать к услугам бухгалтера еще на стадии рассмотрения будущей сделки. Раньше для заключения контракта хватало услуг юриста, или же люди самостоятельно «сочиняли» тексты контрактов. Сейчас все стараются понять, как та или иная ситуация может повлиять на исход контракта, на процесс налогообложения.
Еще одна из отличительных черт сегодняшнего момента – большое количество банкротств. У юристов, специализирующихся в этом направлении, нынче много работы.
Безосновательный оптимизм – главный двигатель бизнеса
– Вы помогаете томским крестьянско-фермерским хозяйствам получать государственные субсидии и уже добились выделения нескольких миллионных грантов на развитие КФХ. Куда идут эти средства?
– В этом году к нам действительно обратилось множество КФХ. Но они получают гранты на развитие, например, постройку коровника. Деньги выдаются единовременно под конкретную цель, и для фермеров это хорошая возможность расширить бизнес. Эти гранты направляются также и на растениеводство, на закупку сельхозтехники, они позволяют увеличить активы.
Впоследствии такие активы позволяют людям зарабатывать дополнительные деньги на животноводстве, торговле мясом и молоком.
– Это примерные налогоплательщики?
– Примерными налогоплательщиками изначально хотят быть все, не только фермеры. Практически каждый человек, открывающий бизнес, начинает его с честным желанием открыто платить государству. Однако когда мы указываем на все, что будет необходимо перечислять в казну, то некоторые корректируют этот настрой.
Хотя тот, кто вкалывает по-настоящему, выдержит и при нынешнем налоговом бремени. Ну а тех, кто хочет таким способом получить что-то в свой карман и сразу же «слинять», в конце концов догонят. Да и вообще, предприниматель, помимо средств гранта, обязан вложить в заявленный проект еще и собственные средства – и это в условиях весьма строгой отчетности.
– Чего вы ждете от ближайшего будущего?
– Очень хочется переехать в собственный просторный и светлый офис. Так или иначе, нам придется сменить сегодняшнее помещение – новый спектр предоставляемых услуг потребует большего количества сотрудников. В нынешнем году мы зарегистрировали свой бренд, возможно, что в скором времени компания выйдет на новосибирский рынок. Планов много, главное – не останавливаться и каждый день качественно выполнять свою работу.