Экспортируй сейчас!

Томская система поддержки экспортеров подводит итоги года и готовится к покорению новых рынков.

Компании:

На недавней церемонии награждения лучших экспортеров Томской области 2019 года среди предприятий малого и среднего бизнеса, ведущие мероприятия, называя имена томских компаний, озвучивали и страны, где можно сегодня встретить их продукцию. Однако, огласить полный список государств-импортеров томских товаров и услуг, не получилось, иначе торжественный вечер затянулся бы надолго. Трудновато, например, сходу перечислить все партнерские связи компании «Элком+», которая поставляет свои IT-решения в 75 стран мира. Её директор Евгений Тепляков говорит, что когда-то, создавая этот бизнес, он мечтал о завоевании хотя бы российского рынка. Но однажды в ходе очередной бизнес-миссии оказалось, что устройства «Элком+» для радиосвязи имеют хорошие перспективы в одной из стран Юго-Восточной Азии, и компания занялась развитием именно экспортной деятельности. Сегодня иностранные рынки приносят «Элком+» большую долю выручки, а её офисы можно увидеть как в США, так и в столицах развивающихся стран.

Этот пример выхода регионального бизнеса на открытый мировой простор – совсем не исключение, а иллюстрация общей тенденции: все больше томских компаний, подключаясь к услугам центра поддержки экспорта, ищут успех вдалеке от границ России.

Туда, где шансы выше

Несырьевая продукция из нашей страны в 2018 году заняла едва больше трети от общего объема экспорта, при этом малый и средний бизнес внес в этот поток всего около 10%. По данным Росстата субъекты МСП поставили за границу товаров и услуг на 21 млрд долларов США. Всего же в России действуют более 45 тысяч малых и средних предприятий-экспортеров, однако по прогнозам Минэкономразвития к 2024 году их число должно удвоиться. В нашем регионе ситуация несколько другая. По итогам 2018 года доля несырьевого экспорта в общем объеме составляет более 70%, на протяжении нескольких лет статистика фиксирует рост экспорта товаров и числа экспортеров-МСП, увеличивается число стран-импортеров томской продукции и услуг. В этом немалый вклад региональной системы поддержки малых и средних экспортеров, которая сегодня активно развивается в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и мероприятий программы развития малого и среднего бизнеса Томской области.

– Томский центр поддержки экспорта, действующий в рамках региональной программы поддержки МСП, является частью большой национальной системы поддержки экспорта, объединяющей Российский экспортный центр, торгпредства и посольства России за рубежом, систему торговых советников и загранпредставительства РЭЦ и ТПП РФ, региональные центры поддержки экспорта, – поясняет директор регионального центра поддержки экспорта Александр Беляев. – Благодаря объединению региональных и федеральных инструментов поддержки экспортеров в Томской области можно получить поддержку на каждом этапе экспортной деятельности предприятия. Это консультационная и образовательная поддержка в сфере ВЭД, льготное участие в бизнес-миссиях и зарубежных выставках, переговоры с импортерами томской продукции непосредственно в регионе, помощь в переводе сайтов, поиске партнеров за рубежом и многое другое. Сегодня мы видим интерес томских компаний к этим механизмам поддержки бизнеса. По данным аналитического портала РЭЦ, в 2018 году доля томского несырьевого неэнергетического экспорта составила более 78%. За период 2015-2019 годы более сотни томских компаний малого и среднего бизнеса при поддержке центра заключили 180 экспортных контрактов.

Сегодня среди главных экспортных направлений региона – продукция глубокой лесопереработки, IT-услуги, производство телекоммуникационной аппаратуры, лабораторного оборудования для измерений, машиностроительная и кабельно-проводниковая продукция, медицинские материалы и приборы, системы водоочистки, продукты питания и детские развивающие товары, а также франшизы и решения на основе интеллектуальной собственности томских компаний.

– Для развития нашей компании особо важными являются вопросы таможенного оформления и логистика, – говорит директор торговой марки «33 пингвина» Ольга Степико. – Поскольку небольшим региональным производителям трудно начинать выход на рынки зарубежья без опоры на экспертов и специалистов ВЭД, помощь экспортного центра является здесь важнейшим элементом успеха.

Сегодня продукцию «33 пингвина» можно купить от Калининграда до Дальнего Востока, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и даже в Китае, а когда-то перспективы торговли на рынках азиатских стран таким нежным и скоропортящимся товаром, как экологически чистое мороженое из центра Сибири выглядели весьма сомнительными.

Кстати, предвосхищая объявленный пять лет назад «разворот» российских внешнеторговых интересов на Восток, томские компании начиная с 2011 года побывали с бизнес-миссиями в Индии, Индонезии, Южной Корее, Вьетнаме, Китае, Малайзии, Монголии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Туркменистане. После этого томская продукция и решения компаний «Микран», «Приборсервис», «Термэкс», «Фермент», «Сибирский машиностроитель» и многих других появилась на рынках этих стран.

В основе успехов опыт и экспертиза

Следует напомнить, что продвижение товаров на развивающихся рынках Азии имеет свои специфические особенности. Например, китайским, корейским или индийским партнерам важно увидеть продукт своими глазами, самим оценить его качество. Поэтому томский центр развития экспорта с самого начала организует участие малого и среднего бизнеса в международных выставках.

– Это один из самых эффективных элементов техники продаж в Азии, – считает предприниматель из Томска Наталья Сизова, побывавшая в нынешнем году вместе с другими коллегами на крупнейшей региональной выставке «BIOFACH INDIA». – Непосредственно в рамках мероприятия нам удалось установить контакты с представителями азиатских и европейских компаний, а также с индийскими экспертами по вопросам сертификации органических товаров и пищевой отрасли. В результате состоялось 25 переговоров, были достигнуты договоренности о поставке первой партии нашей продукции – масел и кремов, получены образцы эфирных масел, экстракты для изготовления пробной линейки товаров по заказу индийской сети салонов красоты.

– Любопытно оценить, насколько в Азии ценят экопродукцию из России. Мы увидели, что любой компании в этом сегменте обеспечено внимание, – говорит менеджер по внешнеэкономической деятельности ООО «СибирьЭкоТрейд» Яна Никитина. – Особенно высок спрос на товары под маркой «Сделано в Сибири». Думаю, экспортеры, выпускающие продукцию из органического сырья, не должны упускать возможность регулярно демонстрировать её на местных выставках. К примеру, за один день выставки BIOFACH INDIA нам удалось получить устные соглашения с партнерами из Непала, Индии, Польши.

В 2019 году томский центр поддержки экспорта организовал 12 коллективных экспозиций наших компаний за рубежом. При этом участникам полностью оплачивалась аренда стендов, доставка выставочных образцов и регистрационные взносы, услуги переводчика. Самим компаниям-участникам оставалось лишь оплатить часть затрат на проезд и гостиницу. Все это позволяет порою сэкономить экспортерам на выставочной деятельности до 80% затрат на мероприятие.

– В нынешнем году томские малые и средние предприятия побывали на международных выставках в таких странах, как ЮАР, Монголия, Иран, Казахстан, Египет, Индия, Китай, Азербайджан, Туркмениcтан. Именно эти рынки считаются одними из самых быстрорастущих и перспективных в мире. Кроме того, наши компании участвовали на профильных выставках в Москве и Новосибирске, – говорит Александр Беляев. – Помимо этого было организовано около десятка реверсных бизнес-миссий с предпринимателями из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Сингапура, Турции, Индии, Индонезии, Вьетнама, Египта. Томские делегации малых и средних предприятий посетили страны постсоветского пространства и БРИКС, развивающиеся рынки Азии и Африки. Всего в этих мероприятиях приняли участие более 300 томских экспортно-ориентированных компаний.

Все это позволило в 2019 году тридцати экспортерам из Томска заключить контракты с зарубежными партнерами. Среди этого числа есть как действующие экспортеры, появившиеся на новых для себя рынках, так и компании, которые впервые подключились к экспорту и планируют в дальнейшем сосредоточиться на нём.

– Такой элемент предварительной работы, как бизнес-миссии, во время которых деловые переговоры проводятся с заранее подобранными партнерами, является хорошим инструментом, стимулирующим экспорт, – полагает Мария Воронова – представитель ООО «Новая химия», томской компании, выпускающей тактильные товары для детей. – В нынешнем году мы впервые побывали с бизнес-миссией в Казахстане, сумели изучить местный рынок, особенности логистики и ожидания потенциальных клиентов. Установили массу деловых контактов и провели переговоры, результаты которых сегодня воплощаем в конкретное сотрудничество. Такие мероприятия важны, они значительно расширяют каналы продаж, поэтому домой уезжаешь не с пустыми руками, а с опытом и новыми связями.

Дальнейшее – в развитии

За последние восемь лет в России было открыто более 70 региональных центров поддержки экспорта, а к концу года их число должно увеличиться ещё на 12. За первое полугодие 2019 года центры оказали услуги 6,5 тысячам малых и средних компаний. При этом было заключено 862 экспортных контракта, а объем экспорта МСБ составил 1 млрд долларов.

На этом фоне томская система поддержки экспортно-ориентированных предприятий показывает достойный результат. Как показывают итоги года, каждое третье томское предприятие-экспортер использует возможности поддержки по линии экспортного центра . Причем региональными и федеральными инструментами поддержки пользуются не только действующие, но и потенциальные экспортеры. Всего за 2018­-2019 годы поддержку инфраструктуры развития экспорта МСП получили более 500 томских компаний.

– В наступающем 2020 году весь пакет услуг томского центра поддержки экспорта будет предоставляться на базе центра «Мой бизнес», таким образом, он будет встроен в единую федеральную систему поддержки предпринимательства и экспорта, – рассказывает Александр Беляев. – Кроме того, в будущем центры поддержки экспорта расширят спектр услуг, приступив к внедрению экспортных акселерационных программ. Томская область, как регион, расположенный в самом центре страны, особо заинтересована в поиске новых зарубежных партнеров, поэтому в списке будущих мероприятий по развитию внешнеэкономического сотрудничества обязательно появятся новые направления.

Фото: Томская ТПП

Компании:

Читайте также: