Талон на удовлетворенность

Бюджет Томска на 2022 год запланирован с предельным уровнем дефицита.

Компании:

Фото shutterstock.com

Осенью прошлого года на волне очередных выборов и либерализации карантинных мер в воздухе повисли ожидания на тему обновленной городской думы. Дескать, сейчас они все перетрясут, переотменят (включая тот самый демонический бюджет на СМИ) и деньги – утаиваемые и распыляемые невесть куда – обнаружатся сами собой.

Мы, в свою очередь, предрекали быстрый отказ от подобных ожиданий и крушение «любовной лодки» о суровый быт, заключающийся в необходимости поиска дополнительных доходов городского бюджета. В итоге наш прогноз оправдался не полностью – нынешней осенью в думе зазвучали требования обеспечить бездефицитный характер бюджета: как и за чей счет опять же непонятно, хотя и очень интересно.

В былые времена проблему дефицитов пытались решать за счет введения талонов, и сегодня именно эта идея станет нашим вкладом в копилку инфантильных идей по обустройству города. Нужно напечатать на ризографе (это винтажно и сверхдешево, все по актуалочке) талоны на ремонт дорог, уборку улиц и содержание думы. В будущем их можно будет обменивать на бесплатный проезд в обновленном электротранспорте или подписку на выступления наиболее продуктивных депутатов.

Представляем конспект выступления и.о. заместителя мэра Томска Анны Мальсаговой на заседании думского комитета по бюджету, экономике и собственности.

Общие цифры

– В 2022 – 2024 годах муниципальному образованию «Город Томск» будет предоставлена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – ежегодный объем этой дотации составит 678,5 млн рублей. С учетом данной суммы доходы городского бюджета в следующем году определены на уровне 16 млрд 648,1 млн рублей. Из них на налоговые и неналоговые доходы приходится 7 млрд 975,2 млн, на безвозмездные поступления 8 млрд 672,9 млн рублей.

Расходы в бюджете 2022 года предлагается установить в размере 17 млрд 445,2 млн – таким образом предельный дефицит составит 797,1 млн или 10% от собственных доходов. В результате с учетом наличия предельного дефицита бюджета нынешнего года к 1 января 2022 года объем муниципального долга составит 5 млрд 734,5 млн рублей (или 71,9% от налоговых и неналоговых доходов).

Доходная часть

– Кроме того, на формирование доходной части бюджета повлиял ряд изменений федерального законодательства. Так, в налоговый кодекс были внесены изменения, касающиеся нового социального налогового вычета по НДФЛ в части расходов на физкультурно-оздоровительные услуги – при этом в общей сумме этот вычет по-прежнему не может превышать 120 тысяч рублей. Также в налоговом кодексе был установлен упрощенный порядок получения некоторых других налоговых вычетов по НДФЛ. Кроме того, с января 2021 года сумма налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и обязательное медицинское страхование.

Основная доля доходной части бюджета приходится безвозмездные поступления – в 2022 году она составит 52,1% против 62,6% в 2021-м. При этом нужно понимать, что пока до нас доведены не все межбюджетные трансферты на плановый период, поэтому в дальнейшем доля безвозмездных поступлений будет расти.

Неналоговые доходы составят 646,2 млн рублей или 3,9% от общего объема. Очевидно, что и в суммовом, и в процентном выражениях их доля заметно уменьшается. Что же касается доли налоговых доходов, то она достигнет 44% или 7 млрд 329 млн рублей. В целом их формирование произведено с учетом действующих в 2021 году единых нормативов отчисления, установленных законами Томской области – по НДФЛ норматив уставлен в размере 10%, по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых в размере 100%, по упрощенной системе налогообложения – 30%.

В структуре налоговых доходов основным, то есть приносящим наибольший объем средств, является НДФЛ – его доля составляет 57,4%, в 2022 году мы планируем получить по этой статье 4 млрд 207,7 млн рублей (+4,7%). Следующим по значимости является земельный налог – на него приходится 16,4% или 1 млрд 203,5 млн рублей, темп роста по статье ожидается на уровне 102%. Примерно такую же долю должен принести налог, взимаемый в связи с применением УСН – в данном случае, речь идет об 1 млрд 183,8 млн рублей. Доля налога на имущество физических лиц составляет 6,2%, планируемая сумма –457,8 млн рублей, доля остальных налогов составляет менее 1% от общей массы налоговых доходов.

Основным доходом в структуре неналоговых поступлений является арендная плата за земельные участки и средства от продажи права на заключение договоров аренды – его доля достигает 46% или 298,1 млн рублей. Хотелось бы отметить, в части неналоговых доходов отмечены отрицательные темпы – 87,5% к уровню 2021 года. Это говорит о том, что в городе произошло большое выбытие имущественного и земельного фонда, а его наращивание уже не представляется возможным.

По доходам от сдачи в аренду земельных участков и средствам от продажи права на заключение договоров аренды темп роста составляет 92,1%, снижение показателя связано с тем, что земельные участки, предоставленные в аренду, все чаще выкупаются в собственность – то есть в дальнейшем их владельцы платят уже земельный налог. Кроме того, арендаторы обращаются за пересмотром кадастровой стоимости участков.

Второй по значимости является статья под названием «Прочие доходы от использования муниципального имущества», ее доля составляет 14,9% или 96,6 млн рублей. Доходы от продажи земельных участков занимают 11,4% – здесь учтены доходы от продажи 64 участков, включенных в план продажи на торгах, а также по выкупу участков без торгов, но исходя из уровня продаж 2019-2020 годов.

Долг

– Объем муниципального долга на 2022 – 2024 годы планируется с ежегодным приростом показателя. В 2022 году он должен увеличиться на 16,1%, в 2023 – на 14,3%, в 2024 – на 13%. Прогнозируемый рост муниципального долга и расходов на его обслуживание связан с тем, что проект бюджета на эти годы составлен с предельным дефицитом.

В условиях предельного дефицита и растущего долга город соблюдает требования бюджетного законодательства, хотя соотношение объема муниципального долга к налоговым и неналоговым дохода продолжает расти. Если в 2021 году этот показатель составляет 67,4%, то при наличии предельного дефицита в 2024 году он достигнет 86,7% – напомню, что бюджетный кодекс устанавливает ограничение в размере 100%.

В части отношения расходов на обслуживание муниципального долга к расходам бюджета ограничение установлено на уровне 15% – у нас самый большой показатель, запланированный на 2024 год, составляет 5,7%.

При этом хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2022 года расходы на обслуживание долга не могут превышать 10% – вместе с тем, действие данной нормы приостановлено и действие этого постановления планируется продлить до 2023 года.

Расходы

– Несмотря на предельный дефицит, который мы предлагаем установить в 2022 году, расходную часть бюджета без учета безвозмездных поступлений удалось увеличить всего на 193,7 млн рублей. Основные расходы приходятся на выплату заработной платы и начисления на оплату труда – в общей сложности они составляют 35,5%. На капитальный ремонт и капвложения предусмотрено 2,5% и 2,8% соответственно, на формирование резервных фондов – 3,8% от общего объема расходов. Кроме того, обслуживание муниципального долга потребует 4,4%, исполнение решений судов – 2,3%.

На реализацию национальных проектов в 2022 году за счет местного бюджета планируется потратить 320,4 млн рублей (14,5%). В структуре расходов на нацпроекты, реализуемые на территории муниципального образования «Город Томск», 26,7% придется на средства федерального бюджета, еще 58,7% перечислит областной бюджет. Данное соотношение говорит о том, что по направлению нацпроектов в следующем году на один рубль средств местного бюджета будет привлечено 5,8 рублей из бюджетов другого уровня. Напомню, что в 2021 году речь идет о 7,9 рублей.

Некоторые программы

– В рамках муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного фонда», на реализацию которой запланировано 434,6 млн рублей, осуществляется снос аварийных домов, оценка стоимости расселяемого имущества, исполнение судебных актов на приобретение жилья и выплата выкупной стоимости. Уменьшение планового объема бюджетных средств на ее реализацию в 2022 году по сравнению с 2021 годом (662,9 млн р.) обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов, который в течение 2022 года может быть скорректирован.

На территории города в рамках этой программы реализуется региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» нацпроекта «Жилье и городская среда», в рамках которого необходимо выкупить 6,5 тысяч квадратных метров, на что запланировано 268,7 млн рублей.

По муниципальной программе «Обеспечение безопасности дорожного движения» средства уменьшены на 107 млн рублей – это связано со снижением объема межбюджетного трансферта на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На ремонт улично-дорожной сети предлагается направить 661,2 млн рублей – из них на средства областного бюджета, выделенные по линии нацпроекта, придется 381 млн рублей.

В рамках муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства» расходы снижаются на 75,8 млн рублей – до 1 млрд 124,3 млн. Большую роль здесь сыграла подпрограмма «Развитие улично-дорожной сети», в рамках которой в 2021 году были предусмотрены расходы на строительство транспортной развязки на 76-м километре.

На следующий год по этой подпрограмме предусмотрены расходы в сумме 19,9 млн рублей – средства планируются направить на разработку проектно-сметной документации для железнодорожного переезда в поселке Степановка. Еще 12,7 млн рублей планируются потратить на ремонт путепровода на улице Мичурина, средства включены в проект бюджета на условиях софинансирования в размере 25% от общей суммы.

Риски

– Действующее бюджетное законодательство позволяет нам иметь долг и расходы на его обслуживание в запланированном объеме. Кроме того, бюджетным кодексом предусмотрена оценка долговой устойчивости – в соответствии с этими нормами Томск пока еще относится к муниципальным образованиям со средним уровнем устойчивости. Однако если мы будем следовать бюджету с предельным дефицитом, то к 2024 году город перейдет в разряд муниципальных образований с низким уровнем.

В этом случае на нас будет наложено множество ограничений. Мы будем обязаны предоставлять в область проект бюджета города и согласовывать с ней программу заимствований. Кроме того, мы не сможем исполнять меры социальной поддержки граждан, потому что эти расходы не относятся к полномочиям города.

Фото Администрации Томска

Компании:

Читайте также: