Сыграть в реактор

Представители томских вузов обсудили проекты в сфере новых образовательных технологий.

Компании:

Круглый стол, посвященный новым форматам обучения студентов, преподавателей и действующих специалистов, прошел на площадке информационного агентства «РИА Томск».

Светлана Велединская, директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ

– В ТГУ проблема перехода на новые технологии организации учебного процесса осознана не сегодня. К примеру, два года назад фокус был сделан на изучении того, как меняются рабочие места – они частично погружаются в цифру, возникают новые форматы взаимодействия, происходит отход от жестких вертикальных и разрастание горизонтальных моделей. Все это свойственно поколению Z – именно их предпочтения влияют на то, каким будет рабочее место, к которому мы готовим ребят.

Ближе всего к рабочим местам находятся корпоративные структуры, поэтому акцент ставился на изучение их опыта. В университете был создан проект обучения группы преподавателей в корпоративном университете Сбербанка – он достаточно плотно занимается как новыми технологиями, так и технологиями обучения взрослых. Проект вылился в то, что система повышения квалификации преподавателей университета была серьезно перестроена. В частности, ТГУ запустил программу «Передовые технологии для непрерывного образования», ставшую прообразом одной из трех программ, которые легли в основу федерального гранта – его мы выполняем совместно с коллегами из ТУСУРа и ТГПУ. Всего в рамках проекта обучаются более 850 человек из 6 регионов и 12 вузов, совсем недавно мы закончили очный интенсив и перешли на стадию дистанционной доводки.

Елена Другова, директор Научно-образовательного центра «Институт передовых технологий обучения» ТГУ

– Не так давно в Томске прошла стратегическая сессия, посвященная перспективам «Большого университета», и вызовы, которые там обсуждались, касались позиционирования Томска – но уже не в России, а в мире. Вообще, принять такой большой вызов достаточно сложно, особенно учитывая то, что у томских вузов сильные позиции и весьма комфортное существование. То есть нам необходимо выйти из зоны комфорта и сформировать стратегию дальнего горизонта – и я считаю, что некоторое критичное количество людей эту рамку для себя увидело и приняло. Этому поспособствовали и экспертные доклады, показывающие то, куда движется образование, и степень конкуренции за человеческий капитал – преподавателей и студентов. Хочет того Томск или нет, но он уже находится в мировой образовательной системе и игнорировать такое положение дел долго не получится.

Что же касается образовательных технологий, то первое, что приходит в голову в контексте «Большого университета», это, конечно же, общие образовательные курсы и список образовательных модулей, а также возможности реализации индивидуальных образовательных траектории на материалах и ресурсах разных университетов. Раз в Томске есть разнопрофильные университеты со своими сильными сторонами, то путем коллаборации можно сформировать и более сильные образовательные траектории, получив новое качество обучения.

Виктория Дубровская, директор Института дистанционного образования ТГУ

– Идея коллаборации во время стратегической сессии звучала неоднократно. Практически по всем направлениям, которые мы обсуждали, у нас есть совместные проекты. И в науке, и в образовании, и даже в каких-то инфраструктурных вопросах фигурировали проекты сразу двух-трех вузов.

С 2017 года в области функционирует Томский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения. Это тоже совместный проект, в нем принимают участие ТПУ, СибГМУ и ТУСУР. Кроме того он пользуется поддержкой областного департамента профессионального образования – то есть мы привлекаем к проекту и учреждения среднего профессионального образования.

В настоящее время онлайн-обучение является одним из приоритетных направлений в развитии образования. За годы существования центра обучено более 1 500 тысяч преподавателей вузов и СПО, в нашу деятельность включено около 200 организаций, мы охватили все 8 федеральных округов и более 60 регионов. Кроме того, мы работаем со студентами – мы ведь сейчас обсуждаем новые технологии, но студенты тоже являются участниками образовательного процесса. И они зачастую не представляют, что с ними хотят сделать с помощью тех или иных технологий. Это, в свою очередь, порождает некоторое отторжение, поэтому работа со студентами и обучение их взаимодействию также крайне важны.

Александр Фадеев, и.о. проректора по цифровизации – директор Центра цифровых образовательных технологий ТПУ

– Региональный центр действительно дал хороший старт онлайн-технологиям в регионе. Заходя в этот проект, мы немного сомневались по поводу того, кому это нужно, сейчас такой вопрос перед нами уже не стоит.

Разумеется, эти технологии пережили хайп – как и в случае со всем новым, сначала произошел резкий взлет, потом было небольшое снижение, в итоге технология вышла на так называемое устойчивое плато. Многие говорили, что онлайн вообще должен вытеснить все остальное, сегодня мы прекрасно понимаем, что основную суть университета составляют коммуникации, в том числе и между студентами. Некоторые зарубежные исследователи заявляют, что до 60% нужной информации студенты получают в общении друг с другом – к примеру, один что-то понял и донес до своих однокурсников в более доступной форме. Таким образом, онлайн-технологии становятся настоящими помощниками в деле доставки знаний, организации самостоятельной работы и компенсации нехватки аудиторных часов.

Нам же как техническому университету кроме передачи знаний необходимо передавать навыки и умения. И вот здесь классических онлайн-курсов нам уже не хватает – поэтому в ТПУ большое внимание уделяется виртуальным симуляторам. Именно так сейчас обучают пилотов, мы же переводим в виртуальную реальность опасные или очень дорогие в эксплуатации лаборатории. Например, ТПУ это единственный вуз в стране, у которого остался собственный ядерный реактор, и мы не можем завести туда всех студентов по вполне понятным причинам. В результате была создана его виртуальная копия – теперь любой желающий может скачать виртуальный тренажер и вместо того, чтобы играть в танки, может «поиграть» в реактор. Для студентов это вполне привычная среда, плюс там используются те же «движки», что и в играх.

Что касается коллаборации, то в сентябре министерство образования объявило конкурс в рамках проекта «Цифровой университет». Мы подали туда совместную с ТГУ и ТУСУР заявку, всего этот конкурс выиграло пять заявок в масштабах всей страны, и наша – в их числе. Это говорит о том, что мы как университеты научились разговаривать друг с другом и договариваться о совместной деятельности.

Елена Саврук, начальник Учебного управления ТУСУРа

– Вспомните, что было лет 10 тому назад – между томскими вузами велась жесткая конкуренция за каждого абитуриента и преподавателя. А сейчас мы уже пришли к тем отношениям, в рамках которых мы можем договариваться и работать над чем-то совместным.

Если говорить конкретно о ТУСУРе, то университет переходит к выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента – причем начинаются они уже со школьного этапа. Так, проект «Школа – вуз – предприятие» реализуется у нас с 2016 года. В рамках «пилота» нашими партнерами выступили Томский физико-технический лицей и НПФ «Микран». Сейчас мы расширяем эту модель – к ней подключилась школа «Перспектива», в декабре будет открыта первая межрегиональная школьная кафедра в городе Междуреченск.

То есть уже начиная со школы, мы предлагаем будущим студентам сразу несколько проектов, мероприятий и траекторий. И они, поступив в университет, сразу же получают  возможность выбора курсов, причем не только в рамках нашего базового учебного плана. Так, с 2019 года мы включили в него программы дополнительного профессионального образования – как для бакалавриата, так и для магистратуры. То есть у гуманитария появляется возможность освоения IT-компетенций, и когда он пройдет итоговую аттестацию, то в рамках дополнительной программы получит дополнительный диплом профессиональной переподготовки.

На следующем уровне у нас идет взаимодействие с работодателями – к нам приходят и говорят: «Нужны вот эти и эти ребята». Мы начинаем выяснять, какие именно навыки нужны работодателю и начинаем внедрять нужные курсы в свой учебный план. То есть компании формируют список нужных им навыков, а студенты их при желании осваивают.

Кроме того, для своих стратегических партнеров ТУСУР разрабатывает курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Хотелось бы отметить, что сотрудники коммерческих предприятий проходят переподготовку с большим удовольствием, нежели преподаватели вузов. Но и в работе с ними есть свои результаты – в частности, они начали проходить стажировки у наших промышленных партнеров. Мы называем это «звездным десантом» – группа заведующих кафедрой или деканов отправляется на предприятие, там они общаются со специалистами и понимают, как нужно корректировать учебные курсы и программы, чтобы выпускник был действительно востребован на этом предприятии. Причем речь идет не только о Томской области, наши сотрудники ездят и в Красноярский край, и в Новосибирскую область.

Фото: сайт ТГУ, Павел Стефанский (предоставлено РИА Томск)

Компании:

Читайте также: