Сделать правильный выбор

Исполняющий обязанности главного инженера АО «Транснефть – Центральная Сибирь» Андрей Сивуха рассказал о профориентации школьников и работе со студентами.

Компании:

Конец весны и начало лета традиционно являются наиболее волнительным периодом для выпускников российских школ и их родителей. При этом речь зачастую идет не только о финальной подготовке к сдаче Единого государственного экзамена, но и о последней возможности оценить правильность выбора будущей специальности.

О формате совмещения игровой составляющей с по-настоящему продуманной профориентацией, а также о сотрудничестве с опорным вузом и содействии в трудоустройстве – далее в нашем материале.

Работа с университетом

Андрей Николаевич, расскажите пожалуйста, как устроено взаимодействие между АО «Транснефть – Центральная Сибирь» и Томским политехническим университетом?

– Томский политехнический университет является для нас опорным вузом – именно здесь ведется подготовка высококвалифицированных специалистов для нефтяной отрасли. Мы активно сотрудничаем, и одним из важнейших результатов этой работы является стабильность в предоставлении рабочих мест выпускникам, которые обучаются в ТПУ по нашему направлению.

Помимо этого, речь идет о прямой материальной поддержке: «Транснефть» оснащает профильные кафедры университета современным оборудованием, помогает ремонтировать помещения, предоставляет актуальные лекционные и нормативные материалы. Это направление подчинено специальному трехлетнему плану, нынешний план действует с 2018-го по 2020 годы – в текущем году меры поддержки составят порядка 10,5 млн рублей.

Еще одним направлением работы с университетом является разработка совместных образовательных программ, в рамках которых ведется подготовка действительно востребованных специалистов для нефтепроводной отрасли. Компания участвует в разработке годового плана обучения, а специалисты «Транснефти» ведут лекции и знакомят студентов с современными производственными реалиями. Преподаватели ТПУ находятся в постоянном контакте с нами – в «Транснефти» они проходят переподготовку, которая позволяет им находиться на стыке современных знаний об отрасли и ее технологическом оснащении.

Не секрет, что требования к предприятиям, работающим в нефтепроводной сфере, регулярно меняются, появляется большой объем новой нормативной документации – как результат, возникает необходимость своевременной коррекции технологических процессов и планов обучения специалистов. Поэтому совместная деятельность необходима и в этом направлении, иначе на выходе мы будем получать выпускников, обладающих устаревшими знаниями и навыками.

– Как выстроена работа со студентами на предприятии?

– «Транснефть – Центральная Сибирь» проводит ежегодный конкурс лучших студенческих работ, причем участвуют в нем не только студенты профильной кафедры, но и изучающие механику, энергетику, направление контрольно-измерительной аппаратуры и так далее. Участники конкурса представляют свои идеи, мы же смотрим на то, в каком направлении движется будущий специалист. И если тема интересна, начинается совместная работа, которая ведется вплоть до выпуска и последующего трудоустройства.

Если говорить о наших «целевиках», которые проходят обучение непосредственно от предприятия, то здесь во многом сказывается преемственность поколений – как правило, это дети сотрудников предприятия, которые успешно сдали выпускные экзамены и были направлены на учебу в ТПУ. По окончании вуза они гарантировано трудоустраиваются в системе «Транснефти» – на сегодняшний день в рамках целевого направления в университете обучается девять таких студентов.

Еще один момент касается производственной практики – как известно, если в советское время существовала система распределений, то сейчас место для ее прохождения нужно искать самостоятельно. Перед студентами курируемой нами кафедры такая проблема не стоит, мы автоматически принимаем их на практику, в том числе оплачиваемую. Будущие специалисты работают на предприятии и параллельно готовят дипломные проекты. Кроме того, студенты, обучающиеся по направлению нефтегазового дела, проходят дополнительную подготовку в нашем корпоративном колледже и получают уже непосредственную профессию. То есть, после окончания университета такой выпускник является полноценным работником, которого можно сразу ставить на производство.

Играем вместе

По инициативе Инженерной школы природных ресурсов ТПУ и АО «Транснефть – Центральная Сибирь» разработана онлайн-игра «Магистраль». Нефтетранспортная компания при этом выделила благотворительное финансирование на реализацию проекта.

Игра представляет собой онлайн-систему ранней профориентации школьников, основанную на технологии игрового моделирования. Целью проекта является популяризация учебных предметов естественнонаучного цикла и инженерного образования в целом, а также дистанционное изучение естественных наук, доступное в самых разных населенных пунктах страны.

Профориентация школьников

– Андрей Николаевич, зачем АО «Транснефть – Центральная Сибирь» решило участвовать в разработке данной игры? Какой эффект это дало предприятию?

– «Магистраль» задумывалась как проект, посвященный развитию направления работы со школьниками. Это игра, в рамках которой учащиеся 8–11 классов могут усвоить физико-химические свойства минералов и материалов, изучить гидравлику, металловедение, и вообще сам бизнес-процесс – от добычи до получения готового продукта. И все это в условиях, максимально имитирующих реальные.

Поэтому здесь мы изначально не предусматривали «большого кошелька», который позволяет построить огромное количество заводов буквально с нуля и тут же получить стабильный поток прибыли. Для того чтобы поставить завод, игроку нужно пройти очень много шагов, начиная с обустройства скважины. К примеру, ему необходимо выбрать направление, в котором будет развиваться его деятельность, то есть речь идет о выборе стратегического уровня – что будет оправданнее: «простая» сдача нефти, выстраивание экспортного направления либо организация переработки?

Далее следует этап строительства магистрального трубопровода. В частности, нужно определить, где будут размещаться перекачивающие станции и какая именно, исходя из особенностей рельефа местности, тут потребуется труба. То есть заложить большой диаметр получится не всегда и не везде, так как в результате трубопровод может оказаться недозагруженным. Соответственно, здесь не будет экономического эффекта, и нефть на будущий завод попросту не придет.

Материалы, предложенные для виртуального строительства производственных объектов, взяты из СНиПов и ГОСТов, применяемых в нефтегазовой отрасли. А это значит, что приобрести нечто дешевое на «сторонних рынках» тут не получится – экономика обустройства нефтепроводов максимально приближена к реальной, то есть играть придется по правилам, действующим в «Транснефти».

Плюс ко всему, дело не ограничивается простым строительством трубопровода и нефтеперекачивающих станций. Внутри игры заложен и технический процесс – это обслуживание запорной арматуры и линейной части, а также очистка магистрального трубопровода, для проведения которой необходимы дополнительные остановки. Соответственно, игрок сталкивается с реальной производственной проблемой – к примеру, ему нужно провести техническое обслуживание задвижки или устранить какой-то дефект. Скважину останавливать нельзя, значит, нефть придется куда-то временно размещать – дело в том, что товарно-транспортные отношения подразумевают прием нефти от поставщиков на постоянной основе, за исключением определенных случаев. Поэтому игрок вынужден приступить к строительству специальных парков для хранения нефти.

Кроме того, в игре предусмотрены экологические штрафы. То есть, если по каким-то причинам данное направление игнорируется, происходит авария, сопровождающаяся розливом нефти и чувствительными ущербами, причем эти аварии нужно устранять и укладываться в строго отведенное время.

В совокупности и в системе все это дает именно тот эффект, благодаря которому к игроку приходит понимание реального производственного процесса.

Владимир Бурков, ассистент Отделения нефтегазового дела Инженерной школы природных ресурсов ТПУ.

Какие цели преследовал Томский политехнический университет при разработке онлайн-игры «Магистраль»?

– Если говорить о «Магистрали», то нам было интересно привлечь внимание школьников к современным вопросам транспортировки и хранения нефти. С другой стороны, мы старались проработать игру так, чтобы она была доступна, понятна и, конечна же, интересна школьной аудитории.

ТПУ выступил основным инициатором этого проекта. Кроме того, наша команда – совместно со специалистами «Транснефти» – консультировала непосредственных разработчиков игры по теоретическим и производственным вопросам.

Впервые игру представили в 2018 году. На сегодня количество посетителей страницы с онлайн-игрой превысило отметку 100 тысяч за год. При этом география участников крайне обширна – лидером по количеству игроков является Москва, за ней следуют Санкт-Петербург и Якутия. Томская область также представлена достаточно хорошо, есть игроки из-за рубежа, хотя их и не так много, как школьников из России.

При всем этом «Магистраль» нельзя назвать простой игрой. Для того, чтобы успешно справиться с предложенными заданиями, необходимо прочитать большой объем материала, который заложен внутри самого игрового процесса.

В нынешней версии игры представлены пять карт с различными темами и условиями. Сложность прохождения растет от карты к карте, при этом, чем больше человек играет, тем лучше понимает то, как устроена эта отрасль – от самых базовых вещей до нюансов пятого уровня, включающих процессы переработки нефтепродуктов.

Что касается непосредственного участия «Транснефти», то мы неоднократно приезжали на рабочие встречи. Нам помогали в части действующих технологий транспортировки и хранения нефти – то есть университет по большей части отвечал за теоретическую часть, а компания за практические моменты. Ярким примером здесь может служить оценка влияния поселков или городов, расположенных поблизости от трубопровода, на стоимость его прокладки и дальнейшего обслуживания.

Компании:

Читайте также: