Последний звонок образца мая 2022 года прозвучал на фоне глобальных изменений, уже приведших к новым ограничениям в сфере научно-технического и образовательного сотрудничества, возведению экономических барьеров и пересмотру вовлеченности России в так называемую Болонскую систему.
Российскому образованию – и, в первую очередь, наиболее передовой его части – предстоит сложный процесс адаптации к новым условиям, целям и возможностям. Свой первый материал на актуальнейшую тему мы решили сделать в относительно торжественном ключе и на примере продвинутого школьного звена. Собеседниками нашего издания стали участники последнего звонка в Томском физико-математическом лицее (ТФТЛ).
Оксана Козловская, спикер Законодательной думы Томской области, председатель попечительского совета ОГБУ ТФТЛ
– В последние годы Томская область уделяет особое внимание развитию физико-математического образования детей. При этом уже в момент создания лицея – а произошло это 11 лет тому назад – мы видели в нем не просто учреждение с углубленным изучением физики, математики и робототехники, но и своеобразную пилотную площадку по подготовке специалистов, способных создавать новые продукты и решения на основе современных технологий.
За прошедшее время нам – то есть педагогическому коллективу и попечительскому совету лицея, в который входят представители органов власти, ТУСУРа, ПНФ «Микран», Томской электронной компании, Ростелекома и других организаций – удалось решить многие важнейшие вопросы. Мы продвинулись в развитии материальной базы, новых подходов в преподавании технических и естественно-научных дисциплин, а также в формировании программы развития учреждения. Однако самое главное заключается в том, что в лицее создана особая среда, формирующая интерес к научно-техническому творчеству.
Можно с уверенность сказать, что ТФТЛ стал одним из брендов нашей области. По факту, это достаточно «взрослое» учреждение – здесь работают лаборатории и мастерские, лекции и практические семинары ведут специалисты предприятий и вузов, а лучшим учащимся назначаются стипендии.
Только за последний учебный год здесь были подготовлены 22 победителя и 28 призеров международных, национальных и межрегиональных олимпиад по физике, математике, информатике и другим дисциплинам. Из 20 премий в номинации «Молодые дарования» премии Законодательной думы Томской области среди молодых ученых и дарований четыре премии получили ученики лицея.
Начиная с 2020 года, ТФТЛ является базовой организацией по развитию инженерного образования детей в Томской области и проводит соответствующую подготовку педагогов, а также образовательные смены для учеников школ региона. На мой взгляд, такой практико-ориентированный подход в преподавании требует развития и поддержки – хотя бы просто потому, что такое образование всегда дороже и сложнее.
Сегодня вопросы технологического лидерства находятся в числе приоритетов нашего государства. А ведь это и подготовка кадров, и ранняя профориентация тех, кто будет способен обеспечить технологическое развитие России и импортозамещение в различных отраслях экономики.
Новые вызовы требуют от нас новых подходов к преподаванию технических и естественно-научных дисциплин, в том числе – в рамках школьного образования. И задача власти заключается в создании условий для увеличения количества «образовательных лифтов» в разных сферах. При этом особое внимание нужно уделять тому, чтобы лучшие выпускники школ области поступали в томские университеты и в дальнейшем работали на развитие региона.
Вера Парамонова, генеральный директор АО «НПФ «Микран»
– Школьное физико-математическое образование ценно тем, что создает прочный фундамент для формирования картины мира и научного мышления. Однако в современном мире мало знать те же самые формулы – необходимо уметь применять их на практике. Для этого процесс обучения должен выстраиваться таким образом, чтобы у школьников формировались навыки самостоятельной работы, интерес к исследованиям и умение взаимодействовать с единомышленниками.
Могу утверждать, что образовательный процесс в Томском физико-техническом лицее соответствует всем этим требованиям. Более того, здесь реализована важнейшая составляющая подхода «школа – вуз – предприятие», обеспечивающего непрерывность образования и способствующего наращиванию профессиональных компетенций.
«Микран» – как научно-производственная фирма, осуществляющая и разработку, и выпуск наукоемких изделий – поддерживает интерес школьников к физико-математическому направлению. И в будущем мы будем рады видеть сегодняшних выпускников лицея в стенах нашей компании.
Мария Канашук, зам генерального директора по правовым и социальным вопросам ООО НПП «Томская электронная компания»
– На мой взгляд, основная задача современного физико-математического образования в Томске заключается в том, чтобы, с одной стороны, сохранить исторически сложившуюся здесь образовательную базу, а с другой – усилить чисто прикладное направление. Ускоряющийся темп технического прогресса требует от молодых людей не только прочных основ научных знаний, но и представлений о современном уровне развития науки, техники и, что немаловажно, производства.
По моим наблюдениям, современные школьники неохотно потребляют «сухую» информацию – им интересно то, как эти знания применяются на практике. Кроме того, «ахиллесовой пятой» подрастающего поколения, является шаблонность мышления и поиск готовых ответов и решений. Во многом этому способствует современный крен образования в сторону многочисленных проверочных тестов, где не оцениваются способности учащихся думать, анализировать, искать решение, а учитываются лишь скорость и количество правильных/неправильных ответов.
Для физико-математического направления эта тенденция является особенно пагубной, поэтому ребят нужно обучить работе с большими объемами информации и вычленению нужного. Кроме того, им необходим стимул к творчеству и расширению границ познания на базе знания точных наук. Все это подтверждается в ходе реализации совместных проектов, имеющих практический характер.
Владимир Ефремов, директор Томского физико-технического лицея
– На уровне лицея задача физмат образования состоит в обеспечении опережающего качества основных и дополнительных программ. Ну и, конечно, это качество должно работать на востребованность будущего специалиста в быстро меняющихся экономических условиях.
Важным инструментом, уже доказавшим свою значимость, являются программы развития специализированных образовательных учреждений. ТФТЛ ставит задачу по углублению партнерства с реальным сектором экономики Томской области, поэтому в рамках нашей программы развития мы планируем разработать и внедрить механизмы сетевой работы с участием ведущих вузов, социальных партнеров, организаций допобразования, госкорпраций и высокотехнологичных компаний Томской области.
Фото: предоставлены ТФТЛ, сайты Думы Томской области, компаний «Микран» и «Томская электронная компания»