Исторический момент

К вопросу о том, почему Томск бежит за город.

Компании:

Нехватка земли, неподготовленность сетей и дорог, неумение или нежелание отдельных муниципальных служащих, отсутствие бюджетных средств на новую инфраструктуру и найм годных специалистов – все эти факторы достаточно хорошо известны и позволяют надеяться на их, скажем так, сезонный характер.

Однако еще один фактор – причем отнюдь немаловажный – видимо, накрепко зашит в местной «подкорке». И разглядеть его (не говоря уже о том, чтобы признать) заметно труднее, в том числе и по чисто психологическим причинам.

«Как вспоминает о состоянии науки и образования в Томске 40 лет назад член-корреспондент и советник РАН М. В. Кабанов — один из первых учеников академика В. Е. Зуева, стоявший вместе с учителем у истоков Академгородка, Томск уже тогда являлся неоспоримым научно-образовательным центром Сибири, а возглавляемый академиком В. Д. Кузнецовым (кстати, единственным членом Академии на территории Сибири и Дальнего Востока до 1958 года) Сибирский физико-технический институт был флагманом физических наук в Сибири.

Однако, когда в 1957 году в Новосибирске было организовано Сибирское отделение Академии наук, Томск оказался сильно «пограблен» — последовал отток более тысячи ученых с целыми научными направлениями во вновь организованные академические институты. Успешные научные коллективы искали новых перспектив, возможностей для развития и расширения исследований, которых не доставало в Томске — площади и ресурсы вузов были ограничены, препятствовали реализации крупных планов, не достаточно хорошо обстояло дело и с обеспечением сотрудников жильем.

Томску впору было кусать локти от упущенных шансов — академик М. А. Лаврентьев рассматривал наш город как одну из возможных площадок для организации Сибирского отделения, но, как вспоминает Михаил Всеволодович, к планам создания академической науки многие томские профессора и руководители отнеслись, мягко говоря, скептически.

— Томичи полагали, что находятся уже на весьма высоком научном уровне и что помощь столицы им не требуется, а если уж у государства имеются деньги, то пусть оно развивает их начинания, — вспоминал впоследствии один из основателей Сибирского отделения академик А. А. Трофимук».

«Наука в Сибири», издание Сибирского отделения РАН, ноябрь 2009.

Сопоставьте это с дискуссией о том, почему Транссиб все-таки обошел Томск, и вы получите довольно-таки любопытную историческую перспективу.

Да, версию о том, что некие томские купцы кого-то подкупили и, тем самым, лишили город магистрали, сегодня принято считать недостоверной. В частности, на сугубо «объективном» варианте (он про то, что так было технически проще и дешевле) настаивает железнодорожное ведомство – коррупционный след на теле главной дороги страны это, конечно, то еще удовольствие. Да и в самом Томске версию с подкупом, в конечном счете, не любят: объективное и благородное решение воспринимается намного комфортнее.

Между тем, дыма без огня – да еще и не рассеивающегося почти 130 лет – не бывает. К тому же совершенно непонятно, почему одна версия должна полностью отрицать другую.

Да, проход через Обь в черте современного Новосибирска был предпочтительнее в плане технической реализации и финансовой составляющей самих работ. Но ведь на работах вопрос с деньгами не кончается, дорога (кроме всего прочего) может эти самые деньги зарабатывать – более того, именно так и происходит во всем остальном мире. Так в каком же из вариантов этот участок Транссиба окупался быстрее: с экономическим и административным центром Западной Сибири или без него?

Мост в Новосибирске. Image by Romoanna from Pixabay

На итоговое решение влиял – как это всегда и бывает на практике – комплекс причин, в числе которых была и позиция части «сильных мира томского». Имела ли при этом место взятка, уже не важно, само наличие настроений «против» намертво отпечаталось в местной исторической памяти. В конце концов, если бы томичи выступили тогда единым и решительным фронтом «за», кто бы им в итоге воспрепятствовал? Жители не существовавшего еще Новосибирска? Или инженер Гарин – один против элит крупнейшей и довольно богатой губернии?

Собственно говоря, даже приведенная выше история с Академгородком (более близкая и обеспеченная источниками) также встречала неприятие на уровне «Да кому в здравом уме было надо отказываться от таких предложений?» и «Это все придумали в Новосибирске от злости и зависти».

Фактически же Академгородок пришлось создавать позднее и в заметно более усеченном виде – причем не будь у руля области Егора Лигачева, который в свое время занимался строительством Новосибирского Академгородка и, что называется, имел нужный опыт и связи, то еще неизвестно, как бы все обернулось. Однопутную железнодорожную ветку в Томск, кстати, тоже проложили с большим скрипом и временным лагом.

Повторяющаяся практика, основанная на нежелании принимать что-то новое, большое и хоть как-то влияющее на сложившийся размеренный порядок, отчасти понятна – хотя в итоге приводит к одним и тем же невеселым последствиям. «Мне уютно и так, да и вообще, куда все от меня такого хорошего денется» – а оно в ответ берет и куда-то действительно девается. Даже интересно, с чего бы.

Переходя к теме жилищного строительства, планомерно покидающего областной центр, можно привести в пример освоение северо-восточного направления – совершенно свободного от проблематики сохранения исторического наследия.

Казалось бы – какие вопросы могут возникнуть здесь? Работа велась на пустырях со сложным ландшафтом, не самый легкий вариант из возможных, то есть с альтернативами здесь было явно не густо. Застройка основывалась на комплексном подходе – наличие строящихся жилых массивов послужило частью обоснования прокладки необходимой для города дорожной магистрали, здесь же начали строить давно забытые Томском новые школы и детские сады. По итогам строительства сложились новые экономические цепочки, всегда сопутствующие развитию новых районов. В конце концов, был использован исторический шанс – в стране и регионе водились излишки нефтяных денег, частью они осели именно здесь и начали работать на Томск.

Вспомните то время – Томск, недолюбливающий большие проекты, внезапно оказался безоружным перед федеральной щедростью и был вынужден достать из пыльных запасников проект Левобережной дороги. Просто потому, что никаких других готовых идей, соответствующих замаячившим деньгам, здесь попросту не было. Проект вдумчиво мяли, обжевывали, критиковали, что-то начали и в итоге дождались момента, когда деньги в стране кончились. Но самое главное – некоторые почувствовали в этот момент большое удовлетворение: не срослось и ладушки, даже хорошо. Дикость, конечно, но это факт.

Проект строительства района «Солнечная долина» пускай не до конца, но все же удался – хотя и своих критиков у него было предостаточно. На вопрос о том, какой может быть альтернатива комплексному освоению этих территорий, внятного ответа не следовало. «Нам не нравится и точка, что же касается земель, то пока пусть стоят неосвоенными, а потом, быть может, все изменится и тут возникнет город-сад».

Более того, уже на уровне принятия решений сам проект освоения восточных территорий посчитали слишком большим и цельным – в результате крупный земельный участок восточных земель  ушел другому застройщику. В раздробленном виде все это казалось удобоваримее.

Мэрия Томска через суд изъяла у арендатора – ООО «Стройзаказчик» (входит в холдинг ООО «Томская промышленно-строительная компания» (ТПСК) – земельный участок общей площадью 23 гектара в микрорайоне Солнечная долина; на этой территории будут построены жилые дома, школа и детский сад, сообщил журналистам во вторник мэр Томска Иван Кляйн.

По его словам, участки расположены в микрорайоне №9 Солнечной долины за школой «Эврика-развитие». В 2012 году по результатам торгов они были переданы в аренду ООО «Стройзаказчик» для жилищного строительства. Стоимость права на заключение договора составила 173 миллиона рублей. В связи с тем, что срок аренды истек, а условия договора арендатором выполнены не были, муниципалитет обратился в суд.

«Размер территории 23 гектара. Мы видим в каком она состоянии: на ней уже лес появился… Мы не можем себе этого позволить: у нас не хватает земельного ресурса, не хватает социальных учреждений. Мы (мэрия) через суд изъяли эти земельные участки у арендатора, который не справился с выполнением договорных обязательств… Мы рассчитываем уже в следующем году получить на этой территории жилье по нацпроекту «Жилье и комфортная среда» – первые 11 тысяч квадратных метров. Здесь будет построено намного больше, чем 11 тысяч. Проект планировки также предусматривает строительство подъездных дорог. Мы обязаны обеспечить доступность и к жилью, и к соцобъектам, – сказал Кляйн».

Агентство «РИА Томск», 14 июля 2020 года.

Потеряны время, деньги, нервы, кто знает, что еще, но в итоге этот участок будет застроен в канве общего для «Солнечной долины» комплексного подхода. Точно ничего не напоминает?

Долгое время в Томске идет дискуссия по поводу того, в каком направлении должен развиваться город. Тема предложенного строителями северного направления (со всеми его масштабами и перспективами) в итоге была замята. Без развернутых аргументов против – не подходит и все, а земля пока пусть стоит под паром.

В итоге строители перешли городскую черту и начали масштабное строительство в рамках южного направления. Что же в итоге? Разумеется, они и здесь чему-то помешали.

В администрации Томской области состоялся Градостроительный совет при губернаторе, на котором эксперты обсудили застройку первой очереди района Южные Ворота в Томском районе, проект планировки второй очереди, а также проект планировки нового района Южные Ворота-2.

На сегодняшний день в мегарайоне Южные Ворота, застройку которого с 2015 года ведет Томская домостроительная компания, введено 19 многоквартирных домов из планируемых 43. Всего сдано 4 260 квартир общей площадью 218 тыс кв. м.

Также в районе построены начальная школа-сад на 200 мест, ясли-сад на 145 мест, школа на 1100 мест, врачебная амбулатория на сто посещений в смену. Всего на строительство Южных Ворот привлечено более 12 млрд рублей инвестиций. Сейчас здесь возводится еще восемь многоквартирных домов и детский сад. До конца года здесь планируется ввести в эксплуатацию около 36 тыс. кв. м жилья.

На Градосовете застройщик представил проект планировки второй очереди района. За его основу архитекторы взяли принцип квартальной застройки с единым дворовым пространством и с размещением социальных объектов на межквартальных территориях. Проектом запланировано размещение игровых и спортивных площадок.

В каждом квартале второй очереди района строители планируют разместить встроенные обслуживающие объекты шаговой доступности — магазины, аптеки и кафе. Также проект предполагает строительство отдельно стоящих магазинов.

В проекте планировки района Южные Ворота-2, который будет располагаться восточнее первых Южных Ворот, архитекторы взяли за основу принцип квартальной застройки. Всего здесь планируется построить 617 тыс кв. м жилья, освободить дворовые территории от автостоянок, а парковки разместить по внешним периметрам кварталов.

В Южных Воротах-2 предусматривается обустройство центрального бульвара длиной более километра с выходом на него из каждой жилой группы и с территорий школ. Также архитекторы запланировали участки для размещения пожарного депо и станции скорой помощи…

«В целом Южные Ворота оцениваются в цифру порядка 100 млрд рублей. Это жилье, соцкультбыт, дороги, другие большие объекты, которые будут возникать здесь. Больше таких масштабных проектов в регионе нет даже близко. Сегодня эта цифра сопоставима с годовыми инвестициями всей Томской области. Поэтому нам надо привлекать сюда все возможные ресурсы», – заявил замгубернатора по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто.

НИА Томск, 9 июля 2020 года.

Официально все выглядит вполне благообразно, однако на деле крупнейший проект, реализуемый уже за городской чертой и позволяющий привлекать федеральные средства на устранение проблем с дорожной инфраструктурой в южном направлении, в итоге сталкивается с той же самой критикой. Схематично и образно ее можно представить следующим образом.

– А вот тут, наверное, может пострадать лес…

– Как же он пострадает, если все это относится уже к муниципальной земле?

– Ну, всякое может быть…

– Если на муниципальной земле может быть всякое, то и вопросы должны быть к муниципалитету.

– Но тут все такое большое…

– Это проект. На участке, приобретенном в собственность компании, формируется территория развития. Здесь и сейчас мы говорим о том, как планируем ее развивать – вот транспортные схемы, вот планы по высотности, плотности застройки, инженерным сетям и оснащенности социальными объектами. Если у вас есть альтернативные предложения, давайте рассмотрим ваши аргументы.

– Да, да, рассмотрим, предложения, давайте, наши… Но вот этот лес на смежном участке, как-то прям я даже что-то не знаю… А там есть кролики? В лесах должны водиться кролики, я читал. Может быть, лучше откроем автобусную остановку для пазиков под небольшой салютик?

Мы все очень любим Томск, но вот от этого иногда действительно хочется куда-нибудь деться. Куда уж там Транссибу.

Компании:

Читайте также: