Звезда упала в огород

Сотням людей среди нас выпала государственная участь стать предпринимателями.

Компании:

Изображение skeeze с сайта Pixabay

В рамках нацпроекта «МСП и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы» к концу 2024 года в этом секторе должно быть задействовано что-то около 36% всех занятых Томской области – в численном выражении это примерно 182 тысячи человек (разумеется, включая ИП).

Подчеркну, что речь идет именно о количестве занятых, потому что в вопросе развития предпринимательства государство в первую очередь интересует именно проблема занятости населения. Если же говорить о желаемом количестве собственно новых предпринимателей, то его можно прикинуть исходя из следующих целевых показателей: за те же шесть лет в результате действия региональных проектов в области должно быть создано 469 новых субъектов МСП.

Что может означать такая точность в прогнозах и планах, лично я сказать затрудняюсь. Злые языки, например, утверждают, что метод указания нечетных чисел призван создавать иллюзию скрупулезности расчетов. Я призываю эксперимента ради пойти другим путем и примириться с этим показателем. Он, в конце концов, ничего особо не решает, но раз без него никак, пускай будет именно таким.

Итак, перед нами общее количество новых небольших предприятий, которое должно быть создано при помощи государства за шесть лет. 2019 год при этом тоже считается – по его итогам в области должно быть создано как минимум 68 таких бизнесов. Учтенным здесь является и фактор под названием «бизнес не для всех»: показатель в 68 новых субъектов МСП, к примеру, планируется достигнуть через обучение не менее 692 человек. То есть примерно один из десяти, прошедших государственные курсы «основ ведения бизнеса», считается вполне пригодным для открытия собственного дела. Более того, планируется, что он именно так и поступит – и роль здесь сыграют не только приобретенные знания с навыками, но и полученный мотивационный заряд. А уж каким он будет – в духе шоу Тони Роббинса или армейских политзанятий – дело опять же частное.

Как мы уже писали, в начале сентября должна стартовать федеральная кампания по «первичной мобилизации» в предприниматели. На нее выделены большие федеральные средства, охват планируется на уровне не менее 500 тысяч человек, из которых 9 тысяч должны что-то зарегистрировать к концу этого года. Первичной я назвал ее потому, что по-настоящему людей будут мотивировать уже в ходе самих занятий. А для начала их на эти занятия нужно чем-то завлечь – именно этим и будут заниматься привлеченные «лидеры мнений» в ходе большой медийной кампании.

Предыдущее на моей памяти начинание такого характера затевалось году в 2015 и проходило по статье «социальная реклама малого бизнеса». Небольшие ролики с участием известных актеров несли в себе стандартный набор смыслов – не надо работать на дядю, не стоит слушать сомневающихся, риск благородное дело, упорство и труд всех перетрут. Нюанс заключался в том, что заказчиком выступал как раз коллективный «дядя», слегка озабоченный экономическим кризисом и перспективами растущей безработицы. В конце концов, проект быстро свернули – быть может, в нем отпала надобность, быть может, он попросту был признан бесперспективным. Во всяком случае, нового «помаши маме ручкой» не случилось.

Нынешний подход отличает совсем другой уровень бюджетирования и, что называется, работы в глубину. Более того, из числа основных мотивирующих факторов убрали «надоедливого дядю» и «архаичного пролетария Михалыча». Это не значит, что их не будет совсем – просто мотив «я от бабушки ушел, деду фигу показал» сменится на марш «а вот теперь они меня бесконечно уважают». Про преследуемый образ «нового национального героя» и «космонавта наших дней» мы уже писали – люди по нынешней задумке должны пойти именно за ним.

Все это, наверное, хорошо и отнюдь не лишено здравого смысла, однако смущение вызывает вот какой момент. В классическом варианте предпринимательство было привлекательным в силу его доступности, а иногда и просто естественности. Да, имел место и материальный фактор, когда люди шли за деньгами несмотря на риски утюгов на живот или вывоза в лес. Он в какой-то мере может работать и сейчас – хотя понятно, что в малом бизнесе большими прибылями уже давно не пахнет. Работы много, стрессов много, рисков много, а денег – это как получится, и по статистике получается так себе. На это, кстати, уже никто и не давит в мотивационной части. А вот с тем, что случилось с доступностью, можно было бы и разобраться.

Вы сами сравниваете предпринимателя с космонавтом, то есть штучным «изделием», на подготовку которого уходит огромное количество времени и ресурсов. Отличные входные данные, летное училище, летная практика, жесткий отбор, длительная подготовка – и даже все это не гарантирует полета. Что же произошло с окружающей нас средой, раз открытие собственного дела связано с преодолениями барьеров такого масштаба?

Вот есть мощная государственная мотивационная программа. Есть готовящаяся государственная инфраструктура по подготовке новых предпринимателей. Есть замысел обозначать тех, у кого получилось, в качестве национальных героев. Так что же это за экономика такая, если интеграция в нее на правах хотя бы малого, но все же субъекта, приравнивается к космическому полету?

Сидите вы, значит, вечером на даче, пьете смородиновый чай с мятой, и тут у вашей калитки останавливается запыленная черная «Волга» (ну или что там сейчас вместо нее). Из нее выбирается человек с хорошей выправкой, а затем усталыми шагами идет к вам. Садится за столик, закуривает «Тройку» и тихим голосом произносит: «Ну вот, сынок, пришел и твой черед послужить общему делу – по нашим данным, на Степановке нет детских аниматоров». Вы просите пять минут, чтобы написать небольшую записку жене левой рукой, придавливаете ее кружкой с недопитым чаем и едете работать. То есть проходить подготовку с непонятными перспективами по ее итогам.

Машина плавно едет к Томску, повсюду разбросаны растущие фермерские хозяйства, а по радио говорят о том, что в следующем году мы все вместе будем отмечать тридцатилетие закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Компании:

Читайте также: