«Проблемы копились годами»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области Валерий Падерин выступил с докладом перед региональным парламентом.

Компании:

О специфике момента

– В рамках стратегии развития малого и среднего бизнеса, принятой в у нас в 2016 году, государством поставлены очень амбициозные задачи. В будущем сегмент МСП должен стать опорным для российской экономики и обеспечивать не менее 40% ВВП, а также 35% занятости в стране.

В 2017 году эта стратегия только начала реализовываться в полной мере, поэтому ожидать достижения каких-то заметных количественных показателей еще рано. Для этого должна сложиться тенденция, заложены основы дальнейшего развития малого предпринимательства.

К сожалению, на данный момент эти тенденции являются скорее отрицательными. За прошедший год в России разница между количеством закрывшихся и открывшихся предприятий составила 34%. Причем в стране практически нет регионов, в которых наблюдалась бы обратная ситуация.

При этом стоит осознавать, что 17% от числа новых предприятий по факту не начинают работать. И лишь 3% созданных предприятий малого бизнеса держится на плаву больше четырех лет.

Очень тревожным является то, что согласно данным РАНХиГС, количество занятых в теневой экономике (речь, опять же, идет о малом и среднем бизнесе) за год выросло на 4,5%. На сегодняшний их доля составляет 44%.

Для того, чтобы разобраться в причинах сложившегося положения, Уполномоченным по защите прав предпринимателей был инициирован общефедеральный опрос об административном климате, созданном для МСП. Проводила его Федеральная служба охраны.

В основном речь шла об оценке бизнесом конкретных фактов его взаимодействия с государственными органами. Несмотря на то, что в данный момент осуществляется масштабная реформа органов контрольно-надзорной деятельности, более 50% опрошенных чувствует последовательное увеличение административной нагрузки на свой бизнес.

Весьма показательным является то, что 55% опрошенных предпринимателей уверены в отсутствии шансов в судебных спорах с надзорными ведомствами. Ну и главное – в первый раз за все время таких опросов 60% бизнесменов считают, что занимаются опасным делом.

Понятно, что все это больше психологические моменты. И с ними нужно последовательно и скрупулезно работать.

В Томской области

– За прошлый год в регионе было зарегистрировано 2 887 новых предприятий, прекратили  свою деятельность 5 499. Разница большая, однако стоит отметить, что здесь есть техническая причина – налоговая служба на протяжении двух лет ликвидирует уже недействующие организации, по итогу около 2,5 тысяч в год. Получается некий паритет, что несколько утешает, но прогресса в этом всем нет.

Отрадно то, что растет количество ИП, пускай и малыми темпами. Все-таки это люди, которые осознанно открывают бизнес, понимая, что они при этом отвечают не 10 тысячами уставного капитала, а всем своим имуществом.

Проблемы, которые ставят перед нами томские предприниматели, очень схожи с тем, что регистрируют бизнес-омбудсмены в других регионах.

Это высокие тарифы за энергоресурсы. Это трудности с получением банковских кредитов. Есть проблемы с позицией Банка России, который при формальных подозрениях в сомнительных операциях блокирует счета организаций. Впоследствии этим организациям бывает трудно восстановить свое честное имя.

В Томской области у некоторых предпринимателей возникли проблемы с так называемыми «северными» выплатами работникам.

И есть три основных категорий проблем, на которые указывает 82% опрошенных предпринимателей.

Большая тройка

– Первая связана с вопросами взаимодействия с контрольно-надзорными органами. При этом больше всего обращений связано с работой налоговой службы, хотя еще два года назад их практически не было. Налоговая стала работать жестче, это факт.

И, на мой взгляд, возникшая проблема связана с тем, что на протяжении ряда лет налоговое законодательство развивалось исходя из необходимости постоянного введения новых условий – просто для того, чтобы хоть что-то собрать.

Реформа контрольно-надзорной деятельности идет активно очень активно, и это тоже факт. Однако сейчас опасения предпринимателей связаны с тем, что теперь – то есть после кемеровской трагедии – могут быть свернуты так называемые надзорные каникулы.

На мой взгляд, вся эта ситуация красноречиво говорит о том, что нам нужно как можно быстрее реформировать систему контрольно-надзорных органов. О том, что они должны отвечать за недопущение пожаров, а не за выписку периодических предписаний, которые выполняются, скажем так, не в полном объеме.

На мой взгляд, вся эта проблема складывалась годами. Количество требований к предпринимателям росло и в один момент их стало столько, что реально выполнить их в полном объеме стало нельзя. Людям уже стало неважно, три или пять требований к ним они не смогут выполнить. Как результат – халатность в отношении по-настоящему значимых требований.

Я слежу за тем, как проводятся проверки в закрытых торговых центрах Томска. И пока не увидел ни одного случая, в котором предпринимателям выдвинули бы надуманные нарушения.

Выявленных нарушений достаточно много. И те, которые относятся к разряду «у вас тут табличка не та», просто не рассматриваются. Устранять требуют только самые серьезные. В их числе есть конструктивные, с которыми все обстоит довольно сложно. Есть проблемы с примененными материалами, с ними уже легче, но все равно – непросто. Есть техническое обеспечение (сигнализация, вентиляция и прочее). Есть проблемы с персоналом, который не всегда знает, что делать в чрезвычайных ситуациях. То есть здесь присутствует иерархия проблем, и для каждой их категории нужно определенное время по устранению.

Земля и воля

– Во-вторых, у бизнеса возникают вопросы в сфере земельных отношений. Кадастровая оценка земли, использование административных зданий по назначению, пользование  временными торговыми объектами, и вообще сложность оформления земельных участков в собственность – вот то, что волнует сегодня предпринимателей.

На мой взгляд, проблема коренится в том, что земельный ресурс, которым у нас распоряжаются муниципалитеты, так не стал привлекательным в инвестиционном плане. То есть земля не является фактором развития города и бизнеса.

Плата за размещение временного торгового объекта в Томске равна кадастровой стоимости, помноженной на коэффициент равный семи. Это приличные деньги и в центральной части города они, в принципе, окупаемы. Но для окраин это не так, и импульсом для их развития мог бы стать пониженный коэффициент. Это бизнес с низким порогом входа, там не нужно больших исходных денег, людям просто нужно помочь.

Второе – предпринимателям нужны гарантии. Возьмем нестанционарный торговый объект по адресу Елизаровых, 10А. Мэрия предоставила участок, предприниматель приобрел его на аукционе, начал строительство. Затем ГИБДД потребовала исключить объект из схемы и снести его.

При этом предприниматель сделал все в рамках выставленных администрацией условий.

Я решил выяснить, как эта проблема решается в других городах. Предложен принцип –  вы теряете место, но не теряете бизнес. То есть, если ошиблась администрация, то это ее проблема, она должна предоставить бизнесмену адекватный его запросам участок. Пока, к сожалению, в Томске это не получает распространения.

Да и точки зрения той же инвестиционной привлекательности – не совсем справедливой выглядит ситуация, когда человек выкупает землю под уже построенным или приобретенным объектом. Дело в том, что с 1 января 2018 года стоимость земельных участков стала равна кадастровой. Еще в прошлом году она стоила 30% от кадастровой стоимости для производственных и 50% для торговых предприятий.

Да, это пополняет бюджет. Но, на мой взгляд, более правильным является вовлечение земельных участков в оборот и активизация строительства новых объектов.

Третья проблема связана с внедрением информационных систем контроля за бизнесом

Стоит отметить, что в прошлом году она была самой горячей. Сегодня все это отошло на второй и даже третий план. С одной стороны, люди немного привыкли к этим новациям, с другой – в этом есть и наш вклад.

Мы нашли достаточно эффективный способ работы с раздражением, вызванным непониманием некоторых технических нюансов. Когда мы стали привлекать к нашим семинарам специалистов в области программного обеспечения и техники как таковой, то эта напряженность стала спадать. Согласно принятому соглашению, эти специалисты осуществляют поддержку в режиме «горячей линии». Сейчас мы гарантируем, что на любой такой вопрос, поступивший к нам по телефону или через сайт, будет оперативно дан квалифицированный ответ.

Компании:

Читайте также: