Про любовь

Денег к городу Томску, разумеется.

Компании:

Фото shutterstock.com

В октябре томичи выяснили, что один из самых любимых городских мифов, описывающих превосходство уютных Афин над окружающей серостью, не находит отклика у сторонних наблюдателей. Любители «травы позеленее» из начала нулевых могут помнить, как в одной из песен, записанных к 400-летнему юбилею города, прямо указывалось, что, мол, по ресторанам и кафешкам мы точно впереди России всей.

И в самоидентификации «камерного и уютного почти европейского города, выделяющегося на фоне упадочных индустриальных монстров» это действительно был важный момент. «Авторский общепит» был не только признаком продвинутости публики, но и индикатором качества среды. Как известно, возможность самореализации в бизнесе очень часто ассоциируется с романтичной историей открытия собственного ресторанчика с неповторимым дизайном и джазом.

Результаты так называемой национальной премии в сфере общепита, в которой Томск выступил заметно скромнее других региональных центров Сибири, не стоит драматизировать – как и во всех подобных начинаниях здесь есть свои нюансы и прочие подводные течения с камнями. Гораздо интереснее разобрать внутреннюю реакцию на подобное посягательство.

Если спрессовать массу выводов на эту тему в один концентрированный смысловой брикет, то мы получим монолит с надписью «Томск – действительно студенческий город». То есть публики, которая могла бы системно платить за нечто достойное и интересное у нас меньше, чем у соседей, а потому наша сила в достаточно шаблонных закусочных для молодых и амбициозных.

Согласно данным исследования агентства «РИА Новости», по итогам трех кварталов Томская область занимала последнее место в стране по динамике оборота предприятий общепита. Более того, она вошла в число двух (!) регионов, где показатель сократился по сравнению с богатым на ограничения 2020 годом. И это без учета последующего мини-локдауна и введения ограничений на вход.

Более того, есть мнение, что значительная часть заведений в формате «выше среднего по томским меркам» вообще живет не за счет совокупного спроса, а по прихоти собственников – другими словами, является дотационным хобби.

Мы уделили этой теме столь большую часть данного текста именно потому, что состояние общепита является чем-то вроде интегрального показателя жизненной активности в целом. И в этом плане, несмотря на упреки в духе «город как бедный студент», показательно то, что даже многие чисто молодежные форматы в Томске приживаются похуже, чем у как бы взрослых соседей.

И общий вывод, который формируется на основе этого и других показательных «кейсов», гласит о том, что деньги не любят Томск.

Возьмите самую затасканную и при этом до сих болезненную тему неравновесных бюджетных отношений. С каждого рубля, собранного в Томске в виде налогов, в городском бюджете остается всего несколько копеек. Федерация – в пропорции «взял-оставил» – уводит из области гораздо больше денег, нежели у соседей. Обещаниям исправить эту ситуацию уже можно продавать алкоголь и смотреть фильмы с голыми женщинами, однако воз и ныне с ними – вывод здесь опять же один: деньги нас не любят.

То же самое относится к потребительскому сектору, исправить «отсталость» которого Сергей Жвачкин обещал – в числе самых первых своих инициатив – пару губернаторских сроков тому назад. Люди жалуются на сокращение числа состоятельных людей, способных если не делать, то хотя бы поддерживать кассу более или менее «приличных форматов». Кто-то уехал в столицы навсегда, прочие ездят туда за покупками и развлечениями, а некоторые вообще ничего не тратят и копят на московский билет в одну сторону.

Даже на самом пике потребительского оптимизма вариант строительства в Томске второго полноценного торгового-развлекательного центра требовал постоянных поддерживающих инъекций в виде аргументов для потенциальных продавцов и покупателей. Один из них обещал экономическую смычку между Томском и Северском, другой апеллировал к тому, что у сопоставимых по размеру соседей таких объектов уже больше одного. Да и вообще негоже полумиллионнику обходиться одним подобным местом.

В том, что касается инвестиций, томская земля также обвиняется в недостаточной плодородности и ухоженности. По строке соответствующих показателей погоду делают нефтяники, обустраивающие те же самые скважины – при этом их вложения в разработку томской нефти неуклонно сокращаются. В лесу оказалось настолько темно и неуютно, что там заплутали даже китайцы, особая экономическая зона стоит полупустой и готовится к застройке жилыми кварталами, ну а «Ашан» – обещанный и долгожданный – теперь уже точно и никогда не придет. Все это давно и прочно служит тем информационным фоном, который не могут видеть снаружи.

Мы загнали себя в большой «нелюбовный треугольник», на сторонах которого начертано:

— в Томске негде толком заработать;

— в Томске негде толком потратить;

— в Томске некуда толком вложиться.

И окружающие это чувствуют, выдавая на гора результаты различных конкурсов, исследований и рейтингов.

В преддверии новогодних праздников мы решили разобраться с этим вопросом и узнать, что действительно происходит с деньгами и так ли они на самом деле не любят прекрасный в общем-то город Томск.

Подробности – в материалах нового редакционного проекта.

Компании:

Читайте также: