Пагубная самонадеянность

Продолжаем разговор о незащищенности большей части томских брендов.

Компании:

Об авторе

Анатолий Букин, руководитель представительства компании BeBrand в Томске.

BeBrand – федеральная сеть агентств по разработке и защите брендов. Головной офис компании расположен в Казани, представительства находятся в 60 городах России и стран СНГ. Специализируется на оформлении патентов и регистрации товарных знаков в формате «под ключ»: от экспертизы наименования и логотипа, до их разработки и получения свидетельства о регистрации. Штат компании насчитывает более 500 человек.


Одной из главных проблем предпринимателей в том, что касается товарных знаков, является излишняя самоуверенность, зачастую перерастающая в настоящий правовой нигилизм.

Вот, наконец, первый этап пройден: предприниматель осознал необходимость своего бренда, встаёт вопрос какой путь выбрать: самостоятельный или обратиться к профессионалам?

Мы общаемся с владелицей одного из салонов красоты, подробно описываем ей существующие в этой сфере «подводные камни» и предлагаем выполнить работу в формате «под ключ».

Говорим: у нас федеральная компания, входящая в российский ТОП-3 по количеству регистрируемых товарных знаков в год. Здесь работают опытнейшие патентоведы, через руки которых проходит большой массив заявок – это позволяет им до тонкостей разбираться в нюансах работы Роспатента, что приведёт к обязательному положительному результату.

Объясняем, что сегодня с регистрацией первоначального варианта бренда проблемы возникают в 90% случаев. Дело в том, что почти все уже кем-то придумано и зарегистрировано до вас, рынку в России отнюдь не год и даже не десять. И мы, конечно же, постараемся зарегистрировать все в первоначальном виде (привлечем нужных экспертов, подготовим аргументацию и так далее), однако, есть вероятность того, что некоторые элементы бренда придется несколько изменить. И для этого у нас есть собственный отдел нейминга, доработки и дизайна, работающий в тесном контакте с нашими же юристами.

В ответ нам сообщают следующее: «Это все, конечно, интересно, но у меня есть знакомый дизайнер, и он уже создал мне отличный бренд». В конце концов, владелица салона все же согласилась на регистрацию своего товарного знака, мы проверили его на возможность регистрации и выяснили – зарегистрировать это невозможно. Знакомый дизайнер, взяв с предпринимателя 50 тысяч рублей, попросту занялся «высоким искусством компиляции». То есть название для бренда он «позаимствовал» в одном из российских регионов, а «картинку» под него в Казахстане. При этом и то, и другое принадлежало салонам красоты, то есть человек даже не попытался сделать «пару шагов» в сторону от этой ниши и пошел по самому простому в данном случае пути. И юридически он, в общем-то, чист – как художник, который «так видит».

В Томске немало и по-настоящему креативных людей, которые разрабатывают оригинальные вещи в плане брендинга. Однако полноценных (то есть регистрируемых) товарных знаков наш город генерирует крайне мало. Правом на интеллектуальную собственность – причем как на чужую, так и на свою родимую – все еще предпочитают пренебрегать. И даже если кого-то удается переубедить, то и в этом случае не всегда получается обойтись без конфликтов и издержек.

Для одной известной торговой компании мы – опять же в режиме цейтнота – успели переделать товарный знак с сохранением его узнаваемости и зарегистрировать его в Роспатенте: накануне поездки на крупную выставку франшиз компания очень не хотела рисковать. Этот грамотный подход к позиционированию себя на рынке произвел впечатление на другого предпринимателя, который ранее пренебрежительно относился ко всем этим вопросам. Мы начали сотрудничать и провели всю необходимую работу, оставалось лишь согласовать логотип и отправить материалы в Роспатент. И в этот самый момент предприниматель получил претензию на 4 миллиона рублей, причем такого характера, что впору было хвататься за голову: «письма счастья» были направлены сразу в 28 городов страны, где нарушались права собственника бренда. Мы тут же связались с этими людьми, разъяснили ситуацию (процесс изменения бренда все-таки уже был запущен и находился на финальной стадии), собрали пакет документов, обговорили сроки смены вывесок и прочего и хотя собственник по закону был вправе требовать возмещения, удалось уговорить его пойти на мировую – инцидент был исчерпан. Даже незавершённая работа с авторитетной и уважаемой компанией позволила избежать беды. Хотя изначально, как говорится, ничего не предвещало проблем.

Логика обостряющейся конкуренции за рынки и ниши такова, что мелочей в ней уже, наверное, нет. Это сказывается и на работе нашей компании: повторюсь, что в 90% случаев с регистрацией первоначального варианта сейчас могут возникать определенные проблемы, что совершенно исключает дилетантский подход. Нам приходится работать с различными базами информации, в том числе – закрытыми и платными. Поднимать множество источников и привлекать экспертов для того, чтобы доказать специалистам Роспатента – в этом виде товарный знак не нарушает ничьих прав. Если это сделать невозможно, мы предлагаем доработать бренд с сохранением его узнаваемости или же разработать новый. И все это для того, чтобы обеспечить клиента 100% гарантией регистрации его товарного знака. Времена, когда что-то можно было сделать быстро и на коленке – к сожалению или счастью – прошли.

Прямо сейчас мы приступаем к сотрудничеству с компанией, которая входит в российский ТОП-10 по объемам оценки интеллектуальной собственности. Соответствующий договор уже подписан, так что в дальнейшем такая услуга пополнит линейку наших продуктов. Речь идет о том, что предприятиями (да и отдельными гражданами) накоплено довольно много интеллектуальной собственности – это патенты, разработки, бренди и так далее. И все это стоит денег, а потому может служить ценным бизнес-инструментом.

К примеру, в европейской части страны уже практикуется выдача кредитов под залог правильно оцененной интеллектуальной собственности. И через какое-то небольшое время (как это и заведено) такая практика «доберется» до Томска. Кроме того, такую собственность можно внести в уставной капитал, учесть при банкротстве компании (в таком случае она войдет в конкурсную массу) либо включить в собственную долю в случае привлечения инвестора.

Много ли нигилистски настроенных предпринимателей воспринимает сейчас это всерьез? А ведь это уже работающий инструмент.

Закончить хотелось бы еще одним случаем из нашей практики, еще точнее – из жизни стартапов. Компаньоны создали бизнес, придумали логотип и название, все это выглядело довольно красиво и какое-то время работало. Затем между партнерами возникли разногласия, и они решили разойтись, причем расходились не очень хорошо: один из компаньонов привлек к делу инвестора (весьма серьезного для масштабов небольшой компании) и запустил процесс аккумуляции накопленных долгов, активов и прочего. Другого соучредителя в итоге решили «подвинуть», он с этим согласился, но выдвинул встречное условие – вы снимаете отовсюду товарный знак, который прямо сейчас регистрируется на мое юридическое лицо (решение об этом они совместно принимали до этого).

Так как регистрация шла через нашу компанию все стороны обращались к нам за советами, в итоге товарный знак попадает в общую массу активов по цене 900 тысяч рублей. Причем, если бы его к тому времени успели зарегистрировать, то почти наверняка он стоил бы существенно дороже.

То есть бизнес – это не только помещения, оборудование и товарные остатки. Это еще и бренд, узнаваемость и репутация, без которых все остальное зачастую теряет смысл.

Компании:

Читайте также: