Основа для технологических прорывов

Заместитель директора по информационным технологиям Томского физико-технического лицея Сергей Косаченко о трех юбилеях в жизни ТФТЛ.

Компании:


Научно-производственной фирме «Микран», являющейся одним из признанных лидеров отечественной радиоэлектронной отрасли, исполнилось 30 лет. Как известно, лучшие подарки создаются собственноручно – именно так в них можно вложить свою душу и нужный смысл. В преддверии нынешнего юбилея Томский физико-технический лицей (ТФТЛ) передал компании плексигласовые брелоки с эксклюзивной лазерной гравировкой. При этом лицеисты изготовили их в собственной учебной мастерской, созданной в формате Fab Lab – то есть открытой фабрики-лаборатории, в которой ребята могут создавать нечто уникальное и очень даже взрослое по качеству и дизайну.

Эта мастерская, оснащенная лазерным и фрезерным станками с ЧПУ, 3D-принтером, токарно-винторезным станком, паяльными станциями и прочим современным оборудованием, состоялась благодаря трехстороннему партнерству «ТФТЛ – ТУСУР – Микран». И здесь, кстати говоря, намечается еще один юбилей – партнерство, впоследствии названное «Созвездием», было создано ровно пять лет тому назад по инициативе руководства АО «НПФ «Микран».

Смысл происходящего внутри «Созвездия» таков: лицей занимается пропедевтикой (упрощенно – введением в предмет, ред.) инженерного образования, выпускники лицея продолжают движение по выбранной образовательной траектории в университете, «Микран» предоставляет им возможность итогового трудоустройства.

Таким образом, уже в 2017 году в рамках этого взаимодействия родилась и оформилась реально действующая модель школьного технологического образования на основе сетевого взаимодействия «школа – вуз – предприятие». При этом одной из главных задач «Созвездия» является совершенствование инновационной образовательной среды через интеграцию ресурсов – организации различного типа и ведомственной принадлежности начинают взаимодействовать в целях формирования у ребят первых практических навыков работы на технологическом оборудовании и решения инженерно-технических задач.

Заглянув в эту мастерскую, вы увидите, как лицеисты конструируют и создают роботов для всероссийских и международных соревнований, учатся составлять электронные схемы и паять платы, программируют микроконтроллеры и персональные компьютеры, работают над индивидуальными проектами. Кстати одного из них, ставшего лучшим схемотехником лицея, пригласили на стажировку в «Микран» наряду со студентами ТУСУРа.

Крайне значимым является и то, что в рамках реализации проекта «Созвездие» для самых успешных лицеистов, проявивших интерес к инженерно-техническим наукам и имеющих значительные достижения, на конкурсной основе учреждена стипендия имени Виктора Яковлевича Гюнтера – основателя НПФ «Микран». Кроме того для учащихся ТФТЛ учреждена стипендия ректора ТУСУРа.

Третий юбилей, о котором нельзя не упомянуть, касается уже самого Томского физико-технического лицея: в нынешнем году ему исполняется 10 лет. Напомню, что ТФТЛ был создан в 2011 году путем преобразования из Мариинской женской гимназии – согласно вполне сбывшимся экспертным прогнозам, уже в ближайшей перспективе страну ожидал острый дефицит инженерных кадров, который в силу специфики требуемого образовательного уровня нельзя было восполнить за счет миграции из ближнего зарубежья.

В ходе одной из рабочих встреч по обсуждению будущей концепции лицея председатель Попечительского совета ТФТЛ Оксана Витальевна Козловская произнесла лаконичную и при этом целеопределяющую фразу: «Сегодня нам необходимо учить детей так, чтобы они смогли обеспечить стране технологические прорывы в будущем». Таким образом, изначальная концепция Томского физико-технического лицея была ориентирована на создание образовательной среды для обучения лицеистов с 5 по 11 класс с углубленным, профильным уровнем математики, физики и информатики. Для решения поставленной задачи педагогический коллектив изучил передовой зарубежный опыт инженерного образования школьников – в частности, речь шла об опыте обучения техническим направлениям STEM (Science, Technology, Engineering, Math). В результате мы существенно обновили содержание учебной дисциплины «Технология» за счет таких модулей как «Робототехника», «Микроэлектроника» и «3D-черчение».

Важно отметить и то, что в лицее помимо обязательных учебных дисциплин большое внимание уделяется дополнительному образованию школьников. Это направление реализуется в рамках элективных и факультативных учебных занятий, кружков по интересам, а также спортивных секций.  Ребята занимаются шахматами, решением нестандартных задач по математике, основами физики, волейболом, подводной робототехникой, робофутболом, игрой на гитаре и театральными постановками.

Особое значение имело внедрение в программу элективного курса «Технический английский» – благодаря ему лицеисты получили возможность изучать англоязычные термины, понимать современные технические тексты и использовать в учебном процессе такие актуальные источники информации как статьи и сайты по направлению IT, Datasheet и т.п.

Учащиеся ТФТЛ проходят качественную подготовку к ряду предметных олимпиад школьников по математике, физике, астрономии, робототехнике и другим дисциплинам. Человек устроен так, что стремится к победам в любых соревнованиях и играх, поэтому само участие в подобных мероприятиях повышает мотивацию к учебе, формирует навыки работы в команде и разумного управления своим временем.

На протяжении нескольких последних лет лицей выступает оператором статусных соревнований  по робототехнике на Кубок Губернатора Томской области (проводятся в ноябре) и мартовской олимпиады по образовательной робототехнике школьников Томской области. Для области эти мероприятия являются самыми массовыми по направлению детских соревнований технической направленности – в них участвуют школьники из всех муниципалитетов региона, других субъектов федерации и даже других стран. Основное внимание в рамках состязаний уделяется таким аспектам как мобильная робототехника, технологии приведения в действие (актуаторы), технологии сенсорики (датчики и сенсоры), навигация, компьютерное зрение и распознавание объектов, манипулирование объектами (манипуляторы), адаптивное поведение, стандартизация и системная интеграция.

Со своей стороны, мы хотели бы поблагодарить те организации, вузы и компании, которые принимают участие в проведении робототехнических соревнований и учреждении призов – безусловно, все это подарило детям немало счастливых минут. Кроме того, не нужно забывать, что в дальнейшем победители этих соревнований представляют Томскую область на российских и международных турнирах по робототехнике – и в этом отношении особой благодарности заслуживает руководство НПП «Томская электронная компания». Именно НПП «ТЭК» поддержало лицейские команды по робототехнике, успешно выступившие на международных соревнованиях RoboCup Junior Asia-Pacific Moscow 2019.

В период летних каникул ТФТЛ в статусе регионального центра по работе с одаренными детьми проводит областные профильные смены для школьников по физике, математике и образовательной робототехнике – благодаря им ребята совмещают отдых с решением олимпиадных задач повышенной сложности.

Несмотря на свой, в общем-то, небольшой возраст, Томский физико-технический лицей неоднократно входил в число ста лучших школ России – об этом свидетельствуют федеральные рейтинги 2015, 2020 и 2021 годов. Составители итоговых списков по достоинству оценивают высокие достижения лицеистов на различных олимпиадах и фестивалях, а также количество выпускников, успешно поступивших на бюджетные места рейтинговых вузов.

В заключение хотелось бы сказать, что мы очень ценим ту заинтересованность, которую бизнес-сообщество Томской области проявляет к образовательной деятельности нашего лицея. Более того, наш коллектив очень признателен тем ярким представителям томского бизнеса, образования и культуры, которые вошли в Попечительский совет ТФТЛ и помогают нам определить и выстроить стратегию дальнейшего развития.

Компании:

Читайте также: