Кооперация строителей, как зеркало проблем рынка

Борис Мальцев о том, почему малые и средние строительные компании не спешат объединяться между собой для эффективного решения задач

Компании:

В Томской области на сегодня существует 2600 строительных организаций, однако вклад малых и средних компаний в общий объем вводимого жилья и других объектов крайне невелик. При этом местный строительный рынок постепенно втягивается в кризис, из которого даже крупные организации с трудом находят выход. Почему наши малые и средние строительные компании не стараются кооперироваться между собой, чтобы эффективнее решать свои проблемы? Есть ли шанс у таких объединений успешно конкурировать в крупных подрядах с гигантами отрасли? Что мешает бизнесу объединить усилия? Наш эксперт — Президент Союза строителей Томской области Борис Мальцев, отвечает на эти вопросы.

Президент Союза Строителей Томской области, заслуженный строитель РФ, академик РАЕН, профессор

Нужно сказать, что у томских строительных компаний вообще никогда не было никакого заметного опыта кооперации, хотя в принципе, она возможна. К сожалению, в строительстве нет аналогов Облпотребсоюза, объединявшего сеть малых участников рынка, зато у нас часто происходит поглощение слабых фирм крупными. Но здесь важно помнить, что любая кооперация это, прежде всего, огромное доверие друг к другу. А у нас в бизнесе вместо доверия — отчуждённость, сплошь и рядом проявление агрессии друг к другу. Причина — излишний монополизм отрасли, часто сменяемые правила игры и несправедливо проводимые конкурсы с привлечением людей, не имеющих к конкурсу никакого отношения. Откуда взяться взаимному доверию, когда компании с ограниченными ресурсами, не имеющие своих лоббистов, всеми способами убираются от выгодных подрядов и контрактов, а те, кто имеет доступ, те … Хотя у нас случается так, что неизвестная фирма-однодневка со скромным уставным капиталом, не имеющая никакого опыта, но имеет московскую прописку, вдруг получает выгодный подряд.

Нужно заметить, что и сами строители сейчас не имеют особой тяги к объединению. У меня были попытки соединить усилия нескольких строительных организаций, ради их же выгоды. Однако сегодня никто не испытывает большого желания совмещать свои планы с действиями коллег, все привыкли чувствовать себя хозяевами в собственной маленькой компании, действовать самостоятельно и наотрез отказываются подчиняться кому-бы то ни было.

«Лучше буду зарабатывать копейки, и сидеть без контрактов, чем согласовывать свои действия с кем-то из коллег», — такое преобладает настроение. Разумеется, что собственных скромных ресурсов для дальнейшего развития у таких компаний нет. Не удивительно, что все крупные заказы проходят мимо них. Это общемировая тенденция, ведь любые большие объекты — туннели, мосты, трубопроводы и дороги требуют огромных ресурсов, поэтому их созданием занимаются мощные транснациональные компании. Не представляю, кто из малого бизнеса может взяться за такие заказы. Чтобы объединив усилия, успешно бороться за выгодные подряды, должны быть хорошие мозги и дружба, а не вражда и недоверие. К сожалению, даже в нашем Союзе строителей мы много лет с переменным успехом пытаемся наладить доверительное отношение коллег друг к другу.

К тому же, среди большинства строительных организаций широко распространена узкая специализация — кто-то занимается только отделкой внутренних помещений, кто-то установкой сантехники или электрического оборудования. Генподрядчику выгодней нанять такие малые компании, принять у них работу, расплатиться и затем отпустить на все четыре стороны. А крупный холдинг, созданный по образцу старых советских главков, в состав которого входят все эти направления, во время кризиса несет огромные издержки. Спрос на жилье падает, объем работ резко сокращается, многие организации холдинга простаивают, а платить за их содержание в своём составе приходится немало.

Наконец, кооперации томских малых строительных фирм препятствует и более глубокая проблема — отсутствие экономической основы в виде крупных стратегических объектов, ради возведения которых стоило бы объединяться. Правда состоит в том, что нам, по сути, нечего строить из-за недостаточных инвестиций в промышленность. Да, у нас в прошлом году цифра инвестиций в область превысила 100 миллиардов рублей. Однако из них почти 40 миллиардов — это деньги граждан, заплативших за новое жилье, а еще почти 50 миллиардов — это деньги, вложенные нефтегазовым сектором в строительство своих структурных объектов. Но деньги нефтяников и газовиков приходят из Москвы вместе со своими собственными подрядными организациями— таковы их условия, а наши строители остаются не у дел. Получается, что из всей суммы реальные инвестиции в наш строительный бизнес составляют ничтожно малую сумму. Что сегодня можно построить на один миллиард рублей? Это стоимость одного десятиподъездного жилого дома, для этого кооперация не требуется. Раньше такие объекты возводились, как рядовое явление. А сейчас мы дошли до того, что построив школу за миллиард рублей, привозим на ее торжественное открытие чуть ли не премьер-министра, будто это событие небывалого масштаба! Даже нынешний генплан Томска не предполагает возведение каких-то крупных масштабных проектов, речь идет, в основном, о той же точечной застройке. Вывод из всего этого простой: у нас сегодня не предвидится строительство крупных объектов, нет серьезных заказчиков и нет заметных инвестиций — вот в чем главная беда.

Безусловно, все это отнюдь не означает, что кооперация в строительной отрасли невозможна, но она в данный момент просто не востребована. Когда в регион будут привлекаться серьезные деньги, появятся новые крупные планы и объекты строительства — возможно, тогда наши предприниматели возьмутся за ум, чтобы побороться за место под солнцем. Сегодня есть немало претензий к контролирующим органам, которые следят за распределением заказов на строительство, ни для кого не секрет, что иногда конкурсы проводятся с отступлением от законов. Почти все наши 2600 строительных организаций регулярно участвуют в аукционах, но из заказов им достается одна мелочевка. Хотя, надо заметить, что самые лучшие, красивые и современные здания в Томске сегодня строятся именно компаниями малого бизнеса. Например, «Изумрудный город».

По официальным данным наш регион сегодня входит в десятку самых привлекательных для бизнеса и инвестиций. Но по объемам вложений в строительную отрасль — а это самый важный показатель развития экономики — мы не являемся особо заметными даже в Сибири. Нам следует приложить огромные усилия, чтобы поток инвестиций в регион расходовался не только на газопроводы и нефтепроводы (хотя это тоже очень важно), а на создание новых крупных производств, например: Атомная станция, сборка автомобилей, промышленное производство других видов продукции по современным технологиям, крупные предприятия производства и переработки сельскохозяйственной продукции, например, откормочник для крупного рогатого скота на 10000 голов в Шегарском районе и т.д. Тогда возникнут предпосылки и ощутимая выгода от кооперации усилий малого строительного бизнеса.

Компании:

Читайте также: