Пятое измерение

Начальник сметного отдела ПКБ ТДСК Татьяна Шкуратова о стоимостном конструировании зданий.

Компании:

В технологиях информационного моделирования, приобретающих все большее значение для развития строительной отрасли, базовая роль отводится понятию 5D-моделей. Это значит, что в процессе создания цифровых двойников зданий и сооружений учитываются не только «классические» пространственные измерения, но еще и такие важнейшие факторы как время и деньги. О текущей специфике работы с пятым измерением строительства нашему изданию рассказала начальник сметного отдела ПКБ ТДСК Татьяна Шкуратова.

Фотограф: Евгений Севостьянов

– Татьяна Алексеевна, с чего все начиналось лично для вас, и как складывался отдел?

– В Проектно-конструкторском бюро я работаю с момента его основания. В принципе, вся моя трудовая деятельность с самого ее начала была связана с ТДСК, и когда в компании было создано новое подразделение, я перешла сюда – то есть стала единственным сметчиком в команде из шестнадцати человек.

Уже через год нас стало двое, затем – вслед за увеличением темпов строительства – в ПКБ постепенно сформировался полноценный сметный отдел. Объемы вводимого в строй жилья росли как на дрожжах, компания активно строила район-миллионник под названием «Солнечная долина», у нее появлялись объекты в других сибирских регионах. Нагрузка на отдел росла, поэтому требовались новые специалисты.

– В чем заключается суть работы сметчика ПКБ?

– Дело в том, что здание можно видеть и оценивать по-разному. Для архитекторов и конструкторов это сложная система из различных конструкций и элементов, выполняющих четко прописанные функции. И если все просчитано и сделано правильно, то и здание «работает» хорошо – как по распределению нагрузок, так и в части множества инженерных систем.

Сметчик же анализирует объект с точки зрения объема работ, необходимых для его постройки – от нулевой отметки до ввода и от закладки фундамента до благоустройства прилегающей территории. При этом все объемы пересчитываются в деньгах с параллельной настройкой итоговой стоимости: таким образом, здание приобретает необходимое экономическое качество.

Говоря проще, наша роль заключается в том, чтобы определить итоговую стоимость объекта и вписать ее в существующие экономические реалии. К примеру, в случае с так называемыми бюджетными объектами, заказчиками которых являются государственные или муниципальные структуры, есть четко заданная планка стоимости квадратного метра. И нам необходимо вписать стоимость работ в эти жесткие рамки.

– Как это реализуется на практике?

– В основном мы работаем по ФЕРам, то есть федеральным единичным расценкам. Упрощенно это список установленных расценок на строительные работы, предназначенных для расчета затрат при выполнении работ непосредственно на объекте. Например, речь может идти о стоимости нанесения одного квадратного метра штукатурки определенной толщины на определенную поверхность. Есть готовые федеральные расценки, и есть индексы, учитывающие нашу местную специфику – по климату, уровню зарплат, расходам на доставку некоторых материалов и так далее. Основываясь на этом методическом фундаменте, мы и ведем расчеты, то есть «из головы» или с потолка ничего не берется, все делается в соответствии с нормативными расценками.

Самостоятельность проявляется уже в другом. К примеру, при подборе материалов мы должны изучить несколько прайс-листов, выбрать наименее дорогой и при этом не менее качественный вариант. В ходе этой работы мы тщательно изучаем рынок и находимся в постоянном контакте с конструкторами, которые оценивают качество того или иного предложения.

– То есть вы работаете в непосредственной связке с теми, кто проектирует здания?

– Изначально от них поступает первичная информация, сведенная в большие альбомы. То есть дом строится один, а подобных альбомов формируется множество – их присылают проектировщики, занимающиеся электрикой, водоснабжением и водоотведением, вентиляцией и отоплением, слаботочными сетями и так далее. И для всех видов «начинки» будущего дома мы должны найти варианты, оптимальные по цене и качеству.

Бывает и так, что мы проводим большую работу с проектировщиками и поставщиками, детально «просчитываем» дом, однако результат все равно не устраивает заказчика. Квадратный метр оказывается дороже, чем того требует рынок, и мы начинаем искать новые пути оптимизации. В принципе, приоритет отдается томским поставщикам, однако если нужные цены так и не обнаруживаются, мы начинаем активный поиск в соседних регионах.

В итоге заказчик получает нужную документацию, далее силами собственных сметчиков ее проверяют на правильность подборки расценок и расчета всех необходимых затрат. Ну а мы сразу же принимаемся за работу над новым объектом.

– Наверняка существует определенная разница между составлением смет для типовых домов и прочих объектов – в частности, тех же школ?

– С серийными объектами все действительно обстоит проще, хотя свои нюансы есть и в этом случае. Одинаковых домов не бывает в принципе, к тому же наши архитекторы и конструкторы постоянно вносят в них какие-то изменения и улучшения. Ну а работа над индивидуальными проектами – это по-настоящему огромный труд. В том же жилом комплексе на проспекте Комсомольском, 48 были изначально заложены совершенно неповторяющиеся планировки квартир. Что, в свою очередь, обернулось большими сложностями в расчетах объемов работ – кое-что давали конструкторы, но основную массу информации приходилось «снимать» непосредственно с чертежей. Кроме того, для нас это был первый подобный опыт.

Что же касается проекта школы на 1 100 мест, разработанного силами ПКБ, то его включение в реестр экономически эффективных решений Минстроя РФ было обеспечено и нашей работой. Одно из главных условий заключалось в том, чтобы строители могли уложиться в определенную стоимостную рамку даже при расчете по так называемым укрупненным ценам. И нам удалось решить эту задачу.

– На какой задел вы рассчитываете в свете постепенного усложнения задач, решаемых компанией?

– Сейчас отдел состоит из семи человек, при этом у всех есть диплом инженера-проектировщика. Это значит, что сметчик в обязательном порядке должен уметь читать чертежи и знать технологию производства работ. К примеру, если он обсчитывает стоимость укладки деревянных полов, ему необходимо хорошо представлять себе весь процесс – от укладки лаг до закрепления половой доски. То же самое касается заливки стяжки, монтажа водопроводных систем и всех прочих видов работ. Знаешь суть, конкретику и последовательность, умеешь определить нужное и избежать лишнего – сможешь грамотно подобрать расценку. Не знаешь – благодаря инженерному образованию имеешь возможность найти и усвоить нужную информацию. В свое время мы столкнулись с методом горизонтального направленного бурения и пошли именно этим путем. Нашли, изучили, подобрали правильные расценки.

В перспективе мы многого ожидаем от внедрения технологий информационного моделирования, позволяющих создавать 5D-модели зданий. В настоящее время конструкторы ПКБ работают с 3D-моделями, при этом в будущем к ним будут привязываться сметы, составляющие стоимостное измерение объектов. И уже на основе этих моделей можно будет создавать сетевые графики, оптимизирующие работу на стройплощадках. Мы – по мере загруженности основной работой – начинаем знакомиться с этими технологиями и видим большой задел по совершенствованию работы ПКБ.

Компании:

Читайте также: