Инженерный подход

Технический директор Томской домостроительной компании Павел Семенюк о механике процесса появления новых детсадов.

Компании:

Инженерное дело, покрытое густым слоем мифов и предвзятостей, в очищенном виде представляет собой непрерывный поиск компромисса между разнообразными хотениями и реальными возможностями.

Поставленный перед фактом инженер приступает к постепенной обрезке излишков «хотелок»: что-то не вполне вписывается в законы природы, где-то не поспевает имеющаяся в наличии техническая база, чаще всего заказчику банально не хватает денег. Обструганная таким образом «гуманитарная» мечта приобретает жизнеспособные черты и тогда специалист может сработать в другую сторону и отыграть часть невозможного. Собственно говоря, именно на этом этапе и рождается значительная часть прорывных продуктов.

В том случае, если заказчиком выступает государство, процесс – в силу ограниченной гибкости последнего – требует совсем уже особого подхода. На практике работать с государственным заказом могут далеко не все, и даже максимально адаптированные к этому компании вынуждены сталкиваться с различными эксцессами – в том числе с межведомственными противоречиями в том, что касается понимания государственных интересов.

О том, вопреки и благодаря чему в Томской области продолжается серийное строительство детских садов, нашему изданию рассказал руководитель Проектно-конструкторского бюро компании, технический директор ТДСК Павел Семенюк.

Как это было

– Проектированием и строительством детских садов ТДСК занимается далеко не первый год. Направление было освоено компанией в нулевые – именно тогда мы по сути реанимировали практику комплексной застройки, которую Томск успел подзабыть за 90-е. Царивший тогда точечный подход проявлялся не только в том, что строители буквально втискивали жилые дома в уже сложившуюся застройку – так же точечно из нее исчезали социальные объекты, в том числе детские сады. И мы в этом плане шли явно против течения – компания приступила к возрождению комплексного освоения территорий и начала создавать социальную инфраструктуру.

В части детсадов готовых решений у нас не было, поэтому многое реализовывалось в виде эксперимента. К примеру, один из первых таких объектов – он размещен в микрорайоне «Зеленые горки» – был оснащен системой тепловых насосов, «забирающих» тепло из земли и отапливающих помещения через «теплые полы». Ну а в организационном плане главным экспериментом стала организация государственно-частного партнерства: в рамках этой модели в Томской области предстояло возвести 17 новых детских садов, причем сделать это нужно было за два года.

Проект выдался крайне сложным. К примеру, стройплощадки в отдаленных районах области снабжались железобетонными изделиями по реке, а навигация у нас, как известно, достаточно ограничена по срокам. На многих площадках пришлось создавать технические условия для подключения к сетям – вплоть до строительства ЛЭП и котельных. В итоге компания справилась с этой задачей, хотя с механизмом ГЧП в его предыдущем виде мы работать зареклись – в том числе и по финансовым причинам.

После этого в Томске было построено еще несколько объектов, в частности, в седьмом и девятом микрорайонах, причем детский сад на 220 мест был сдан вместе с новой школой. В прошлом году речь шла уже о трех объектах – по одному в Зырянском, Кожевниково и Мельниково. Соответствующие аукционы прошли в формате «два в одном», то есть контракты заключались сразу и на проектирование, и на строительство объектов. Холдинг стал их победителем и в 2020 году сдал эти объекты заказчику.

Что теперь

– В прошлом году Департамент капитального строительства мэрии Томска объявил конкурс на проектирование детских садов, предусмотренных нацпроектом «Демография». То есть по замыслу составителей проекта, увеличение числа дошкольных учреждений должно способствовать повышению рождаемости.

В рамках городской программы в планах значилось строительство восьми новых детских садов, при этом площадки под них мэрии пришлось изыскивать в сложных с точки зрения существующей застройки территориях. В итоге восемь таких площадок были выделены на Иркутском тракте, в микрорайоне Наука, на улицах Сахарова, Демьяна Бедного, Ивановского (здесь их сразу две), Высоцкого и Ивана Черных.

Повторюсь, что с точки зрения подготовленности для строительства все эти площадки были достаточно сложными – в частности, там нужно было решать непростые вопросы по присоединению к коммуникациям. Вообще, по итогам конкурса проектировщику гарантируется что-то вроде административного ресурса: к примеру, если нам нужно подключиться к сетям, мы составляем письмо в ресурсоснабжающую организацию, а участие мэрии заключается в подписании этого документа. Хотя по идее вопросы трассировки, определения точек подключения и т.д. должна решать вовсе не проектная организация.

 

Нужно отметить, что в последние годы подобное стало общим правилом. То есть заказчики бюджетных объектов, которыми выступают различные городские и областные департаменты, считают, что всю работу – в том числе и их собственную – должны выполнять победители конкурсов. Однако если изучить вопрос о том, чем конкретно должны заниматься проектировщики и заказчики объектов, выяснится, что это разные ипостаси. У нас же повелось – правильно это или нет, тема другого разговора – что весь объем работ поручается будущему победителю конкурса или аукциона. Между тем, именно заказчик должен оформить землю, подготовить кадастровый план земельного участка, определить точки присоединения, провести экспертизу, выполнить различные изыскания – в том числе археологические, и так далее. В результате все это ложится на исполнителя и оборачивается дополнительными издержками, в том числе временными.

Общий подход

– При объявлении подобного конкурса за основу всегда должен браться опробованный проект. Такой, в котором уже заложено общее понимание его параметров: на какое количество мест должен быть рассчитан детский сад, будут ли здесь ясельные группы, какие помещения и в какой именно компоновке нужны именно этому объекту и т.д.

Для того чтобы заказчик понимал, какие варианты технически реализуемы и при этом эффективны для решения его задач, в стране создана специальная федеральная система, так называемый Реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. Формировался он не один год, в свое время в него были включены и проекты детских садов, созданные в ПКБ ТДСК – хотя если посмотреть на это дело с другой стороны, получается, что компания передала их органам власти в безвозмездное пользование.

Вообще, если говорить о проектах из этого реестра, то ранее в Томской области применялись именно наши решения – соответственно, при составлении техзадания к конкурсу был взят курс на использование проверенных проектов из реестра Минстроя.

В итоге мы приняли решение об участии в этих конкурсах, хотя речь шла сразу о восьми сложных объектах и очень коротких сроках. К примеру, большое количество вопросов изначально было связано с организацией земельных участков – все они имели обременения в виде многочисленных сетей, причем часть из них удалось выявить только в ходе проектирования. Кроме того, возникла необходимость получения дополнительных участков для размещения сетей. И это, повторюсь, наиболее затратные в процессе проектирования вещи, которые – судя по регламентам, прописанным внутри самих органов власти – относятся к компетенции заказчика.

Если говорить непосредственно о конкурсах, то конкуренция была достаточно жесткой – в них участвовало по шесть-семь организаций из разных городов страны, в том числе из европейской части.

Конкурсы

– Отличие конкурса от аукциона заключается в том, что последний основывается всего на одном критерии – им выступает цена проекта. Конкурс же учитывает несколько факторов, поэтому в случае с детскими садами итоговое решение складывалось, условно говоря, на 60% из цены и на 40% из достижений проектных организаций. Таким образом, в рамках конкурса большое значение имело количество уже запроектированных детсадов, а также число сотрудников, имеющих достаточный опыт. В итоге за нами были тридцать сданных в эксплуатацию детских садов и коллектив с двадцатилетним опытом.

Между тем, в ходе конкурса компания была вынуждена достаточно заметно опускать предлагаемые цены – в среднем снижение от планки стартовых значений составило 25%. В конечном счете, можно сказать, что победили мы за счет второго критерия, причем по нескольким объектам победа измерялась всего несколькими баллами.

С одной стороны, победа это хорошо, с другой – сам порядок определения победителя вызывает вопросы. Все-таки серьезных проектных организаций в стране немного, при этом множество мелких и не обладающих достаточными возможностями могут навязывать им конкуренцию за счет небольшого размера собственной налоговой базы. Нет необходимости платить ощутимые налоги – есть возможность опускать цену предложения на 30% от стартовой. Других преимуществ у них нет, но и этого может оказаться достаточно, и что тогда будет с качеством работ, сказать достаточно трудно.

Что же касается результатов этой победы для нас, то прибыли мы в итоге не получили. И это тоже нехорошо, потому что без определенного размера рентабельности нет и собственно развития. Мы же вынуждены бороться за такие заказы, хотя бы потому, что коллектив холдинга насчитывает более 3300 человек, которые работают здесь многие годы. Про ответственность перед областью в плане качества возводимой социальной инфраструктуры я уже не говорю, но если наши люди останутся без заказов и, соответственно, без работы, кому от этого станет легче? Государству, которое само вынуждено решать проблемы с занятостью и снижением налоговой базы?

Неофициальный, но при этом признанный показатель рентабельности проектной организации в России превышает отметку 10%, у нас этого и близко нет, мы довольствуемся 1% или 1,5%. Компания создала проектный институт, самый мощный в сфере гражданского строительства внутри Томской области – более значимые в денежном выражении объекты проектируются лишь крупными промышленными компаниями.

Однако при этом мы работаем в ограниченных финансовых условиях. Возьмем такой ограничитель как стоимость квадратного метра жилья, она, как известно, в разы меньше, чем в Москве – так вот, в итоге крупная московская компания уже рекрутирует наших специалистов. Им дают удаленную работу и назначают зарплаты в два раза больше тех, что мы в принципе можем себе позволить. То есть эти люди пришли к нам выпускниками, учились здесь, наработали нужный опыт, но в итоге я не могу сохранить их для компании, потому что у нас нет возможности платить им столько же – цены контрактов не позволяют. По детсадам их, к примеру, могут сбить на 30%.

Государство при этом получает разовую экономию, в следующий раз мы можем проиграть (и это может сказаться на качестве объектов), потом все уйдут работать на Москву – и кто от этого выиграет? В экономике любого предприятия уровень рентабельности должен быть достаточным для обеспечения его развития – будь то обновление основных фондов, инвестиции в разработки, рост уровня зарплат и так далее.

Сроки, вызовы и ответы

– Нужно отметить, что на этот раз сроки оказались крайне сжатыми. По первым двум детсадам конкурсы прошли в феврале-марте, последний объект на улице Демьяна Бедного торговался уже в августе – при этом завершить работы по проектированию всех детсадов мы должны были до конца года. Нюанс заключался в том, что одна лишь процедура прохождения госэкспертизы занимает полтора и даже два месяца, к тому же в этом случае документация по всем восьми садам поступила на экспертизу почти одновременно. То есть конец года вышел предельно напряженным, но в итоге у нас все получилось.

Преимуществом ТДСК являлось то, что проектная основа была разработана именно нашей компанией. Однако нужно понимать, что привязка объекта к конкретному участку это тоже большой объем работы. Например, даже с учетом наличия типового решения, данный объект нужно соответствующим образом оценить, то есть перевести в деньги с помощью различных коэффициентов, нуждающихся в точном определении.

К тому же в проекте присутствуют разделы, которые всегда прорабатываются заново. Например, речь идет о генеральном плане, на котором нужно разметить все, что так или иначе связано с объектом. Всегда индивидуальны изыскания, фундаменты, коммуникации с точками присоединения и так далее.

А еще в стране постоянно меняется нормативная база, относящаяся к таким объектам. То есть требования контролирующих органов постоянно ужесточаются, причем зачастую это случается в тот самый момент, когда объект уже построен и даже передан заказчику. Например, департамент образования передает детский сад заведующей, та обращается за лицензией и узнает от тех же пожарных, что со времени прохождения экспертизы изменились требования к пожарной безопасности. И спорить с ними уже бесполезно, несмотря на все весомые аргументы и соображения здравого смысла. В результате некоторые вещи приходится корректировать в достаточно стрессовом режиме.

В значительной мере помогает то, что опыт, полученный при проектировании детских садов, постоянно пополняется через обратную связь с эксплуатирующими организациями. Так, в ходе обсуждений с начальником департамента образования и заведующими детскими садами формируется картина того, что именно они хотят добавить в проект и как это должно выглядеть на практике. Со своей стороны, проектировщики разъясняют представителям заказчика технические нюансы и собственно границы возможного – какие-то инициативы могут быть нереализуемы в рамках имеющейся технологической базы, другие обойдутся в запредельную для имеющихся смет сумму. В итоге благодаря развитию этих контактов детские сады ТДСК прошли многолетнее тестирование со стороны заказчика.

Если говорить о технологических преимуществах нашего предложения, то стоит отметить, что, к примеру, тот же трехэтажный детский сад на 220 мест является полносборным зданием. Вообще, ТДСК изначально создавалась как предприятие, специализирующееся на индустриальном домостроении – в условиях сибирского климата это оптимальный вариант сочетания качества, цены и сроков строительства. То есть у меня нет никаких сомнений в том, что кирпичные и монолитные проекты попросту не уместились бы в установленные государством (причем речь идет об уровне нацпроектов, утверждаемых в Москве) временные рамки. Сроки, повторюсь, предельно жесткие даже для технологий, предполагающих использование сборного железобетона.

Во-вторых, речь идет о качестве возводимых конструкций – если производить их на открытой площадке, да еще и в условиях сибирского климата, то с соблюдением всех технологических норм возникают сложности. А с учетом выставленных сроков эти сложности и вовсе переходят в разряд проблем. То есть строители могут встать перед выбором – срывать сроки или каким-то образом пытаться нарушить технологические нормы.

ТДСК производит сборный железобетон в заводских условиях на немецких полуавтоматических линиях. То есть на строительной площадке производится лишь сборка деталей, прошедших все этапы контроля качества. Соответственно, требуется меньше времени на монтаж конструкций, да и сами изделия – как созданные на заводских линиях – имеют значительно меньшую стоимость. Это крайне важный момент, который, разумеется, учитывался заказчиком.

Один из важнейших критериев попадания в уже упомянутый Реестр эффективных проектов является нормативная цена строительства объектов. Этот норматив утвержден Минстроем РФ, соответственно любой предлагаемый госзаказчику проект не может стоить дороже, иначе на него попросту не выделят бюджетные деньги. С одной стороны, это вполне оправданная практика, с другой – ей недостает гибкости. Как я уже говорил, требований становится все больше и больше, норматив же при этом не меняется.

Контракты

– Вообще, сроки строительства бюджетных объектов всегда были предельно сжатыми, и обусловлено это спецификой процесса финансирования со стороны органов власти. Условно говоря, сначала появляется какая-нибудь государственная программа, затем местные власти начинают готовить соответствующие заявки, после – в случае их одобрения – идет этап поступления денег, в итоге (как только деньги поступают в местные бюджеты) объявляются конкурсы на проектирование и уже в самом конце на строительство требуемых объектов.

В результате контракты на строительство этих восьми детских садов были подписаны только в феврале и марте, при этом срок завершения строительства назначен на 1 ноября. В оставшееся время заказчик должен принять у нас введенный в эксплуатацию объект, организовать работу коллектива, получить лицензию на образовательные услуги и так далее. И все это необходимо успеть до конца года.

Получается, что в итоге мы оказались зажатыми с двух сторон. С одной стороны, в начале года время ушло на подготовку аукциона с обязательными источниками финансирования. С другой стороны, заказчику нужно предоставить время на доведение и запуск объекта. Между этими этапами остается узкий временной диапазон, в который мы и должны уложиться.

Соответственно, весь объем строительных работ был распределен между тремя дочерними компаниями холдинга. Четыре объекта взяло на себя Строительное управление (СУ ТДСК), три – Строительно-монтажное управление (СМУ ТДСК), еще один объект возводит «Спецстрой ТДСК» – с такой конфигурацией распределения ресурсов мы должны успеть к установленному сроку.

Что же касается аукционов на строительство этих восьми объектов, то конкуренция здесь была заметно ниже, чем в рамках конкурсов на проектирование. Возможные конкуренты изначально посмотрели на сроки и требуемые технические параметры, взвесили все и не проявили особой активности.

Строительство

– Заказчик – то есть Департамент капитального строительства мэрии Томска – организовал штаб по строительству детских садов. Заседания этого штаба проходят еженедельно, руководители дочерних обществ ТДСК приглашаются туда для решения текущих вопросов, связанных со строительством. А вопросов таких возникает множество – если говорить об одном лишь выносе сетей, то, к примеру, на площадке по улице Ивана Черных обнаружился оптико-волоконный кабель, принадлежащий одному телекоммуникационному оператору. В самой компании изначально заявили, что для решения проблемы им понадобится два месяца, однако такой подход по понятным причинам идет вразрез с нашими планами. И это только один из вопросов, которые приходится решать в рамках штаба и во взаимодействии со сторонними организациями.

Первый этап, связанный с подготовкой площадок, был организован максимально оперативно. К сегодняшнему дню практически на всех участках погружены сваи и проведены дополнительные изыскания на предмет их несущей способности. То есть погруженная в грунт свая должна отстояться 21 день и затем в ходе испытаний подтвердить свою несущую способность. Эту процедуру нельзя избежать и невозможно ускорить, более того, сам процесс не всегда предсказуем в части результатов. И вот этот сложный этап нами уже преодолен.

На двух площадках уже возводятся каркасы – речь идет об объектах на Иркутском тракте и улице Высоцкого, аукционы и работы по которым были начаты немногим раньше. На остальных участках завершается нулевой цикл – на погруженных сваях заливаются ростверки фундаментов, кое-где фундамент уже готовится для последующего монтажа.

Фото с веб-камеры

 

В рамках данного этапа особую значимость приобретает работа Завода крупнопанельного домостроения (ЗКПД ТДСК): параллельное строительство сразу восьми детских садов силами трех организаций требует большого объема комплектующих. То есть сейчас крайне важно обеспечить все площадки нужными железобетонными изделиями, поэтому завод работает круглосуточно. Надеюсь, что этап монтажа закончится к началу лета, быть может, он немного захватит июнь. Затем начнется сложнейший период отделочных работ – дело в том, что строительная отрасль по известным причинам испытывает острый дефицит рабочей силы.

То есть, с одной стороны, к нам не приехали иностранные рабочие из республик Средней Азии и Кореи. С другой – местных рабочих явно не хватает. Ранее соотношение иностранцев и россиян на стройках было в районе 50/50. И в условиях острого дефицита рабочих рук мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят идти на стройку, молодежь сюда точно не идет.

Минстрой провел мониторинг ситуации в регионах и запросил у отрасли заявки на квоты по мигрантам – по нашим расчетам в летний период компании может понадобиться 500 иностранных работников. Заявка была отослана, но что с ней будет дальше и что придется делать, если мигранты все-таки не приедут – большой вопрос. Повторюсь, что сады строятся параллельно, поэтому мы не можем одну и ту же бригаду отделочников запустить сначала на один объект, а по завершению работ уже на другой. Эти бригады нужны нам в моменте.

В плане стройматериалов, машин и механизмов, инженерно-технических работников, организации и подготовки строительства проблем нет – все это отлажено десятилетиями успешной работы. Нужны рабочие руки и именно на этом вопросе мы сконцентрируемся в ближайшее время.

*****

С точки зрения города

В общей сложности за 2021 год по нацпроекту «Демография» в Томске будет построено восемь детских садов суммарной вместимостью 1 385 мест (из них 390 ясельных).

В садике по Иркутскому тракту, 153/3, рассчитанном на 220 мест, разместятся три ясельных и шесть дошкольных групп, пищеблок, медицинский блок, санитарно-бытовые помещения, зал для музыкальных занятий, игровой зал. Для занятий детей запроектированы кабинеты ИЗО и изучения английского языка. Планировка выполнена с учетом особенностей каждой возрастной группы и предусматривает создание наиболее безопасных и комфортных условий содержания и воспитания детей. Строительство ведет АО «Строительное управление Томской домостроительной компании», с которым ранее по результатам аукциона был заключен муниципальный контракт на сумму 232,1 млн рублей. Как заверил участников совещания директор предприятия Александр Поморцев, работы идут в соответствии с графиком, к середине мая планируется приступить к обустройству кровли и отделке помещений.

Детский сад по ул. Высоцкого, 16 расположен в красивом месте, в сосновом бору. Он рассчитан на 145 мест, в нем разместятся две ясельные и четыре дошкольные группы. Строительство ведет ООО «Строительно-монтажное управление Томской домостроительной компании». С предприятием заключен муниципальный контракт на сумму 169,7 млн рублей. В настоящее время на объекте завершены все свайные работы, производится монтаж каркаса здания.

Источник: Администрация города Томска.

*****

Исполняющий обязанности мэра Томска Михаил Ратнер:

– Благодаря национальному проекту, поддержке региональных властей мы имеем возможность сегодня продолжить вектор развития Томска от центра к окраинам. Здесь, на территории Октябрьского района, в зонах перспективной жилищной застройки в скором времени появятся современные, красивые по дизайну, построенные с применением энергосберегающих технологий детские дошкольные учреждения.

На объектах, на которых мы побывали сегодня, работы ведутся по плану. Подрядные организации, представляющие холдинг Томской домостроительной компании, это надежные, проверенные партнеры, которые, нисколько не сомневаюсь, выполнят все свои контрактные обязательства в срок. Подразделения городской администрации будут оказывать им в этом максимальную помощь. Наша задача – до конца года завершить комплектование новых детских садов оборудованием, мебелью и инвентарем, сформировать трудовые коллективы будущих учреждений.

*****

Генеральный директор ТДСК Александр Шпетер:

– В прошлом году мы построили четыре детских сада и новую школу в «Южных Воротах». Строительство одновременно восьми детских садов – против четырех в прошлом году – это огромная нагрузка. Бюджетные проекты являются низкорентабельными, однако ТДСК считает своей обязанностью строить социальные объекты в возводимых районах. При этом мы четко понимаем, что создание и развитие социальной инфраструктуры – это задача властей.

ТДСК участвует в государственных программах на конкурсной основе, и одним из преимуществ компании является то, что наши объекты – и маленькие сады, и большие, школы на 1 100 и 550 мест – присутствуют в реестре Минстроя как наиболее оптимальные с точки зрения бюджетных трат и конструктивных особенностей.

Фото: ТДСК, Серафимы Кузиной, Администрации Томска

Компании:

Читайте также: