Дайте жалобный трехтомник

Руководитель Томского УФАС России Владимир Шевченко об итогах I квартала.

Компании:

Замораживание, а в ряде случаев и полное схлопывание источников спроса, последовавшее за введением режима самоизоляции, не могло не привести к обострению конкуренции за оставшиеся «островки платежеспособности». Главным из них, разумеется, стал обобщенный бюджет, выдавливающий из себя не только мутноватые субсидии и льготы, но и вполне понятные контрактные деньги.

Собственно говоря, держатели бюджетных средств сами поспешили сделать акцент на «мерах поддержки, связанных с госзакупками» – отчего у людей, ответственных за сферу госзаказа, тут же возникли опасения по поводу роста количества жалоб в антимонопольную службу.

Предчувствия эти оказались вполне пророческими – обострившаяся конкуренция за бюджетные рубли и общая ситуация на рынках сделали людей более восприимчивыми к поражениям в подобных торгах.

О динамике обращений в Томское УФАС и итогах работы ведомства в I квартале Владимир Шевченко рассказал в ходе очередных публичных обсуждений.

Фото предоставлено Томским УФАС

44, я на перерыве

– Поначалу, когда известные события только набирали ход, мы полагали, что в новых условиях активность наших оппонентов (или же партнеров) будет достаточно низкой. На самом же деле, исходя их имеющихся результатов, это не совсем так – активность хозяйствующих субъектов и граждан за этот период заметно выросла.

Начну с того, что по направлению государственных и муниципальных закупок за I квартал в УФАС по Томской области поступило 55 жалоб. И это существенно больше, чем за тот же период прошлого года. В основной массе такие жалобы мы сейчас рассматриваем удаленно – и здесь возникают определенные сложности: иногда подводит техника, возникают различные организационные моменты (например, участники имеют разные возможности подключения).

Но мы, тем не менее, с этим справились и рассмотрели 48 жалоб – речь, напомню, идет о 44ФЗ. Необоснованными были признаны 30 из них, и некоторый рост числа необоснованных жалоб связан с тем, что возросшая активность участников различных публичных закупок еще не говорит об их правоте. Обоснованными мы признали 18 жалоб, всего было выдано 20 предписаний.

По внеплановым проверкам предписаний нами не выдавалось. Здесь стоит еще раз сказать о том, что в рамках постановления правительства нам существенно сократили как плановые проверки (они практически исчезли из инструментария службы), так и большинство внеплановых. Однако по поводу различных проверок, которые в ряде случаев являются крайне необходимыми, мы активно работаем с прокуратурой – поэтому проверки все же проводятся, хотя и крайне редко на данный момент.

Также за квартал нами было возбуждено 31 дело об административных правонарушениях. Это вдвое меньше, чем год тому назад, и вот здесь уже начинают сказываться последствия пандемии. Суть в том, что административные дела требуют определенных процессуальных действий и, соответственно, присутствия участников, которых мы привлекаем к ответственности. Тут-то и возникают сложности с самоограничениями и другими мерами, предпринимаемыми государством.

В целом рост активности, отмеченный нами по направлению закупок, свидетельствует о том, что кое-где дела в экономике обстоят не совсем хорошо. При этом государственные и муниципальные закупки проводятся всегда – соответственно, люди более активно участвуют в торгах, у них возникают недопонимания и конфликты, в итоге они обращаются к нам.

Основная доля рассмотренных жалоб в этом квартале (практически 60%) пришлась на действия муниципальных заказчиков. По заказчикам областного уровня получено 16% жалоб, федеральных органов – 23%.

«Стулья против денег»

– Наиболее распространенные виды нарушений здесь остаются прежними. К примеру, речь идет об описании объекта закупки, которое заказчики так и не могут научиться правильно составлять. В итоге это приводит к недопонимаю в части того, что конкретно закупается и что именно требуется от участников рынка.

Во-вторых, это сокращение сроков подачи заявок и неверное исчисление дней. Здесь злую шутку как раз сыграла ситуация, связанная с пандемией – дело в том, что заказчики также находились в режиме самоизоляции, многие из них работали в режиме удаленного доступа. И возникающая неразбериха приводила к сбоям в закупках, путанице в датах и многому другому. Мы до сих пор рассматриваем вопросы о том, что такое нерабочие дни, можно ли было там что-то проводить, смотреть и так далее.

Достаточно большое количество нарушений связано со сроками оплаты за контракты. История с ними длится уже давно, потому что заказчики, планируя свои закупки, не всегда ориентируются на сметы и лимиты и прочее. В результате, осуществив закупку, заказчик обнаруживает отсутствие денег. И здесь, по нашему мнению, виноват не коронавирус, а та неопределенность и безалаберность со стороны заказчиков, из-за которой они не могут спрогнозировать свои финансы.

Еще одним видом нарушений являются дополнительные требования в документации, которые мы выявляли и в прошлом, и в позапрошлом году. И в этом году выявляем тоже. Выходит так, что заказчики постоянно пытаются чего-то дописать и попросить, что, на самом деле, неправильно и незаконно.

Если говорить о реестре недобросовестных поставщиков, то здесь ситуация видна (и интересна) уже с другой стороны. В сравнении с I кварталом 2019 года число обращений о включении в этот реестр выросло в три раза – с 21 до 60. То есть наши уважаемые участники закупок оказываются не совсем готовыми к исполнению контрактов – быть может, на них повлияла ситуация с вирусом или что-то еще, причины тут могут быть разными.

И тут очень мы очень внимательно относимся к тому, что именно послужило причиной неисполнения контракта. Разбираемся в каждом конкретном случае, и далеко не все попадают в этот реестр. Очевидно, что сейчас не то время и это не те случаи, когда нужно включать туда, скажем так, всех подряд.

В условиях пандемии государство пошло на то, что многие товары, связанные с ликвидацией ее последствий, стали закупаться у единственного поставщика. Мы внимательно наблюдаем за этой ситуацией и сказать, что кто-то злоупотребляет этими возможностями, не можем. Управление ведет большую разъяснительную работу с заказчиками различных уровней о том, что можно покупать по 93-й статье 44ФЗ, а чего (во исполнение того же постановления правительства) нельзя. Здесь мы также активно сотрудничаем с прокуратурой, поэтому особых «напряжений» пока не было.

Все как будто сговорились…

– По антимонопольному законодательству показатели несколько упали, и вот это как раз связано с тем, что мы с вами трудились в особых условиях. В I квартале по этому направлению нами было получено 203 заявления (в 2019 году их было 86, в 2018-м – 95). То есть, грубо говоря, их число выросло в два с лишним раза.

Связано это было в том числе и с тем, что люди начали жаловаться на повышение цен – речь шла о масках, имбире, лимонах и других товарах, необходимых гражданам. Таких заявлений очень много, мы же, в свою очередь, мониторим ситуацию на рынке: ежедневно в магазинах проверяются цены 24 товаров, затем все эти данные направляются в ФАС России.

Сказать, что мы выявили большое количество нарушений антимонопольного законодательства, я поостерегусь. Но вместе с тем у нас возникли некоторые вопросы к торговым сетям по отдельным видам товаров, и сейчас мы занимаемся разработкой этих случаев. Как вы понимаете, при ограничениях в проведении плановых и внеплановых проверок, с этим возникают определенные трудности. Однако несколько таких материалов (по согласованному повышению цен) находятся на стадии рассмотрения возможности возбуждения дела.

Что касается структуры таких заявлений, то по 10-й статье (это естественные монополии – водоснабжение, электричество, газ и т.д.) пришло 20 заявлений. По 11-й статье – то есть сговорам – их уже 12, хотя в прошлые годы речь шла об одном или двух. То есть сотрудники управления, специализирующиеся на картельных сговорах, занимаются целой горой материалов, несколько дел готовится к возбуждению.

По недобросовестной конкуренции за год приходило два или три заявления, в I квартале прошлого года их не было вообще. В этом квартале мы получили целых 9 заявлений, причем управление уже имеет выходы на то, чтобы возбуждать дела и выдавать предписания.

Упали показатели по 15-й статье, в соответствии с которой органы власти не могут совершать некоторые действия. И если в прошлые годы мы рассматривали порядка 30-35 заявлений, то в этом году их пришло всего 15.

По 16-й статье (сговор органов власти с хозяйствующими субъектами) в прошлые годы также поступало одно или два заявления, в этом году их уже 75. Нам пишут предприниматели и граждане, все это подлежит серьезной проверке и требует большого количества времени. То есть для того, чтобы можно было выйти на какие-то финишные прямые, нужна не неделя и не месяц. Тяжелая ситуация в I квартале привела к тому, что граждане начали выражать свое неудовольствие и подозревать органы власти в сговорах. Иногда они, естественно, оказываются правы.

Компании:

Читайте также: