Прыгнуть выше головы

Итоговый форум малого и среднего предпринимательства региона показал, тренды развития томского бизнеса.

Компании:

Собравшись в пятницу 13 декабря чествовать лучших в своей среде, томские бизнесмены в очередной раз доказали, что терять им особенно нечего. В самом деле – чего бояться, если реальность каждый год оказывается сильней призрачных суеверий? Региональной власти форум «Мой бизнес» был необходим, чтобы в очередной раз напомнить о себе предпринимателям – мы всегда рядом, и если что – готовы помочь, в меру своих возможностей. Бизнесу было, очевидно, приятно в очередной раз услышать о себе массу красивых слов, и убедиться, что жизнь в их среде есть.

Сцена для награждения лидеров предпринимательской активности региона в 2019 году, была выбрана под стать всей экономической атмосфере – в областном Театре Драмы. Особо драматического, впрочем, ничего не предполагалось: формально людей собирали под предлогом выбрать лучших среди малых компаний, да поговорить, как водится, об итогах года, обсудив заранее и грядущие перспективы.

Областные власти отметились в мероприятии выступлениями замгубернатора по экономике Андрей Антонов и областного депутата Сергея Автомонова. Как водится в таких случаях, предпринимателей горячо хвалили за то, что они есть, и обещали и впредь обращать на них большее внимание.

Доказательством любви к частному предпринимательству в Томске представители власти назвали недавнее открытие центра «Мой бизнес» на Московском тракте. Событие это, кстати, состоялось накануне утром в ту же пятницу 13-го. Предполагается, что центр должен содействовать получению различных госуслуг, помогая бизнесу на этапе старта.

Но предприниматели – явление неистребимое, как не «стартается» государство, они всё равно появляются, свидетельством чему стала состоявшаяся церемония награждения лидеров томского бизнеса. Нашлись здесь лучшие в социальной сфере (Центр семейного творчества «Сказкин дом»), в деловом наставничестве (компания «Новохим»), в эффектном прорыве года (ООО «Сибметохим»). Бизнес-гуру-2019 выбрали руководителя ООО «Сибирская электротехническая компания» Равиля Дусеева, а победительницей в номинации «Женщина-предприниматель» стала директор ООО «Новая химия» Анастасия Еремина.

Помимо этого, мероприятие ознаменовалось выступлениями амбассадоров проекта «Мой бизнес» (ред. амбассадор – французское слово, означающее посланца, представляющего что-то хорошее среди совсем замечательного). Таким претенциозным названием назвали тех бизнесменов, которые должны подавать пример стойкости и жажды к жизни всем остальным. По правде сказать, на эту роль нынче могли бы претендовать очень многие, но и заявленные амбассадоры оказались весьма яркими личностями.

Например, владелец фитнес-сети «PowerClub» Александр Цин-Де-Шань, которому не исполнилось ещё и 30 лет, шел к бизнесу своей мечты довольно извилистыми путями. Первое дело, за которое он взялся с напарником еще в 16-летнем возрасте, стала продажа березовых веников для бани:

– Это было только началом моего стартового капитала. На самом деле всегда мечталось о собственной фитнес-сети, поэтому в 21 год я открыл свой первый клуб.

На самом деле «клубом» Александр называет обычную «качалку» на 90 квадратных метров, расположенную, как водится, в подвале. Вскоре он сменил её на помещение уже в 120 квадратов. Затем приобрел настоящий клуб на 400 квадратных метров, для чего продал собственную квартиру.

– Открывая фитнес-заведение, я неправильно рассчитал бюджет, в итоге уже на половине стройки все средства кончились, потребовалось втрое больше денег, чтобы реализовать этот проект мечты. Разумеется, пришлось прибегнуть к кредитам, но рассчитывался всегда вовремя.

Вскоре бизнес разросся, Александр увеличил команду до 140 сотрудников, среди которых инструкторы и профессиональные фитнес-тренеры со стажем. Сейчас он запустил свою франшизу по подготовке фитнес-специалистов уже в 12 городах. Но, оказалось, что масштабирование ставит перед предпринимателем новые непростые задачи – возникла потребность грамотно управлять всеми процессами.

– Я побывал на стажировках в Китае, где получил полезный опыт в местных спортклубах. Полагаю, что помощь государства должна оказываться предпринимателям именно в виде «удочки» – пошаговой стратегии развития, полезного практического контента, позволяющего любому желающему стать бизнесменом. Сегодня я сам стал ведущим мастер-классов, помогая другим избежать всевозможных препятствий в бизнесе. Думаю, что умение, избегая потерь, справляться с трудностями – это главное на начальном этапе становления своего дела. В основе любого успеха должно быть горячее желание самого человека заниматься бизнесом, все остальное – знания, инструменты и финансы приложится к этому.

Примером подобной настойчивости является другой амбассадор, выступивший на мероприятии – Маргарита Горезина, основательница кулинарной студии «Хорошая кухня». Девушка решила попробовать свои силы в кондитерском деле, начав собственноручно выпекать торты на продажу. Первая торговая точка Маргариты просуществовала не намного дольше, чем срок годности стандартного кулинарного изделия. Затем последовала долгая череда перемещений её мини-цеха из одного здания в другое. В конце концов, анализируя причины неудач, она, как человек с творческими задатками, решила, что её бизнес должен отличаться оригинальной идеей, выделяющей из массы заведений такого типа.

– Мысль заключалась в том, что гости должны сами готовить свой ужин, глядя на то, как это делает перед ними профессиональный шеф-повар. Концепция казалась привлекательной, в итоге я отказалась от всех других направлений, и сконцентрировалась на проекте кулинарной студии. Вскоре оказалось, эта услуга пользуется популярностью у томичей, и через полгода мне пришлось искать более вместительное помещение, а еще через полгода совсем большое.

Так, за пять лет, она стала обладательницей самой крупной городской кулинарной студии в Сибири. Сегодня её бизнес расширяется, открылось кафе, практикуется доставка и кейтеринг. А минувшим летом Маргарита стала одним из организаторов в Томске первого сибирского гастрономического фестиваля «Есть!». Амбиции, которые двигают при этом ею, вполне патриотичные:

– Я люблю Томск и хотела бы остаться в нём, поэтому помогаю его развитию тем делом, которое мне нравится. Мечтаю, чтобы Томск стал гастрономической столицей Сибири.

Другие амбассадоры проекта «Мой бизнес» – основатели компании «Сибирский знахарь» Артем Фишер и Виктор Федоров уже известны нашим читателям по прошлогодней публикации в Томской интернет-газете. Добавим только, что их бизнес сегодня также уверенно держится на плаву, как и год назад, несмотря на обилие аналогичных предложений во всех торговых центрах страны.

Руководительница тренинговой компании «Команда мечты» Светлана Чурикова и основательница сети фитнес-студий Fitness’s baby Юлия Мустафина рассказали гостям форума о своих бизнес-историях, наполненных поучительным опытом. Например, Юлия Мустафина, сумела организовать фитнес-центр несмотря на то (или благодаря тому), что сама является мамой троих детей. При этом сама девушка является лучшей рекламой выбранного ею бизнес-направления, демонстрируя завидную для многодетных мам отличную физическую форму.

Ну а Светлана Чурикова прежде чем создать свою тренинговую компанию прошла витиеватый 20-летний путь от простого продавца до руководителя сети зоомагазинов. В конце концов, её привлекла идея построить бизнес, помогающий предпринимателям избежать распространенных ошибок при построении своего дела.

– Нашей задачей сегодня является формирование дружных мотивированных на общую цель команд, помогающих достигать любой компании реального бизнес-эффекта, – говорит Светлана.

Как несложно было убедиться по выступлениям на форуме, и списку победителей в различных номинациях бизнес-конкурса, среди представителей малых и средних компаний региона подавляющее большинство представляют сферу мелкой розничной торговли и услуг. Производителей реального продукта немного, экспортеров же среди них и того меньше. По состоянию на октябрь 2019 года томская ФНС фиксировала около 42 тысяч местных субъектов бизнеса, из них около 22 тысяч ИП. Нынешнюю тенденцию на сокращение числа предприятий в Томской области власти региона объясняют отсутствием доступа к дешевым кредитам. На будущий 2020 год федеральная программа развития малого бизнеса предусматривает использование 170 миллиардов рублей, из которых половину направят на льготное кредитование. Томичи при этом получают кредитов столько же, как предприниматели Омска или Иркутска, где численность населения вдвое больше. И это, пожалуй, главная хорошая новость для нашего бизнеса на предстоящие времена.

Компании:

Читайте также: