Зеленая субмарина на конной тяге

Для чего выбирали Думу Томской области.

Компании:

В потоке разнообразных обобщений на тему недавних выборов мы вновь не увидели разбора прагматического смысла произошедшего. То есть сугубо технические вопросы вроде того, насколько креативной и конфликтной была кампания в целом, заслонили общий смысл воспроизводства высшего представительного органа области. Лозунги, абстрактные программы и прочие порванные на ответственных грудях майки не значат практически ничего – смотреть нужно в корень, то есть в круг тех задач, которые предстоит решить (или же провалить их решение) новоиспеченным депутатам. И уже на основе оценки соответствия депутатского корпуса кругу актуальных задач делать какие-то выводы об итогах прошедших выборов.

Собственно говоря, ситуацию достаточно хорошо описали руководители исполнительной и законодательной (в предыдущем ее изводе) властей области – мы действительно живем в условиях непреходящей преемственности в том, что касается управленческого стиля и ответов на поступающие вызовы. Губернатор упаковывает все это в представление о некоей «партии томичей», спикер говорит о «хорошей традиции преемственности власти». На деле речь идет о несменяемости тех проблем, которые область – как экипаж борющейся за живучесть подводной лодки – вынуждена решать год за годом практически одними и теми же методами. Причем началось все это отнюдь не позавчера, и даже не в 90-е, а при самом что ни на есть Лигачеве.

Если очень коротко и даже сжато, то для того, чтобы оставаться на плаву, нам нужно быть на виду, причем выглядеть мы должны святее папы с его любимой тетей – нарушение этого правила грозит большими неприятностями и попросту сливом региона как такового.

Судите сами – зачем Лигачев, который к середине 60-х стал большим начальником союзного масштаба, по своей инициативе едет в совершенно деревенский и регулярно разграбляемый в пользу соседей Томск? К примеру, в 1962 году город лишился железнодорожного института, который переехал в Омск и сейчас известен как ОмГУПС. Кстати говоря, поводом к этому стала ликвидация Томской железной дороги как отдельного структурного подразделения – не правда ли вполне знакомая по совсем недавним событиям картина?

Так вот, поступок Лигачева объясняют неким абстрактным фанатизмом. Между тем, никаким фанатиком Егор Кузьмич, конечно же, не был, хотя с последовательностью и упрямством у него присутствовал полный порядок. И он – как человек, отвечавший за чистоту идеологии в масштабах РСФСР – тем самым оформил нечто вроде вызова откровенно расслабившейся после брежневского переворота верхушке. «Вот вы тут расслабляетесь, а я как истинный партиец и аскет пашу там, где разгребать и разгребать», – согласитесь, что с позиций морального превосходства выбивать деньги (тогда это называлось фондами) несколько проще и эффективнее?

Времена обязательной морали прошли, однако нам все еще приходится демонстрировать превосходство в некоем уме и даже патриотизме – а откуда еще, по-вашему, взялся пресловутый флагшток у здания областной администрации? С глаз долой, из сердца вон, тем более, если вы живете на отшибе.

Будет ли способна новая дума создавать нечто заметное в плане ума и показного ультрапатриотизма сказать сложно, тем более что одно несколько противоречит другому. Факт заключается в том, что произвести на свет нечто федерально значимое было бы явно не лишним. Последнее, что область сделала в этом плане, касалось законодательной инициативы федерального масштаба о переносе сроков реформы горячего водоснабжения – дело это однозначно полезное и уже подхваченное правительством (которому область оказала своеобразную услугу), но и громким его также не назовешь. Впрочем, тут многое упирается в стоимость разработки полноценных федеральных законопроектов – отечественное законодательство настолько обширно и запутанно, что создать не противоречащий ему документ достаточно сложно. И занимаются этим специальные конторы, выставляющие не самый гуманный – в особенности для регионалов – прайс.

Связанная с этим приоритетная задача заключается в углублении взаимодействия думы с региональными департаментами, отвечающими за экономику Томской области. Созданная на заре губернаторских полномочий Сергея Жвачкина система экспертных советов изначально задумывалась в качестве некоего костыля для хромающего механизма формирования полезных инициатив. Логика здесь была следующей – в думе сидят во многом случайные люди с собственными интересами, в администрации – исполнители с четко прописанными процедурами и нормами. В итоге «рожать» идеи и осуществлять не отягощенную формальностями экспертизу практически некому, так давайте решать эту проблему через создание экспертных советов. На бумаге все выглядело вполне симпатично, на практике вышел очередной пшик.

Между тем, потребность в притоке свежих идей никуда не делась и даже приобрела особую остроту. Формально, у нас есть стратегия развития области, разработанная под руководством департамента экономики. И в нынешнем году депутаты уже прошлого созыва приняли обновленную ее версию – то есть, по идее, ни о каком идейном вакууме не может быть и речи. По факту, эта стратегия ставит некие умозрительные вопросы и снабжает их не вполне вразумительными ответами.

В итоге нам предлагается решать классическую задачу с бассейном и двумя трубами. То есть в видении авторов стратегии экономика области (бассейн) постепенно и неуклонно теряет «классические» производства и отрасли (все это вылетает в трубу «А»). Мы же наполняем трубу «Б» (имеются в виду направления «новой экономики») и, тем самым, отчасти компенсируем потери. Как нетрудно догадаться, даже в самом благоприятном случае – когда объем А почти равен объему Б – речь идет исключительно о поддержании существующего баланса. Проявления этого подхода вы можете видеть под заголовками в духе «Томская область стала лидером по темпам роста обрабатывающих производств» – при этом регулярные околокитайские процентные показатели (в нынешнем году они и вовсе являются двузначными) весьма слабо компенсируют потери в «банальной» нефтедобыче.

На практике областные департаменты экономики, развития села, транспорта и связи, а также промышленности и энергетики работают почти за всю упомянутую выше «новую экономику». Есть новый федеральный пилотный проект? Томская область как регион с небольшим населением и довольно компетентным чиновничеством регионального уровня (а это именно так, кто бы и что не думал по этому поводу) готова выступать в качестве оптимальной тестовой площадки. Нацпроект? Давайте его сюда, у нас все достаточно компактно и более-менее отлажено – возьмите кейс с ремонтом дорог, производимым на федеральные средства, и вы поймете, о чем идет речь.

Благодаря этому раз за разом воспроизводящемуся процессу область также остается на виду и получает приток федеральных средств. Причем делает она это – тут надо отдать должное – достаточно хорошо. Нюанс же заключается в том, что ей, подобно акуле, решительно нельзя останавливаться. Именно поэтому наши следы легко находятся в судьбе самых разнообразных федеральных начинаний – от легализации сбыта речного улова до беспилотников и микроспутников.

Таким образом, обновленная дума должна быть достаточно плотно погружена в федеральную повестку и работу над повышением конкурентоспособности региона в борьбе за федеральные средства. Поэтому было бы совсем неплохо увидеть то, как в этой самой думе генерируются – а не просто одобряются задним числом – идеи соответствующего масштаба и качества. В свое время Борис Мальцев, по сути создавший наш областной парламентаризм и теперь окончательно вышедший на пенсию, вполне обоснованно сокрушался по поводу наблюдаемой им потери масштаба. В итоге вышло так, что созданием инициатив, идей и прочих концепций у нас практически в одиночку занимается исполнительный орган – тот самый, который должен исполнять, то есть следовать уже разработанным инструкциям и программам.

Депутатам различного уровня все чаще сообщают о том, что «тратить могут все, давайте думать, как зарабатывать на эти траты». Отклик такая постановка вопроса находит достаточно редко, хотя и здесь не обходится без исключений.

«Проработав шесть лет в бюджетном комитете думы городской, я вижу, что огромное количество муниципальных и областных вопросов не решается местными и региональными финансами, а решается либо привлечением целевых федеральных средств, либо изменением межбюджетных отношений…

Ключевой вопрос – это лоббирование. Это чугунный лоб, деревянная дверь и упорство, связанное с пробиванием чугунным лбом деревянных дверей. Опыт такой у меня есть, вы знаете, что я работал уже в этой части: кроссы по федеральным министерствам, поклоны и прочая работа, которая связана с извлечением федеральных средств на территорию области – работа эта мне знакома».

Владимир Самокиш, РИА Томск, 22 сентября.

То есть человек, пробившийся в федеральный представительный орган, с ходу обозначил четкое понимание того, где мы находимся и что, исходя из этого, необходимо делать. Хватит ли такого понимания его коллегам, занимающим места в областной думе – большой вопрос.

При этом для начала можно ничего не придумывать и сконцентрироваться на уже сформулированной модели бассейна с двумя трубами. Ведь в исходящем потоке оказываются не только «обреченные» или «устаревшие» отрасли и производства. Область регулярно теряет представительства федеральных ведомств (крайний пример – таможня), крупных компаний, банков и так далее. Более того, то, что являлось именно томским, также либо исчезает, либо уходит под внешнее управление. И да – мы теряем на этом и деньги, и часть собственной субъектности.

Проблема не выносится в публичное пространство – нам заявляют о том, что «это почти ни на что не повлияет» и «не надо акцентироваться на эпизоде». Проблема же заключается, в том речь идет не об эпизодах, а о четкой тенденции (недавно, кстати, нас по-английски покинула «Роснефть»), и тенденция эта не может не влиять на не самую разнообразную и богатую область. Так может быть, уже пора завить о ней публично?

Ну и вообще, новоизбранным депутатам предстоит буквально сходу заняться расползающимся бюджетом – средств, заложенных на то же самое капитальное строительство в рамках нацпроектов, уже явно не хватает. Федеральные средства, отпущенные в рамках прежних смет, не покрывают роста стоимости материалов – в итоге стройплощадки приходят в запустение. Ну и бюджет следующего года также придется перекроить с учетом новых инфляционных обстоятельств. Что вам в итоге скажут из Москвы? Частично подкинут денег, сдвинут сроки и, в конце концов, пошлют искать новые источники пополнения собственных доходов. И тут тоже нужно будет включить широко разрекламированный ум, подтвержденный народным волеизлиянием.

Аутентичной жимолостью на торте является тот факт, что незадолго до выборов госдолг Томской области вырос до 58,5 млрд рублей (против 42,2 млрд в начале года). Регион выбил у Москвы рекордный объем бюджетных кредитов и погасил всю задолженность перед банками. С одной стороны, это избавило нас от части процентных издержек, с другой – размер долга оставил опять-таки рекордные 100,8% от собственных доходов бюджета на текущий год.

В переводе на повседневный язык это означает следующее – перезанять, чтобы переотдать, теперь будет крайне непросто, и депутатам – волей или помимо нее – все-таки придется изобретать нечто, позволяющее нарастить еще и собственные доходы. Таким образом, вопрос о том, хватит ли у них для этого квалификации и банального задора, является не просто отрытым, а распахнутым настежь.

Фото: Администрации ТО, Думы ТО, Думы Томска, архив редакции

Компании:

Читайте также: