«Всё сошлось»

Как формируется южное направление пространственного развития Томска.

Компании:
Как формируется южное направление пространственного развития Томска

Геометрия истории: параллели, острые углы и главные направления

Южное направление – еще одна точка роста на карте пространственного развития томской агломерации.

Еще в 20-е годы прошлого века на территориях нынешней Зональной станции развернулась пригородная опытно-сельскохозяйственная станция, позднее преобразованная в Томскую зональную опытную станцию Всесоюзного института льна. Учреждение исследовало возможности адаптации агрокультур к особенностям климата Западной Сибири, а вокруг постепенно формировалась жилая застройка.

Одно из подразделений станции – опытное поле – находилось в восточной части современного проспекта Фрунзе. Благодаря близости к ГРЭС-2 здесь появилось тепличное хозяйство и областное овощехранилище, ныне известное как «Губернаторский рынок». Именно на этих землях началась история индустриального домостроения в Томске – район «Опытное поле», сформированный вокруг улицы Кулагина, застроили первыми «панельками» в 60-х, и он стал полноценной (и даже передовой по тем временам) частью города.

Административные преобразования 90-х годов привели к образованию Зональненского сельского поселения. Территориально это анклав Томского района, «внедренный» в южные пригороды областного центра. Демографически и экономически — самая быстрорастущая локация Томской области: на момент создания поселения в 2004 году здесь жило пять с небольшим тысяч жителей, а к 2022 году их количество выросло втрое (до 15,4 тыс человек).

Десять лет назад в дискуссиях о направлениях развития Томска южный вектор оценивали достаточно осторожно. В преимуществах — экология и природная составляющая, в изъянах — недостаток инженерной инфраструктуры.

Между тем, с инфраструктурой дела обстояли не так мрачно. Оказалось, существует советский задел в виде разработанных проектов строительства сетей и даже частично построенных объектов. Благодаря задуманной масштабной стройке в 2015 году в южном направлении потянулась новая тепломагистраль №5-Ю, а годом позднее энергетики увеличили диаметр питающих ее трубопроводов в районе поселка Степановка с 500 до 800 мм. Общий объем инвестиций в проект составил более 500 млн рублей эпохи «доллар за 30».

Строительство района «Южные Ворота», определившего темпы развития «анклава», стартовало в 2014 году. За 10 лет на площадке, выделенной под комплексное развитие земель поселения, построено более 30 многоквартирных домов общей площадью более 400 тыс кв. м. Здесь же возвели школу на 1 100 мест в смену, три детских сада и множество уличных спортивных объектов. Сегодня на территории одного из самых больших жилых комплексов Томской области строят поликлинику, «замыкающую» создание комплекса социальной инфраструктуры района.

Дорожная инфраструктура

Масштабное жилищное строительство ускорило реализацию значимых дорожных проектов. Двухуровневая развязка на 76-м км железнодорожного участка Томск – Тайга радикально улучшила транспортную доступность территории и позволил региону приступить к строительству Малого транспортного кольца (МТК) Томска. Окружная магистраль разгрузит внутригородские дороги и обеспечит доступность будущего кампуса — одного из самых значимых региональных начинаний последних лет.

Как формируется южное направление пространственного развития Томска

По данным обладминистрации, в 2024 году готовность участка достигнет 30%, основные объемы финансирования запланированы на 2025-2026 годы.

Первый участок МТК протяженностью 4,14 км пройдет от транспортной развязки с железной дорогой до первого километра автодороги Томск – Мирный – Межениновка. Объект включает разворотную петлю и три транспортные развязки: в одном уровне – на пересечении с Коларовским трактом, и в разных уровнях – на пересечении с улицами Тихая и Богдана Хмельницкого.

Трасса соединит районы новой застройки Зональненского поселения с трассой Томск – Аэропорт, выходящей к центральным районам областного центра. Два крупных национальных проекта – жилищный и дорожный – стимулируют и обосновывают друг друга. Строительство востребованного и быстро раскупаемого жилья обеспечивает налоговую отдачу, покрывающую бюджетные расходы на создание дорожного объекта. А дорожный комплекс повышает привлекательность жилья и служит катализатором инвестиций в развитие территории.

Делегации Совета Федерации, посетившей Томск летом 2023 года, эту синергию представили в качестве одного из наиболее весомых достижений региона, нуждающихся в дополнительной (а межбюджетные реалии именно таковы) поддержке от федеральных властей.

Как формируется южное направление пространственного развития Томска

Источник фото: сайт Совета Федерации

– То, с чем нас познакомили сегодня – очень перспективный проект, нельзя затягивать с подготовкой всей необходимой для его старта документацией. Во-вторых, необходимо думать не только о комфортном, но и доступном для граждан жилье. Важно соблюсти баланс: чтобы и застройщик работал с прибылью, и при этом не экономил на важных элементах благоустройства. Я увидел, что проект «Южные Ворота 2» очень интересный, в нем будут задействованы многие томские предприятия, а значит, рабочие места останутся здесь. И, разумеется, очень важно строительство Малого транспортного кольца, поскольку городу необходима объездная трасса.

Председатель комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. Июнь 2023 года.

Реализация проекта «Южные Ворота-2» обеспечит Зональненское поселение и томскую агломерацию 671,5 тыс кв. м жилья, рассчитанного на проживание 19 тыс человек. Еще 80 тыс «квадратов» займут социально-бытовые объекты – две школы на 2 200 учеников в одну смену, шесть детских садов на 1 100 мест, медицинские учреждения, спортивные объекты и магазины. Особенностью «Южных Ворот-2» должны стать дворы без машин, сквозной пешеходный бульвар протяженностью 1,3 км и высокая плотность зеленых насаждений. К слову, поддержка строительства МТК, как необходимого звена для эффективной реализации жилищного проекта, одобрена Советом Федерации в ходе декабрьского заседания, посвященного Томской области.

Общественные пространства

Еще один уровень реализации комплексного подхода к развитию Зональненского сельского поселения – это взаимодействие между местной властью, региональными структурами и застройщиком в лице ТДСК. Его продуктивность стала причиной, почему первая встреча глав сельских поселений Томского района в формате обмена лучшими муниципальными практиками для развития территорий, состоялась на территориях Зонального.

Как формируется южное направление пространственного развития Томска

Гостям продемонстрировали готовые и строящиеся объекты, разъяснили специфику их «приземления» на конкретные участки. К примеру, обсуждая подходы к благоустройству «Южных Ворот», застройщик и местные власти решили более глубоко проработать концепцию озеленения, подчеркивающую природные факторы локации. В итоге новосибирская компания, заключившая специальный договор с ТДСК, реализовала здесь новый для Томской области подход к формированию зеленых массивов по принципу малоуходных садов. К примеру, клевер, применяемый вместо привычной травы для газонов, не нужно скашивать. Для высадки деревьев и кустарников применяют крупномерные саженцы нескольких десятков адаптированных к сибирскому климату сортов.

Как обеспечить комфорт для жителей думают и при строительстве МТК. Проект, согласованный с местными властями, предполагает компенсационное озеленение, обустройство шумопоглощающих экранов и безопасные пешеходные переходы.

Отдельная тема – строительство спортивных и игровых объектов. Придомовые площадки для детей и взрослых создают по проектам, готовым к тиражированию в любом подходящем для этого месте – соответственно, при выборе объекта для обустройства территорий уже за пределами жилых комплексов местные власти получают большой выбор вариантов и понятную экономику процесса.

Спортивная инфраструктура школы (от спортзалов до хоккейного корта и беговых дорожек), построенной по проекту ТДСК, активно используется для проведения соревнований и мероприятий местного и районного значения. Кроме того, на базе образовательного учреждения, ориентированного на подготовку в сфере хайтека, создан ресурсный центр для «Точек роста» в других школах Томского района. Консультации и занятия ведутся по направлениям беспилотной авиации, IT, физики и других предметов, необходимых будущим инженерам.

Ключевой вопрос

Вместе с тем, во взаимодействии различных уровней власти обнаруживаются недочеты, требующие исправления. И в первую очередь это касается обустройства дорожной сети внутри поселения, а также проездов к строящейся МТК. Частично этот вопрос решает застройщик, за собственный счет создающий проезды к кварталам новостроек. Однако в целом вопрос, лежащий в сфере ответственности муниципалитета (то есть Томского района), решается с трудом.

Как формируется южное направление пространственного развития Томска

– Дорога, ведущая к строящейся поликлинике, проходит через ручей и болото. И здесь налицо абсурдность принимаемых решений – застройщик был готов безвозмездно передать на выбор два любых участка с хорошей транспортной доступностью. Но этого не произошло, поэтому сейчас мы проектируем дорогу через болото и будем строить ее в разных уровнях – то есть с большим перепадом высот. Соответственно, объект будет топить грунтовыми водами и его придется обслуживать специальным образом. Вот и выходит, что строители строят хорошо, а управленческие решения принимаются не на должном уровне. И над этим нам предстоит поработать.

Глава Зональненского сельского поселения Евгения Коновалова, январь 2024 года.

А самый длинный тормозной путь достается району «Южные Ворота – 2». Один из масштабных инвестиционных проектов региона с емкостью инвестиций более 100 млрд рублей тормозится из-за нерешительности лиц, в обязанность которых входит брать на себя ответственность и принимать решения, от которых зависит будущее Томска.

Промедление может во второй раз сыграть с Томском шутку столетней давности, и мы снова останемся на обочине регионального развития, теряя вместе с привлекательным жильем проекты транспортного развития и передовую часть населения, рвущуюся в большие развивающиеся города.

Фотограф: Александр Руденко

Компании:

Читайте также: