Троллейбус, который идет на восток

Вице-губернатор Томской области – начальник департамента финансов Александр Феденев о региональном бюджете на 2021 год.

Компании:

Фото: pixabay.com

Обещанные Москвой б/у троллейбусы не успели приехать в Томск до нового года, первая партия пришла только в первых числах января. Некоторой компенсацией отложенного подарка могут служить почти 18 миллиардов рублей, выделенные федерацией на покрытие прогрессирующего дефицита бюджета Томской области. В полном размере складывающийся дефицит покрыть не удастся – это значит, что область залезет в новые долги и нарастит ежегодный объем средств, выделяемых на их обслуживание.

Под елочку

– По сравнению с первым чтением общий объем доходов областного бюджета на 2021 год увеличен на 17,5 млрд рублей, и произошло это исключительно за счет средств федерального бюджета. В целом объем доходов составил 82,5 млрд рублей, при этом общий объем налоговых и неналоговых доходов по сравнению с первым чтением не изменился и принят в сумме 58,1 млрд.

Общий объем средств федерального бюджета предусмотрен в размере 24,4 млрд рублей, без учета антиковидных трансфертов 2020 года темп роста объема федеральных средств составит 102%. При этом стоит отметить, что распределены они еще не полностью – прежде всего, речь идет о средствах на дорожную деятельность.

Объем нецелевой финансовой помощи из федерального бюджета ко второму чтению предусмотрен в объеме 6,7 млрд рублей. Целевые средства предусмотрены в сумме 17,7 млрд, из них 7,5 млрд направлены на реализацию национальных проектов.

Субвенции, предоставляемые на реализацию переданных области федеральных полномочий (эти деньги также входят в структуру целевых средств), составляют 4,1 млрд, объем субсидий на софинансирование региональных полномочий – 10,6 млрд, что выше уровня 2020 года на 2,2 млрд рублей.

80% всех федеральных субсидий будет направлено на софинансирование социальных расходов региона. В 2021 году их объем составит 8,8 млрд рублей – в основном прирост по этому направлению обусловлен увеличением ассигнований на выплаты семьям с детьми (только прямые выплаты составят больше 2 млрд рублей).

Объем субсидий на здравоохранение предусмотрен в размере 3,1 млрд с темпом роста 169%. Увеличение федерального финансирования связано, прежде всего, с окончанием строительства хирургического корпуса онкодиспансера и новой программой реформирования первичного звена.

На проведение этой реформы в 2021 году (в целом на нее отведено четыре года) область закладывает 34,1 млн рублей, еще 773 млн мы получим от федерации. Стоит отметить, что к этому вопросу нам еще придется вернуться в начале 2021 года, поскольку федерация несколько изменила правила игры – мы должны увеличить софинансирование на 56 млн рублей (речь идет о вопросах проектно-сметной документации).

Фото: сайт Администрации Томской области

На образование предусмотрено 2 млрд рублей субсидий с темпом роста 150%. В основном прирост связан с ростом объема софинансирования программы строительства детских садов, также увеличена субсидия на горячее питание школьников начальных классов.

На культуру и спорт предусмотрена субсидия в размере 0,3 млрд, в рамках федеральных субсидий на поддержку реального сектора экономики будет выделено 1,8 млрд рублей. Кроме того, предусмотрена новая субсидия на проведение кадастровых работ в сумме 30,7 млн рублей, свыше 324 млн выделяется на реконструкцию и модернизацию объектов питьевого водоснабжения в Асино, Каргаске и селе Лучаново Томского района.

Объем иных межбюджетных трансфертов составляет 1,6 млрд – в основном это классное руководство и прочие неурегулированные законодательством напрямую полномочия в сфере здравоохранения и культуры. Также известны и включены в бюджет поступления из Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда – в 2021 году речь идет о 1,1 млрд рублей, которые будут направлены на программы по расселению в Томске, а также в Каргасокском и Томском районах.

Кроме того, согласительной комиссией принято решение о выделении дополнительных средств в сумме 153 млн рублей на оплату разницы между расселяемой площадью и предоставляемой площадью жилья в строящемся доме по переулку Целинный. Также из Фонда ЖКХ выделены средства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в рамках подписанного концессионного соглашения о строительстве 17 газовых котельных в городе Асино. Всего за период реализации этого соглашения из областного бюджета будет выделено почти 670 млн, из Фонда ЖКХ 300 млн, ну и 7 млн рублей из бюджета Асино.

В общем и целом это те 17,7 млрд целевых средств, которые мы по решению согласительной комиссии добавили в проект.

Люби и холодок

– По сравнению с первым чтением расходы также претерпели определенные изменения. Их размер увеличен на 21,7 млрд рублей – произошло это за счет целевых 17,7 млрд от федерации и 4 млрд средств областного бюджета. Таким образом, общий объем расходов на 2021 год с учетом решения согласительной комиссии и целевых федеральных средств составит 88,2 млрд рублей

Главным приоритетом в части расходов является достижение целей, поставленных в рамках нацпроектов. Общий объем средств на их реализацию за счет всех источников составит 15,4 млрд рублей – из них 7,9 млрд придется на средства областного бюджета, 7,5 млрд нам предоставит федеральный бюджет. Общий объем средств на реализацию нацпроектов в сравнении с 2020 годом увеличен на 15%.

Как уже было упомянуто, согласительная комиссия приняла решение включить в проект бюджета дополнительные расходы за счет средств областного бюджета на общую сумму 4 млрд рублей. Из них более половины (то есть 2,1 млрд) это расходы на социальную сферу. В сфере образования добавлено 0,8 млрд на приобретение и оснащение школы в микрорайоне «Северный парк», при этом общий объем средств на данные цели ко второму чтению составил 1,8 млрд рублей. Кроме того, сюда были включены расходы на ПСД еще одной школы по улице Демьяна Бедного, плюс 0,6 млрд дополнительно запланировано на строительство и оснащение восьми детских садов в Томске.

Таким образом, общий объем расходов на образование из всех источников финансирования составит 24,1 млрд (темп роста 110,5%).

В сфере здравоохранения дополнительно предусмотрены небольшие объемы средств – на замену лифтов в больницах 40 млн и на софинансирование региональной программы модернизации первичного звена 24 млн рублей (хотя, как я уже сказал, эта сумма будет увеличена на 56 млн). Общий объем расходов на здравоохранение с учетом платежа за неработающее население предусмотрен в объеме 15,7 млрд рублей с темпом роста 108% (при этом мы не берем в расчет разовые поступления на борьбу коронавирусом). С учетом средств фонда ОМС уровень расходов по этой статье достигнет 29,1 млрд рублей.

Общий объем расходов на государственную поддержку реального сектора экономики составляет 20,6 млрд с темпом роста 116%. Прежде всего это бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности. 8,2 млрд рублей пойдут в отрасли, не связанные с АПК и дорожным хозяйством. Расходы дорожного фонда составят 7,2 млрд, на поддержку АПК предусмотрено 2,1 млрд, на поддержку отрасли ЖКХ и прочих направлений реального сектора – 2,5 млрд рублей. Поддержка малого и среднего предпринимательства, а также региональной инновационной системы составит 0,6 млрд рублей.

Должен сказать, что в структуре расходов доля трансфертов местным бюджетам осталась практически на уровне текущего года – речь идет о 40%, то есть за счет целевых средств федерального и областного бюджетов муниципалитеты в целом получат 32 млрд рублей. Объем нецелевой помощи на 2021 год (а она особенно важна для балансировки местных бюджетов) сохранен на уровне 6,5 млрд – то есть фактически весь объем нецелевой помощи, который мы получили из федерального бюджета (а это 6,7 млрд рублей), будет передан муниципалитетам. Основная задача при предоставлении нецелевой финансовой помощи заключается в том, чтобы сгладить бюджетную обеспеченность муниципалитетов и обеспечить равный доступ к социальным услугам для всех жителей области. Неизменно муниципальным образованием с наивысшей бюджетной обеспеченностью остается областной центр.

Кроме того, было принято решение увеличить расходы на обслуживание государственного долга на 0,8 млрд рублей в связи с ожидаемым ростом объема долга в 2020 и 2021 годах. В целом на 2021 год эти расходы предусмотрены в сумме 3,2 млрд рублей. Произошло это потому, что в сравнении с первым чтением по решению согласительной комиссии дефицит областного бюджета был увеличен с 2,6% до 10% – предельного значения в рамках требования программы реструктуризации бюджетных кредитов.

«Нам пишут»

– Контрольно-счетная палата Томской области подтверждает то, что проект отвечает требованиям бюджетного законодательства. При этом она обращает внимание на рост дефицита и объема государственного долга, ну и соответственно на увеличение расходов по его обслуживанию. Также имеются некоторые замечания по бюджетным инвестициям, которые будут отрабатываться в течение года.

Прокуратура в своем заключении отмечает целый ряд направлений, в рамках которых, по мнению ведомства, расходы финансируются недостаточным образом. Речь идет о лекарственном обеспечении, ремонте областных учреждений здравоохранения, финансировании муниципальных полномочий по капитальному ремонту объектов ЖКХ и ряде других направлений. В целом, наверное, возражать тут не приходится – много денег не бывает. Но, тем не менее, по тому же здравоохранению в структуре бюджета отмечается значительный прогресс. В нем появляется новая пятилетняя региональная программа модернизации здравоохранения, которая позволит укрепить материально-техническую базу первичного звена. Общая сумма финансирования этой программы составляет 4,6 млрд рублей. На поддержку отрасли ЖКХ в бюджете предусмотрено 1,4 млрд рублей, две трети из них приходится на финансирование муниципальных полномочий – то есть мы субсидируем, прямо говоря, не свои полномочия.

Кроме того, прокуратура указывает на отсутствие индексации социальных выплат и расходов на решение вопросов обманутых дольщиков. Здесь стоит отметить, что ни одна мера социальной поддержки не была урезана в плане финансирования. Ну а по факту там, где уровень поддержки зависит от прожиточного минимума и роста тарифов, индексация все же осуществляется.

В том, что касается дольщиков, начиная с этого года осуществляется финансирование решения этого вопроса через региональный фонд защиты прав участников долевого строительства. На эти цели предусмотрено выделение 170 млн рублей, что позволит привлечь еще 830 млн федеральных средств. Таким образом, согласно заключенному с фондом соглашению, до середины 2023 года мы должны решить эти вопросы по шести проблемным домам.

Компании:

Читайте также: