Разговор по делу

Практика обмена опытом между руководством новосибирской и томской региональных сетевых компаний.

Компании:

Об основательности подхода, легшего в основу рабочей встречи руководства новосибирского АО «РЭС» и компании «Россети Томск», говорит уже сам список новосибирских гостей. Знакомиться с опытом работы томских коллег приехали и.о. генерального директора, семь его непосредственных заместителей и руководители отдельных направлений (от главного бухгалтера до директора по персоналу).

В ходе «горизонтального» общения руководителей двух компаний соревновательный момент не проявил себя практически никак – к примеру, новосибирцы признали закупочную систему ПАО «ТРК» «более компактной и эффективной». В свою очередь томичи отдали должное масштабам инвестиционной программы новосибирских коллег. Конструктивное общение состоялось по всем тематическим линиям, выстроенным в ходе встречи.

Юлия Тимофеева, директор по персоналу АО «РЭС»

– В начальный период пандемии мы вместе с директором по оперативному управлению лично стояли в холле 12-этажного здания компании и контролировали входящий поток, состоявший из сотрудников исполнительного аппарата. Температура, антисептики, маски, отсутствие скопления людей, санитарная работа в помещениях – за всем этим поначалу пришлось следить в ручном режиме.

При первых симптомах ОРВИ работник отправлялся на больничный, мы организовывали тестирование непосредственно в офисе, помогали с приобретением лекарств (в городе с ними была довольно тяжелая ситуация) и даже с размещением в больницах.

С организацией дистанционной работы особых вопросов не возникло, наши специалисты оперативно настроили все необходимое. Проблемы начались в конце года, когда в стране изменилось законодательство. То есть прямо сейчас мы работаем над изданием документа, регулирующего удаленную работу внутри компании – и здесь, к примеру, возникает вопрос о компенсации затрат сотрудников на использование техники и личных ресурсов, есть вопросы, связанные с процедурой подписания документов, формами отчетности и так далее. Однако могу сказать, что в итоге эффективность работы на некоторых участках стала даже выше, чем в период до пандемии. И некоторыми из таких наработок мы хотели бы поделиться.

Гульнара Фахрутдинова, заместитель генерального директора – руководитель Аппарата компании «Россети Томск»

– За период, прошедший с введения ограничительных мер, мы разработали все необходимые регламенты и заключили с сотрудниками дополнительные соглашения. Работа, без преувеличения, оказалась масштабной – все изменения, произошедшие в части условий труда, было необходимо отразить в трудовых договорах.

Если говорить о мерах противовирусного характера, то административно-управленческий персонал был оперативно переведен на «удаленный» режим работы. Компания за собственные средства организовала тестирование на COVID-19 и начала проводить ежедневный мониторинг здоровья и общего состояния сотрудников.

Для производственного персонала, который невозможно перевести на «удаленку», мы разработали комплексные меры защиты от вируса. Кроме того, был заключен договор ДЛС, позволяющий получать оперативную медицинскую помощь в самый сложный для системы здравоохранения период.

Одним из результатов этой работы стали показатели, продемонстрированные компанией по итогам 2020 года – аварийность на наших сетях за этот непростой во всех отношениях год снизилась на 14%. То есть принятые нами меры позволили не только не потерять в эффективности, но и добиться заметного улучшения производственных показателей.

Анна Луцевич, заместитель генерального директора АО «РЭС» по транспорту электрической энергии

– На мой взгляд, с точки зрения транспортировки электроэнергии основные проблемы связаны с постоянно меняющимся законодательством – говоря образно, как только отрасль начинает реагировать на изменения в законодательстве, оно снова приходит в движение. К примеру, в прошлом году это был 522-ФЗ, который касается изменений в части ответственности за приборы учета и необходимости создания интеллектуальных учетных систем. В связи с его принятием возникает очень много вопросов, и в первую очередь речь идет об отсутствии соответствующих денег в структуре тарифа – я думаю, что это общая для наших компаний проблема. Денег на это ноль, но выполнять закон мы обязаны – соответственно, начинается секвестирование прочих инвестиционных программ.

Вторым существенным моментом является рост числа сетевых компаний, присутствующих на территории Новосибирской области. Проблема заключается в том, что некоторые из них отхватывают «вкусные» объемы, но не работают по функционалу. То есть по факту они берут в аренду малые объемы сетевых объектов с большим пропуском электроэнергии, хотя при этом у них нет ничего кроме директора, бухгалтера и компьютера. И количество таких компаний продолжает расти, в связи с чем нас начинает волновать – помимо чисто тарифных вопросов – проблема ответственности за качество электроснабжения. Дело в том, что на территории области и города АО «РЭС» принадлежит 88% всего объема сетей, поэтому в случае возникновения проблем с качеством ответственность за них начинают приписывать нам.

Повторюсь, что речь идет о небольших компаниях, которые владеют незначительным количеством «кусков» электросетей и получают свою часть в тарифе, при этом не ведя хозяйственной деятельности. Где-нибудь года через три – как только у них возникают проблемы с качеством и от них начинают требовать возмещения убытков – они закрываются, при этом тут же открывается другая компания с тем же названием, но уже с цифрой 2 или 3 в качестве прибавки. Был случай, который мы демонстрировали в качестве наиболее показательного – речь шла о 50-метровом кабеле, идущем от трансформаторной подстанции. Так вот, на нем «сидело» сразу три сетевых компании, каждая из которых получала от нас деньги за пропуск электроэнергии. И нужно понимать, что кроме всего прочего такие «прокладки» оттягивают деньги из регионального котла – то есть это те самые средства, которые могли быть использованы на решение проблем с качеством электроснабжения.

Еще один момент, который может быть общим в плане транспортировки электроэнергии, касается проблемы транзита. К примеру, ряд крупных потребителей просто перестает оплачивать услуги, пользуясь своим транзитным положением. Сбыт предлагает их отключить, мы говорим, что не можем нарушать права других потребителей. В итоге все это становится нашей проблемой и длится месяцами.

Что же касается проблемы потерь, то она действительно очень актуальна – в течение последних трех лет мы активизировали деятельность в этом направлении и добились существенного снижения. Пока эти результаты не столь впечатляющи, как у наших томских коллег. Между тем, уровень потерь удалось снизить с 15% в 2017 году до 11,36% по состоянию на сегодняшний день – мы считаем, что это очень большое достижение, потому что в рублевом эквиваленте речь идет о миллиардах.

Виталий Власов, и.о. заместителя генерального директора по реализации и развитию услуг компании «Россети Томск»

– По технологическому присоединению показатели у нас достаточно хорошие, однако целью работы в этом направлении являются не только количественные достижения. Понятно, что мы обязаны выполнять поступающие заявки в строго обозначенные сроки, и если с присоединением по каким-то причинам возникают проблемы, то потребители тут же обращаются в ФАС, начинаются судебные разбирательства и сетевая организация в большей части случаев остается крайней. При этом зачастую выходит так, что люди, которые только что проявляли большую активность и чего-то громко требовали, исчезают как раз в тот момент, когда приходит их черед выполнять договорные обязательства.

Получается, что мы вкладываем в эту работу финансовые средства и материальные ресурсы, а заявители в итоге пропадают.  Полезного отпуска нет, линии стоят без присмотра – соответственно, через некоторое время построенные объекты становятся объектом пристального внимания тех, кто занимается хищением цветных металлов.

Самое же сложное заключается в том, что пока договор не закрыт и не подписаны акты о технологическом присоединении, регулятор не принимает (а значит и не компенсирует) затраты, понесенные сетевой компанией. А речь, на минуту, идет о десятках миллионов рублей.

Кроме того, достаточно актуальной является проблема бесхозных объектов. В области есть собственники электросетевого оборудования, которым проще заявить, что это не их линия или трансформаторная подстанция – просто потому, что в противном случае им придется вкладывать деньги, ремонтировать объекты и набирать персонал с соответствующим опытом. Ситуация осложняется тем, что на линии есть и бытовые потребители, которых мы не можем оставить без электроснабжения. При этом сама процедура по признанию объекта бесхозным является весьма длительной и местные власти с большой неохотой ведут данную работу.

Фото: сайт компании «Россети Томск»

Продолжая уже поднятую здесь тему борьбы с потерями, нужно отметить, что компания «Россети Томск» действительно ведет планомерную работу по снижению их уровня – к настоящему моменту этот показатель удалось довести до отметки 9,09%.

Евгений Михайлов, заместитель генерального директора АО «РЭС» по информационным технологиям и связи

– Мы развиваемся на базе 1С:ERP и работаем над созданием единой корпоративной информационной системы, при этом в процессы автоматизации вовлекается и линейный персонал компании. В частности, в АО «РЭС» разработано приложение «Мобильный инженер», которое позволяет при обнаружении какой-то неисправности поставить точку геотегирования и передать необходимую информацию в центральную базу. Далее исходя из этой информации на объекте будут проводиться работы, в последующем формироваться отчеты. При этом достигается точная локализация неисправности. Бывает так, что люди приезжают не на тот объект – например, им сказали, что неисправная подстанция находится «вот в том направлении», а по факту их там две в десяти метрах друг от друга. Наше приложение позволяет избежать подобных ситуаций.

Внутри ERP развиваются модули бюджетного контроля, формирования плана закупок и управление складской деятельностью. Большой пласт работы ИТ подразделения касается направления технической дирекции – это автоматизированный учет электроэнергии, расчет полезного отпуска.

В рамках 522-ФЗ компания устанавливает приборы учета, ранее этим занимался энергосбыт, теперь такая работа входит в круг наших обязанностей. Соответственно мы собираем данные по отпуску электроэнергии (в том числе полученную от смежных сетевых организаций) и объединяем их в единый массив. При этом возникают трудности, связанные с мультиплатформенностью систем учёта и формированию балансов, у многих организаций эти системы являются «самописными», присутствует ручной ввод данных. С этими задачами наше ИТ подразделение успешно справляется.

 Максим Морозов, начальник управления по информационным технологиям компании «Россети Томск»

– В том, что касается процессов автоматизации и цифровизации, «Россети Томск», безусловно, следуют основным направлением развития предприятий энергетического комплекса – к примеру, курс на цифровую трансформацию определен на уровне головной компании. В настоящее время перед ИТ подразделениями ставится задача комплексно подходить к автоматизации существующих бизнес-процессов – разрозненная работа по отдельным направлениям в компании уходит в прошлое.

Финансовая и хозяйственная деятельность, а также управленческий учет организованы на платформе 1С:ERP – это отечественный программный продукт. Электронный документооборот также основан на платформе 1С. Кроме того, в ПАО «ТРК» находится в промышленной эксплуатации Система управления производственными активами (далее — СУПА), которая позволяет автоматизировать процессы, связанные с ремонтом и обслуживанием электросетевого оборудования. Автоматизированная система «Цифровой электромонтер», интегрированная в СУПА, позволяет управлять мобильными бригадами и оптимизировать процессы обслуживания линий электропередач, трансформаторных подстанций и другого оборудования. Также у компании есть собственная геоинформационная система, на которой отображены высоковольтные линии и подстанции, благодаря этому персонал имеет возможность оперативно решать задачи, связанные с получением информации об объектах энергетики, их визуализацией с привязкой к местности.

В настоящее время мы прорабатываем планы по автоматизации комплекса процессов транспорта электроэнергии и техприсоединения. Планируется осуществить переход от существующей автоматизированной системы, в рамках которой формируются балансы, на более современный и полнофункциональный программный продукт. Причем, как и в случае с его предшественником, речь идет об отечественной разработке. Перед нами стоит важная задача по внедрению этого продукта и его взаимной интеграции с другими информационными системами.

Ну и, разумеется, нельзя не отметить тренд на импортозамещение – в настоящее время компания планирует приобретать преимущественно отечественное программное обеспечение и оборудование.

Компании:

Читайте также: