Диалог с продолжением

Делегация новосибирской региональной сетевой компании обменялась опытом с томскими коллегами.

Компании:

Пандемия приучает к изоляции – с этим тезисом и последствиями его воплощения в жизнь еще предстоит разбираться специалистам самых разных специальностей. В части экономики очевидно одно: массовое «огораживание» (в том числе информационное) не приводит ни к чему хорошему. И заморозка форматов офлайн-общения – кто бы и что не говорил по этому поводу – уже принесла бизнесу массу косвенных издержек.

Расширенная делегация «Региональных энергетических сетей» (АО «РЭС» – системообразующее электросетевое предприятие Новосибирской области, 19-я по выручке компания региона) приехала к коллегам из «Россети Томск» в первой декаде февраля. В ее состав вошли представители топ-менеджмента, руководители подразделений и ведущие специалисты различного профиля – потребность в живом общении и обмене накопленным опытом оказалась сильнее трендов на изоляцию.

В ходе визита новосибирские энергетики ознакомились с работой производственных объектов компании «Россети Томск», побывали в центре управления сетями, посетили модернизированные подстанции «Северная», «Московский тракт» и провели серию встреч с томскими коллегами, отвечающими за аналогичные направления деятельности. В этом материале мы приводим часть диалога, состоявшегося на уровне главных инженеров сетевых компаний. Судя по его содержанию (а также общению, прошедшему на других уровнях), у этого диалога будет и практическое продолжение в виде перенятых и адаптированных решений.

Вадим Локтин, заместитель генерального директора – главный инженер АО «РЭС»

– Инициатива проведения встречи принадлежала нам – в свою очередь, томские коллеги поддержали это начинание и предложили по-настоящему насыщенную рабочую программу.

Предыстория мероприятия достаточно проста, дело в том, что у наших компаний действительно много общего. Речь идет о региональных сетевых организациях, которые функционируют на смежных территориях и в процессе своей деятельности сталкиваются со схожими (а зачастую и вовсе с одними и теми же) проблемами и вызовами.

При этом между нами есть существенные различия, благодаря которым и появляется интерес к реальному обмену опытом. Прежде всего, речь идет о том, что АО «РЭС» не входит в систему ПАО «Россети» – это самостоятельная компания, у которой есть свои акционеры, совет директоров, система корпоративного управления и прочее.

«Томская распределительная компания» имеет богатый опыт работы на нашем непростом рынке – в частности, она успешно интегрирована в систему холдинга «Россети». В принципе, АО «РЭС» повсеместно использует лучшие практики «Россетей», будь то некоторые процессы автоматизации бизнес-процессов или подход к закупкам. К примеру, в целях приобретения качественной продукции в наших технических заданиях указывается, что предмет закупки должен пройти сертификацию ПАО «Россети». То есть, что-то мы уже знаем и успешно используем, а с чем-то только знакомимся – в том числе благодаря нашим томским коллегам.

Качеству нашего диалога способствует и тот факт, что обе компании используют одну и ту же ERP-платформу. Этот момент действительно очень важен, потому что в «Россетях» процессам автоматизации и цифровизации, безусловно, уделяется огромное внимание и на них тратятся колоссальные денежные средства.

Одной из наиболее актуальных для нас проблем является то, что с учетом последних изменений в законодательстве – речь о 522-ФЗ, обязывающем нас ставить приборы учета едва ли не всем потребителям, поэтому значительная часть средств, предусмотренных в инвестиционной программе компании, расходуется именно по этой статье. Стоит отметить опыт наших коллег-томичей, «закрывших» ИПУ более 40% потребителей.

Кроме того, обе компании борются с издержками и уделяют этому вопросу много времени и сил – проблема является крайне серьезной, потому как каждый упущенный нами процент выливается в большую сумму уже финансовых потерь. То есть теряются деньги, которые должны были стать источником при реализации целей производственного характера. Проблема, повторюсь, достаточно острая и нам интересны подходы, реализуемые схожими организациями.

Хочется посмотреть на то, как томичи работают на территории с учетом OPEX (операционные затраты – ред.). К примеру, это та же ремонтная программа, в которую заложены обязательные к расходованию деньги – нам хочется расходовать их рационально, соответственно, мы хотим оценить тот уровень рачительности, на который вышли томские коллеги. Если говорить об инвестиционной программе «Россети Томск», то формат ее выполнения в целом понятен – при этом в контексте инвестиционной политики компании нас интересуют такие моменты, как общая стратегия развития и особенности взаимодействия с органами власти.

Еще нам очень хочется посмотреть на то, как здесь относятся к человеку труда. Это вопросы охраны труда и техники безопасности, затрат на сохранение здоровья работников – особенно важно это в условиях пандемии и невозможности отправить на «удаленку» производственный персонал сетевых организаций.

Также в свете текущих событий хотелось бы изучить опыт томских коллег в части надежности и качества электроснабжения. В Новосибирске на днях произошла крупная авария, из-за которой сразу шестнадцать 25-этажных домов остались без электричества. Застройщик, работавший без согласования, пробурил все шесть кабельных линий – в итоге нам пришлось оперативно восстанавливать схему электроснабжения, хотя поврежденный участок сетей принадлежит сторонней организации, однако кроме нас с этой задачей вряд ли бы кто-нибудь справился. В итоге на работы ушло полтора дня, для обеспечения питания компания задействовала семь дизель-генераторов, которые были распределены по схеме и работали без перерывов, запитывая потребителей и котельные. То есть у нас случаются и такие форс-мажоры – Новосибирск в этом плане достаточно тяжелый город с очень узкими улицами и беспорядком в коммуникациях. Соответственно, мы развиваем систему геотегирования и хотим поделиться накопленным опытом в этой части.

Кстати, если обращаться к истории вопроса, то в плане геоинформационных систем сетевой комплекс Сибири действительно уникален – в силу особенностей огромной территории здешние компании подходили к этому вопросу иначе, нежели коллеги из европейской части страны. Отсюда и те результаты, которыми обе наши компании могут по праву гордиться. Так, благодаря нашей системе геотегирования я могу из распределительного пункта, скажем, в центре Новосибирска видеть схему прокладки местной кабельной линии 0,4 кВ – и все это доступно в моем телефоне.

Вообще, АО «РЭС» также достаточно сильно автоматизировано – хотя задачи у нас одни, да и платформа, повторюсь, тоже одна, способы решения этих задач могут быть разными. И этому моменту мы планируем уделить особое внимание: все-таки у томских коллег есть преимущество в виде методологического сопровождения со стороны «Россетей». У нас этого преимущества нет – мы сами себе методологи, хотя и в этом тоже есть свои плюсы.

Олег Кинаш, первый заместитель генерального директора – главный инженер компании «Россети Томск»

– Раз уж Вадим Анатольевич затронул вопрос наличия резервных мощностей – у нас они присутствуют в каждом районе электрических сетей (РЭС), и мы задействуем их по мере необходимости. К примеру, в период пандемии стразу три дизельных станции задействованы в городе Томске. По факту город мы не обслуживаем (здесь работает другая ТСО), однако здесь возникает тот же момент, что и у новосибирских коллег – кроме нас решить этот вопрос на должном уровне, наверное, некому.

Соответственно в трех томских больницах находятся на дежурстве три генераторные установки для того, чтобы обеспечить первую категорию электроснабжения при каких-то форс-мажорных обстоятельствах. И с марта 2020 года по нынешнее время эти дизели не запускались – такой необходимости не возникло, сети (наши и городские) работают в штатном режиме.

Вообще, показатели надежности считаются одними из главных в оценке деятельности электросетевых компаний, причем уровень этой надежности всегда определяется количеством технологических нарушений в сетях. Так вот, только за прошлый год аварийность на наших сетях снизилась на 14%, если же брать период с 2015 года, то снижение показателя составило 66%.

Все это наглядно демонстрирует следующий факт – деньги, которые вкладываются нами в ремонтную и инвестиционную программы, приносят должный эффект. Причем здесь следует учитывать то, что компания принимает на баланс сторонние сети с высокой степенью износа – то есть именно нам приходится приводить их в нормативное состояние. И даже с учетом этого фактора средняя длительность перерывов в электроснабжении сократилась на 11% и составила 0,95 часа – могу утверждать, что это также довольно таки хороший показатель.

Средняя частота прекращений передачи электроэнергии на точку поставки (показатель SAIFI) за 2020 год снизилась на 42%, а с 2015 года – на 72%. К настоящему времени этот показатель у нас практически в три раза меньше порогового значения, заданного регулятором. Средняя продолжительность перерывов в электроснабжении (SAIDI) в прошлом году снизилась на 57% (с 2015-го – на 85%). Это опять же к вопросу о том, как работают инвестиционные и ремонтные составляющие нашего тарифа.

В части строительства новых объектов мы не очень велики по масштабам, при этом упор делается на инновационность применяемых решений. Так, одним из главных мероприятий в рамках этого направления является реконструкция подстанции «Аэропорт». В международном аэропорту «Богашево» обновляется взлетно-посадочная полоса и строится новый терминал – соответственно ожидается рост транспортного и пассажирского потока. Обустройство современной цифровой подстанции, питающей объекты аэропорта, позволит повысить надежность и увеличить мощность подстанции более чем на 40%.

Фото: сайт Россети Томск

Если говорить о геоинформационных ресурсах, то у нас также есть подобная система. Более того, по всем нашим объектам сделан цифровой ортофотоплан, основной объем данных для которого был получен путем съемки линий с воздуха. Сам план при этом позволяет работать с различными подложками – в том числе, содержащими кадастровую информацию.

Могу сказать, что кроме прочего это очень хорошее подспорье в работе по технологическому присоединению. То есть персонал, начиная с уровня монтеров, может пользоваться этими данными в своей повседневной работе. К примеру, приступая к устранению аварии, бригада может оперативно оценить, как добраться до конкретной опоры и сколько времени уйдет на дорогу.

Теперь главная задача заключается в оперативном сопровождении этих систем – каждый год мы строим более 100 км сетей (в том числе и в части техприсоединения), и все новые участки необходимо своевременно отражать в нашей ГИС-системе.

В качестве самого свежего примера могу привести такой случай. К нам обратились с вопросом проработки схемы технологического присоединения студенческого кампуса. Но для начала надо проработать надежную систему электроснабжения, чтобы кампус был запитан не только от нескольких линий, но имел резерв мощности на долгосрочный период. Благодаря нашей ГИС-системе нам не пришлось собирать совещание, приглашать профильных специалистов. Нам потребовалось пару минут, чтобы открыть схему электроснабжения левого берега и оценить все возможные варианты подключения будущего студенческого центра.

Компании:

Читайте также: