Мероприятие в формате public talk объединило предпринимателей из девяти регионов Сибирского федерального округа. Темами обсуждения стали специфика текущей ситуации, новые инструменты для бизнеса и вопросы взаимодействия с банком. В нашем обзорном материале представлены избранные части диалога.
Дмитрий Солнцев, председатель Сибирского банка ПАО «Сбербанк»:
– Первый квартал нынешнего года ознаменовался бурным ростом кредитования предпринимателей – размер профильного портфеля Сибирского банка увеличился на 51% в годовом выражении и превысил 164 млрд рублей. Нужно отметить, что такой динамики у нас не было никогда, причем рекордные уровни отмечены во всех регионах присутствия.
Способствовали этому сразу несколько факторов, в том числе макроэкономических. Между тем, главной причиной столь стремительного роста я бы назвал оперативную реакцию банка на обратную связь от предпринимателей. По итогам этой работы мы усовершенствовали финансовые решения и значительно упростили процедуру оборотного кредитования малого бизнеса – в частности, речь идет о сокращении сроков рассмотрения заявок до нескольких дней и проведении этой процедуры без задействования кредитных комитетов.
Знаю, что многие из вас пользуются кредитными продуктами инвестиционного назначения, и о них – точнее о нестандартных решениях, актуальных в нынешних условиях – мы побеседуем отдельно.
Кроме того, банк заметно упростил процедуру регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета, что также сказалось на приросте показателей работы с сегментом малого предпринимательства. За первые четыре месяца нынешнего года соответствующим сервисом воспользовались почти пять тысяч предпринимателей, что на 40% больше, нежели в аналогичном периоде 2023-го. Лидерами округа в этом отношении выступают Томская область (+66%), Красноярский край (+62%) и Кузбасс (+58%).
Сегодня для регистрации ИП или ООО (в том числе в целях масштабирования бизнеса) достаточно подать заявку в формате онлайн и открыть расчетный счет. Процесс занимает срок до пяти рабочих дней с момента подписания документов в зависимости от региона, при этом очная встреча с сотрудниками банка (по желанию клиента – в удобном для него месте) требуется лишь единожды.
Еще одно достижение в части удобства для предпринимателей, над которым мы работали с прошлого года, заключается в том, что большая часть розничных офисов сибирского банка начала предоставлять услуги и для корпоративных клиентов. Таким образом, вопросы, для решения которых нужно было обращаться в специализированный офис, теперь обрабатываются в рамках общей клиентской сети.
Одним из ключевых факторов привлечения новых и сохранения действующих клиентов является набор онлайн-сервисов под названием «Отраслевые решения». В общей сложности с начала года ими воспользовались более 7,5 тыс клиентов сибирского банка – общее количество новых активаций остается на уровне прошлого года, что свидетельствует о востребованности предложенных решений.
Кроме прочего, мы предоставляем бизнесу мощные аналитические ресурсы и «коробочные» подсказки для работы в конкретных отраслях. В ближайшей перспективе планируется расширение этого списка – в частности, у специалистов, ведущих бухгалтерию, появится самый настоящий цифровой помощник и подсказчик.
Наиболее востребованным направлением, которое активно развивается в части специализированных сервисов, является работа с маркетплейсами. Речь идет о наборе услуг для предпринимателей, которые получают выручку от продаж на Мегамаркете, Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете. Мы напрямую заинтересованы в увеличении объема ваших продаж, и потому активно развиваем услуги по направлению самого перспективного и быстрорастущего канала взаимодействия с вашими потенциальными клиентами.
В заключение вводной части нашей встречи мне хотелось бы еще раз отметить большое значение той обратной связи, которую банк получает от вас практически в ежедневном режиме. В качестве примера могу привести сокращение процедуры открытия счета в офисе – раньше она занимала час или даже полтора, сейчас на это уходит примерно 20 минут. Так вот, я сам принимаю участие в этой процедуре для того, чтобы понять заделы по дальнейшему сокращению сроков – 20 минут это все равно много, поэтому мы продолжаем работу над оптимизацией процесса.
Директор хлебозавода «Колос» Павел Давидян:
– Предприятие было основано в начале 2000-х годов и к настоящему времени выросло до масштабов завода. Мы выпускаем около 15 тонн хлебобулочных изделий в сутки, реализуя полный производственный цикл, включающий помол муки. В перспективе есть желание выйти в поле и заняться выращиванием зерна – этот вариант находится в стадии изучения и оценки, пока же мы занимаемся строительством новых площадей и расширением производственной площадки.
Ассортимент завода представлен не только в Томске, но и в целом ряде районов области. Партнерские отношения выстроены с большинством торговых сетей, представленных на территории региона – плюс к тому прямо сейчас мы заключаем контракт с крупным томским ритейлером.
Спецификой местного рынка является высокий уровень конкуренции. К сожалению, в Томске не осталось больших хлебозаводов, основанных еще в советский период – они попросту не смогли адаптироваться к новым условиям и требованиям рынка. Поэтому сейчас в этой нише конкурирует множество небольших предприятий, при этом нам удается выделяться на этом фоне – в том числе и по масштабам.
Большую роль здесь играет отношение к качеству продукции и культуре производства. Кто бы и что ни говорил об автоматизации, но тесто любит руки и заботу, а это значит, что профессионализм пекарей и коллектива в целом имеет огромное значение. Нам удалось выстроить такую команду, при этом на предприятии создан костяк профессионалов высокого класса, которые работают уже много лет.
В нынешней ситуации мы – как и многие другие – испытываем определенные сложности с приобретением импортного оборудования. Заметно увеличились сроки доставки, усложнилась логистика, существенным образом выросли цены – разумеется, все это сказывается на инвестиционной деятельности. Вместе с тем, мы находим решения возникающих вопросов, в том числе в плоскости импортозамещения. Несмотря на то, что это достаточно длительный процесс, количество образцов российского оборудования растет, и там, где это возможно, мы обращаемся именно к отечественному производителю.
Исходя из накопленного опыта, могу сказать, что помимо чисто финансовой составляющей, в отношениях с банками очень большую роль играет фактор партнерства. Мы – опять же как и многие другие – стартовали в сложных обстоятельствах и фактически без денег, поэтому вопрос сотрудничества с банками имел особое значение. Десять лет назад «Колос» начал работать со «Сбербанком», и большая часть инвестиций, пришедшихся на этот период, стала возможной именно благодаря ему.
Прошедшие десять лет – и это общеизвестный факт – были весьма непростыми для российского бизнеса. И я бы хотел отметить, что выстроенные партнерские отношения позволяли нам развиваться даже в кризисные периоды. При этом банк не только помогал нам в финансовом отношении, но и мотивировал на дальнейшее движение вперед.
Инна Кузнецова, КФХ:
– Наше фермерское хозяйство, занимающееся разведением цыплят-бройлеров и кур-несушек, расположено на окраине деревни Кандинка Томского района. Соответственно, основная продукция предприятия – это куриное яйцо и мясо бройлера.
Начиналось все с небольшого поголовья несушек, но так как яйцо было хорошего качества и дела пошли в гору, появилась идея о расширении хозяйства. Мы разработали проект и пришли с ним в областную администрацию, где нас спросили о том, зачем это нужно региону с двумя большими птицефабриками.
Ответ был простым и, как оказалось в итоге, абсолютно верным – людям нужно предоставить выбор. И сейчас уже всем понятно, что фермерская продукция действительно нужна потребителю, а яйцо и вовсе не бывает лишним.
В результате государство выделило нам тридцатимиллионный грант на строительство птичников для увеличения выпуска продукции по обоим направлениям. Началось оно в 2021 году практически в чистом поле – совсем чистым назвать его было нельзя, потому что к тому времени оно заросло дикой травой.
Когда ситуация изменилась и оборудование резко подорожало, на помощь пришел Сбербанк – без кредитов мы бы тогда не выжили. Инвестиционный займ позволил приобрести необходимое оборудование, в том числе холодильники, без которых невозможно развивать мясное направление.
В настоящий момент в хозяйстве работает большой птичник, при этом мы строим еще один. Поголовье несушек увеличится до 32 тыс птиц, соответственно мы будем выпускать больше столь необходимого рынку яйца. В производстве мяса развивается направление переработки – благодаря новому оборудованию появилась возможность выпуска фарша и разделки туш на различные части.
Объемы продаж постепенно растут. Мы работаем с магазинами фермерских продуктов, организуем доставку в рестораны и медицинские учреждения, прямо сейчас заключаем договор с одной из розничных сетей. В ритейле набирают популярность так называемые фермерские полки, и в этом мы видим перспективу для роста продаж. Кроме того, часть продукции отправляется в Красноярский край, где мы также сотрудничаем с одной местной сетью.
Сбербанк является нашим стратегическим партнером и, если так можно сказать, точкой роста, мотивирующей на развитие. Например, когда мы искали оборудование для содержания несушек, представители отечественной компании заявили, что меньше чем на 30 тыс голов у них ничего нет. Мы пришли за советом в Сбербанк, потому что это был риск и нам было немного страшно. В итоге нас успокоили, и мы решили, что осилим эту планку. Поэтому в работе с банком очень важно чувствовать поддержку и быть уверенным в возможностях партнера.