Он вам не Илон

Директор по развитию компании Smart World Максим Пудалов о том, кого стоит считать технологическим предпринимателем.

Компании:

Выступление Максима Пудалова в рамках одного из митапов конференции «Город IT» было адресовано молодежной аудитории. Точнее – людям разных возрастов (молодость нынче понятие растяжимое), задумавшимся о собственном стартапе.

Аудитории нашего издания это может быть интересно по двум основным причинам. Во-первых, с точки зрения самоидентификации тех, кого у нас обобщенно именуют «айтишниками» и о ком, собственно говоря, не знают почти ничего конкретного. Во-вторых, к вам ведь тоже наверняка обращаются с предложениями «проапгрейдить и трансформировать». И, наверное, было бы неплохо разобраться в том, кто из них по-настоящему технологический, а с кем лучше обсудить то, как именно гиперлупы бороздят Большой театр.

Вху из вху

– Для того чтобы о чем-то разговаривать, нужно определиться с понятиями – как тому нас и учат в вузах. Так вот, у Петра Щедровицкого есть довольно неплохая классификация предпринимателей: он делит их на военных, торговых, прожектерских и технологических. И все они занимаются немного разными вещами.

Военный предприниматель берет условную бригаду, тренирует ее, затем приходит к другому предпринимателю и говорит: «Дружище, тебя надо защищать от противников, поэтому давай ты будешь мне платить, а если не будешь, я все возьму сам». Думаю, такие товарищи встречались каждому.

Предприниматель торгового типа действует следующим образом – вот я купил за рубль, продал за два, на эти два процента и живу. Его роль заключается в том, что найденные решения он распространяет по всему земному шару путем череды сделок.

Прожектеры рассуждают так: у меня есть какое-то модное видение, я чувствую некие тренды (например, в сфере экологии) и могу убедить нужных людей в своей способности решить подобный вопрос. Это может быть то же самое экологическое топливо, полет на Марс или что-то еще – люди станут мне донатить, это и будет мой бизнес.

Последний и самый интересный для нас тип – это технологический предприниматель, который зарабатывает деньги на повышении производительности труда. Причем в данном случае речь идет не только о производстве, но и о самых различных процессах. Так вот, если мы говорим о технологических стартапах, то имеем в виду именно этот тип предпринимателя.

Тру и не тру

– Информация о том, что господин Чубайс является технологическим предпринимателем, опрокинулась на меня неожиданно. В школе, где учится старший сын, показывали огненный ролик от «Роснано», начинающийся с выступления господина Чубайса. Так вот, в нем он прямо заявляет: «Ребята, я такой же технологический предприниматель как и вы». Ну и, конечно же, к такому типу относят Илона Маска, то есть знаменитая секта свидетелей Маска это вполне известное явление.

Так вот, кто бы и что вам не говорил, смотреть нужно на деньги – все-таки бизнес это разновидность войны, где все стараются ловко обмануть друг друга в целях выигрыша (поэтому и говорить здесь можно разное). И если мы возьмем Чубайса, то по данным Forbes за четыре года в качестве главы «Роснано» он заработал 102 млн рублей. А вот на операциях с ценными бумагами и всего за один год уже 1 млрд рублей. То есть если мы все же допустим, что «Роснано» занимается технологическим предпринимательством, то и в этом случае будет вполне очевидно, из чего складывается его доход.

К сожалению или к счастью, но Илон Маск не является российским чиновником и не предоставляет открытой декларации о своих доходах. Однако в журнале The Economist вышла статья о том, как работает его империя – и в ней наглядно демонстрируется, что развивается она за счет роста акций (кстати, это действительно очень круто).

Вывод: товарищ Чубайс является типичным торговым предпринимателем, а Илон Маск – прожектером и опять-таки торговым предпринимателем. Подчеркну, что ничего плохого тут нет, но это не технологическое предпринимательство. И все рассказы про обратное распространяются потому, что это выгодно – создается определенный образ, под который можно привлечь аудиторию.

Что же касается настоящих технологических предпринимателей, то их в Томске бешеное количество – причиной тому является большое количество вузов и инициативных людей, создающих бизнесы. Так вот, свои деньги они зарабатывают на том, что увеличивают чью-то производительность труда, причем занимаются этим системно.

При этом понятно, что каждый такой предприниматель имеет все вышеперечисленные черты. Занимаюсь ли я сделками? Конечно. Прожектер ли я? Стопроцентно. Военный? Существует определенное коммьюнити, которое я собрал и, что называется, натаскиваю. Но основной мой доход образуется от повышения производительности труда в том или ином его виде.

Инвестиции против предпринимательства

– Откуда в целом берутся инвестиции? Я вижу это следующим образом. Первый факт заключается в том, что половину российского бюджета формирует Топ-50 крупнейших компаний. Факт номер два – ученые и финансисты по-разному реагируют на слово НИОКР. Дело в том, что результат таких работ может быть отрицательным (и это нормально), с другой стороны, речь идет о реально огромных деньгах. Поэтому корпорации и финансисты очень любят, когда к ним приходят с уже готовыми НИОКР.

Корпорации и государство, которое получает от них деньги в виде налогов, заинтересованы в росте производительности труда – то есть в различных решениях, которые позволяют зарабатывать больше денег, а значит платить больше налогов. Соответственно, деньги вкладываются в учебные заведения, муниципальные учреждения, некоммерческие фонды, НКО и прочие структуры, которые организуют различные мероприятия. Например, хакатоны, форсайты, инвест-сессии, конференции и так далее.

Логика здесь примерно следующая – людям понятно, во что они инвестируют. От того же хакатона может быть много разной пользы: наверняка, мы не получим НИОКР, но хотя бы найдем команду, это тоже будет нормальная история. То есть такой формат гораздо предпочтительнее оплаты НИОКР, проводимых силами своих сотрудников (хотя и этим, конечно, тоже приходится заниматься).

Соответственно, на все эти мероприятия приглашают разных огненных ребят: лидеров мнения, менторов, бизнес-ангелов, экспертов и коучей. То есть их воздействие на аудиторию должно привести либо к появлению малого бизнеса, либо к технологическим решениям, которые будут использованы в будущем.

Здесь может показаться, будто я что-то критикую. На самом деле это не так, речь идет о естественной реакции на некую пафосность таких мероприятий. Само по себе это неплохо, потому что десять лет назад (когда мы открывали свой бизнес) ничего подобного и близко не было. То есть многие вещи, которые вы можете просто услышать, нам приходилось добывать с большим трудом.

Нюанс же заключается в том, что вот есть молодой предприниматель – некий атлант, который хочет расправить плечи. И вокруг него организовывается целая пляска. Государство, корпорации, фонды, университеты, мы с коллегами – все пляшут вокруг него, потому что это следующее поколение технологических предпринимателей.

При этом все что-то ему рассказывают и у всех есть свои волшебные слова: инновации, внедрение, производительность труда и так далее. То, что «несут» некоторые коучи, это вообще отдельная история. И за всей этой темой вы можете не расслышать того, кого просто обязаны слышать – если вы, конечно, именно технологический предприниматель. Речь идет о вашем клиенте.

То есть если вы прожектер, вам вообще не стоит «париться» – ваше место на этих мероприятиях. Здесь вы должны тусоваться, уметь обаять бизнес-ангела и заниматься прочими вещами. Но если вы технологический предприниматель, то в первую очередь вам необходимо слушать своего клиента. Все остальные могут вам помочь, но именно его вы должны слышать всегда и лучше других.

Два показательных проекта

– Первый проект называется GEOS, если упрощенно, то это про учет запасов угля. И я представляю, что бы мне сказали по поводу него на тех же инвест-сессиях – падающий рынок, к тому же маленький, денег там нет и так далее. Мне повезло, и я всего этого не слышал. К нам пришли геологи со своей гипотезой, мы с партнером ее проработали, скинулись скудными деньгами, сели в машину и поехали в Кузбасс встречаться с представителями угольных компаний.

Дальнейшее можно описать следующим образом – мы выступаем с презентацией, нам задают вопросы, мы плывем, никто ничего покупает. Мы уезжаем, выходим из машины, дорабатываем презентацию, узнаем ответы на заданные вопросы и допиливаем софт. И таким вот образом колесим туда и обратно практически без денег.

Идет время, и в какой-то момент мы уже знаем правильный ответ на заданный клиентом вопрос. Причем не просто знаем, он начинает присутствовать в софте. То есть я уверен, что никакой бизнес-ангел мне бы этого не посоветовал.

Проект этот функционирует до сих пор. Да, сейчас он небольшой – им занимается четыре человека из ста, работающих в компании. Однако именно с него начиналась контора, и именно он послужил финансовым донором для других проектов. Так вот, если бы я уделял больше внимания хакатонам, нежели поездкам к клиентам, то всего этого бы не произошло.

Второй проект называется Академия «Умный мир», она позволяет нам готовить проектные команды для их последующего трудоустройства. Все началось с того, что шесть лет тому назад я – вместо того, чтобы половину рабочего дня что-нибудь кодить – пошел в техникум и начал там преподавать. Со стороны это выглядело как экономическое безумие – senior с серьезными проектами в суперсложных стадиях четыре часа в день тратит на преподавание.

Однако при этом нужно понимать следующий момент. Если шесть лет назад еще можно было выставить серьезную цену и найти себе разработчика на рынке, то сегодня эта история почти нереальна. И если бы не академия, то и развиться до 100 человек я бы не смог – половина из этой сотни была подготовлена в ней. То есть своим успехом компания во многом обязана именно этому проекту. Повторюсь, что тогда это выглядело как безумие, и даже сейчас ко всему этому есть определенные вопросы. Но у меня получилось, потому что я слышал клиента, понимал его потребности и рынок в целом. Что же до коучей с менторами, то хорошие специалисты, конечно же, помогут. А плохие – нет, от таких инфоцыган нужно держаться подальше.

Фото: сайты gorod.it, shutterstock.com, tomtit.tomsk.ru

Компании:

Читайте также: