Объединить и слить в сеть

Потребительскому рынку сулят цифровизацию, переход в онлайн, дальнейшее поглощение малых большими и вялый рост. Все как везде.

Компании:

С января по октябрь 2018 года оборот розничной торговли в Томской области увеличился на 3% (до 125,5 млрд рублей). Год назад та же самая динамика была отрицательной – за 10 месяцев 2017 розница просела на 0,7%. Всего же по итогам прошлого года все обошлось самым скромным из возможных приростов (+0,1%).

Томские 3% это все-таки больше, чем в целом по стране (+2,6% за 10 месяцев и +2,9% в прогнозах по итогам года), но все равно мало о чем. Если кого-то это утешит, то Минэкономразвития ожидает 160% роста этого показателя к 2036 году, нефть при этом должна будет стоить в среднем 58 долларов за бочку, инфляция составлять 4% в год, а ежегодный рост уровня зарплат 2,6%.

Тот самый случай, когда будущее почти во всем наступило уже сейчас и послезавтрашний день (по крайней мере, в его обещанных нам чертах) до оскомины предсказуем.

Несколько иные данные были приведены в ходе пятого Сибирского форума «Ритейл будущего», состоявшегося не так давно в Новосибирске. Согласно им, с сентября 2017 по октябрь 2018 розница в Сибири приросла в целом на 12%. В основном – за счет замороженных продуктов питания, алкоголя и товаров для животных. Сетевой ритейл связывает основные перспективы развития с сегментом онлайн-покупок, персонализацией предложения и прочем хайтек-идеализме.

При этом набор покупаемых в сети товаров остается неизменным – это недорогая одежда и обувь, косметика, мелкоформатная техника и что-то для детей. Заставить пенсионеров закупать корма для котиков и замороженные окорочка через смартфон рынку удастся вряд ли. Впрочем, объем закупок через сеть с начала прошлого года и по сентябрь 2018 вырос на 17% – об этом могут свидетельствовать данные совместного исследования «Яндекс.Маркет» и компании GfK.

С основными индикаторами томского потребительского рынка (динамика приведена за период с января по начало ноября) можно ознакомиться здесь:

«Рублевых» данных по сфере услуг статистика пока отчего-то не приводит.

Остается напомнить, что по итогам 2017 года оборот оптовой торговли в Томской области просел на 7,2%, общепита на 6,8%, платные услуги населению подросли всего на 0,6%.

В ритейле «кормовая база» также растет отнюдь не теми темпами, которые устраивали бы крупнейших операторов. И отрасль уже заявляет о себе как чем-то стратегическом.

«Сфера торговли сопоставима с работой нефтяников и газовиков с точки зрения интересов страны. Думаю, по количеству рабочих это значительно большая отрасль, чем нефтегазовая. Это не только 20% в ВВП, это ещё и 14 миллионов рабочих мест в нашей стране».
Дмитрий Козак, вице-премьер Правительства РФ на встрече с руководителями крупнейших торговых сетей страны, ноябрь 2018 года.

В ходе именно этой самой встречи обсуждались вопросы либерализации отрасли, уже пару лет как отбивающейся от еще одного «пакета Яровой». В частности, было предложено изменить методику оценки допустимой доли присутствия ритейлеров на локальных рынках – это, к слову, та самая тема, которой весьма активно занимается Томское УФАС в районах области. Если продавливаемые сетями изменения вступят в силу, то рынок вполне может накрыть очередная волна слияний с поглощениями, а также увеличения количества сетевых магазинов в небольших городах. Недоступный в силу слабого роста доходов населения рост планируется компенсировать через увеличение доли на рынке – просто, сердито и мимо всяческих онлайнов. И лицемерное прикрытие «интересами малого и среднего бизнеса» (в этом конкретном случае речь идет о франчайзинге) здесь не должно никого обманывать. Именно его съедят в первую и окончательную очередь. Как там поживает сеть «Радуга вкуса»? И кто будет следующим?

фото: pixabay.com

Компании:

Читайте также: