О патриотизме

Как томские предприниматели объединились для помощи театру Алевтины Буханченко.

Компании:

Россия переживает ренессанс патриотизма – это непреложный и вместе с тем вызывающий нешуточные дискуссии факт.

Чем уместно дорожить и гордиться? И в какие формы все это должно быть облечено?

Можно очень долго распространяться про масштабные проекты и программы, а в ответ заполучить лаконичное фото с видом на внутренний «двор» Томского автовокзала. Тот самый, за который крайне стыдно перед гостями нашего города. Не самая бедная в стране область годами оказывается бессильной перед небольшим пятачком бывшего асфальта.

Большого не бывает без малого, страну в целом не получается воспринимать в отрыве от местных дел или местного же бездействия.

А еще очень трудно ценить то, у чего нет лица – мимо безликости проходят, не задерживаясь и даже ускоряя шаг. Томск все более рискует потерять свое лицо, свою индивидуальность и характер.
В том числе поэтому вокруг театра Алевтины Буханченко, попавшего в очень сложную ситуацию, сформировалась инициативная группа томских предпринимателей.

Инна Иванова:
– В Томске работает Комитет по поддержке и развитию женского предпринимательства, новое направление которого в рамках проекта «ПРОженщин» объединяет около 200 женщин с активной жизненной традицией. Именно там появилась идея проведения встреч со знаковыми томичками, проект получил название «Откровенный разговор». При этом изначально было решено, что встречи будут не только с представительницами бизнес-сообщества. Первая встреча прошла с Алевтиной Буханченко.

Разговор получился очень откровенным, в конце она сказала, что, к огромному сожалению, театр переживает не лучшие времена. Не жаловалась, не просила чего-то, просто рассказала о наболевшем.
Было решено помочь. Этой идеей мы поделились с томскими предпринимателями. В результате, на следующий день собралась инициативная группа из 18 человек от разных сообществ предпринимателей.
Появилась возможность отрабатывать сразу несколько идей и привлекать специалистов в разных областях. Кто-то занимается маркетингом, кто-то – правовыми вопросами, есть строители и т.д. То есть с компетенциями у инициативной группы все в порядке. Есть идея заняться вопросом привлечения финансов.

Группа провела собственную экспертизу помещения и дел театра.

В связи со сменой собственника «Киномира» закрылась кассовая зона, в которой, в том числе, реализовывались билеты на спектакли камерного театра. Продажи билетов и, соответственно, доходы театра резко упали. Капитальный ремонт здания все эти годы не проводился.

Алевтина Николаевна – не предприниматель и не финансист, однако в силу обстоятельств вынуждена брать на себя дополнительные обязанности директора и администратора.

В результате разделили работу над проектом на два этапа. Первый – помощь в организации проведения бенефиса Алевтины Николаевны. Это моноспектакль на площадке ТЮЗа 9-го апреля и еще пять бенефисных спектаклей. Мы присутствовали на репетициях, и увиденное произвело на нас неизгладимое впечатление. Томск должен посмотреть и осознать, чего он может лишиться. Это один из брендов города, составляющая его уникальности, сложившаяся культурная традиция. Предприниматели это уже осознали. Спасибо Департаменту культуры, он пошел навстречу в деле организации бенефиса.

Второй этап – устойчивое развитие новых направлений театра на коммерческой основе. При этом не вмешиваясь в творческий процесс. У театра есть хороший актерский состав, идеи, у него есть имя. Он должен жить, и он будет жить. Алевтина Николаевна очень много сделала и продолжает делать для этого, не поддержать ее в этом было бы неправильно.

Алевтина Буханченко, заслуженный деятель искусства РФ, заслуженная артистка России:

– Очень важно сохранить сам театр хотя бы потому, что он сберегает и развивает традицию драматического искусства. А ведь именно ее мы постепенно теряем.

С чего все начиналось? Я и мой супруг (Николай Мохов, народный артист РФ. – Ред.) еще в советское время являлись ведущими артистами Томского театра драмы. Были приглашения в столицу, большое признание на томской земле. Казалось бы, чего еще хотеть? Мы приняли решение создать камерный театр, площадку малой сцены. Этого ведь тогда не существовало.

Драматический театр, прежде всего, это обращение от души к душе. Поэтому нашей целью стало создание некоего микроклимата, особого пространства для зрителя. Первый же спектакль (на который мы, кстати, пригласили московских театральных критиков, приехавших в Томск) показал, что все было сделано правильно. Были слезы, восторг и потрясение. Так возникла малая сцена театра драмы, на которой 3 года существовал экспериментальный театр «Интим» (надеюсь, вы понимаете, что слово «интим» означает качество атмосферы. Как говорил Даль: «Интимный – значит задушевный, искренний!»), уникальное для большой страны явление.

Малая сцена требует от артистов особого уровня мастерства, здесь все видно, и любая соринка сразу же превращается в бревно. В большом зале артистам приходится кричать, обращаться в сторону зала в самый неподходящий момент и этим самым ломать эмоцию, правду эпизода. Поэтому мы каждый день учимся актерскому мастерству, правдоподобию, умению задавать друг другу вопросы.

Моя задача – в сохранении драматической традиции. В том, чтобы на сцене была правда. Зритель должен верить в происходящее на сцене.

Я всегда ставлю спектакли, которые несут зрителю добро, любовь, дарят ему надежду. В нашем репертуаре не было «черных» пьес, унижающих человека или несущих депрессию. Недавно мы ставили пьесу Островского, и она нашла отклик у молодого зрителя. Представьте себе – пробиться к нынешней молодежи через классику? И это получилось.

Поэтому одна из задач, которые я ставлю перед собой, – создание театра, который бы обучал молодых актеров. Сохранение традиций психологического театра, системы Станиславского, о которой у нас иногда забывают. Забывать об этом нельзя, понимаете?

Бенефис-юбилей заслуженной артистки России, заслуженного деятеля искусств России Алевтины Буханченко (Моховой)
В 1974 году приехала молодой актрисой по распределению в Томский областной театр драмы. В 1975 году получила премию Томского комсомола за роль Липочки в спектакле по пьесе А. Н. Островского «Свои люди, сочтёмся». За 24 года работы в Томской драме сыграно около 90 главных ролей. Работая в театре драмы, открыла вместе со своим супругом Н. Моховым малую сцену, которая просуществовала три года в стенах Томского театра драмы. Это и было начало Камерного экспериментального театра под руководством А. Буханченко.
В 1994 году театр получил собственное помещение там, где он и сейчас находится (пер. Нахановича, 7). В этом году театру исполнилось 28 лет. Как режиссёр, Алевтина Буханченко поставила около 100 спектаклей. И сыграно на томской сцене более 150 ролей, в их числе Роксана («Серано де Бержерак»), Кручинина («Без вины виноватые»), Медея, Екатерина II, Пенелопа, и многие другие.
Государственные награды: 1991 год – заслуженная артистка России, 2007 год – заслуженный деятель искусств Росии, несколько губернаторских премий в 1996-м, 1997-м, 1998 годах. В 2000 году стала Человеком года в номинации «Актриса года».

Компании:

Читайте также: