Нужные вещи

Не отреагировать на U-NOVUS было бы своего рода преступлением

Компании:

Ю Ван обучается в докторантуре Даляньского технологического. Ему повезло и на исследовательский проект, необходимый для получения докторской степени, он получил грант частной корпорации. Частникам был нужен «аналог» некоего заморского агрегата, на области применения которого и специализировался все годы учебы в университете будущий докторант.

Ю Вану выделили довольно щедрое по китайским понятиям финансирование, снабдили местом в лаборатории и обрисовали перспективы. Взамен выставили жесткие условия – по срокам, характеристикам готового изделия и прочему. У человека появилась мотивация сделать все хорошо – во-первых, для него это один шанс из миллиона, а во-вторых, созданный им «аналог» будет запущен в серийное и даже массовое производство.

Ю Ван работает по 16 часов в сутки, иначе ему не успеть в нужный срок. Ему помогают младшие товарищи из магистратуры. Дисциплинированные, подготовленные и отобранные лично Ю Ваном. К его услугам круглосуточно работающая лаборатория с предупредительным персоналом и вообще всеми необходимыми для работы условиями. У него под рукой всегда есть нужные реагенты и комплектующие – электроника, механизмы и т.д. Их не надо везти из-за границы и трястись над каждым, все производится на заводах поблизости. Он может смело экспериментировать без страха за каждую небольшую ошибку.

На выходе из этого проекта он станет уже более-менее обеспеченным и при этом трудоустроенным инженером-конструктором с развитыми навыками личной инициативы и управления проектами.

К осинам

Демонстрационный стенд из китайской практики взят не случайно. Отечественную прикладную науку и производство уже довольно давно критикуют с позиций китайского опыта. Именно в нем видят пример, вызов и даже большой риск.
Абитуриенты изо всех сил готовятся, студенты прилежно учатся, магистранты и прочие при деле, а не на плантациях по производству диссертаций и работ для «уважаемых» людей. Что ж в этом худого?

Или же взять Проект 985, запущенный в мае 1998 года. Основная цель этого щедрым образом финансируемого начинания – выведение на мировой уровень ряда китайских университетов, и все это при активном содействии местных властей. Ну и кто тут и чего «позаимствовал»?

Университет, который получил финансирование в рамках Проектов 985 и 211, и университет, который обойдется собственной «соской». Наглядная агитация от wzaobao.com

Проект 211, кстати, касается 100 ключевых для КНР вузов, которые работают не на мировой уровень, а на внутренние потребности в высококлассных кадрах для решения ключевых экономических и социальных задач страны. Запущен в 1996 году.
Программа 863 (март 1986 года), позволившая Китаю потеснить нашу страну в ближнем космосе, была принята в тот самый момент, когда в СССР начали резать расходы на науку. Основная цель этой программы – уход от зависимости от импортных технологий и концентрация на прорывных направлениях. Ну разве все это снова не напоминает что-то более позднее и родное?

Весь перечень программ и проектов, по которым в Китае осуществляется поддержка исследований и разработок достаточно обширен. У людей есть средства, есть промышленность, которая может впитывать в себя эти разработки и взамен запитывать исследовательский процесс, есть многое. Но самое «страшное» заключается в том, что они знают, чего хотят.

Чего хотят наши деятели, назначенные на управление процессом «содействия науке и технике», похоже, не совсем ясно даже им.
У нас, как у страны в целом, есть несколько оправданий. И промышленность еще не на ходу, чтобы «крутить» должным образом маховик отраслевых наук. И места в международной системе разделения труда у нас маловато. И вообще, чтобы вновь заявить о себе, надо явить миру послезавтра. Обогнать на повороте, так сказать, пока они «со своей кремниевой электроникой разбираться будут».

Это называется амбициями. Втихую копировать целые программы амбиции все-таки позволяют. Признать, что надо заимствовать – уже в открытую – нам все еще сложно.

Куда проще свести все к формату пионерлагеря.

Утекай

В книге про муми-троллей упомянуты волшебные и внешне беззаботные хатифнатты. Они плохо слышат и видят, но любят электрические бури, от них они заряжаются энергией. У хатифнаттов случилась обычная путаница с причинами и следствиями – они решили, что это движения в барометре управляют бурей, а не наоборот.

Ритуалы вокруг суперкомпьютеров, нанопорошков и даже 3D-принтеров проводятся по той же самой схеме. Ну вот с чего вы взяли, что все это причина, а не следствие? Передовое оборудование это хорошо, и в том же 1986 его начали активно завозить в страну в надежде на «научно-техническое ускорение». Вспоминать об этом не любит практически никто – очень многое, купленное тогда в кредит за совсем уже дефицитную валюту, просто сгнило. Вот в Китае не сгнило, а у нас включить все это в экономику так, по большому счету, и не удалось.

Молодые ученые, если этот термин вообще правомерен сегодня, остро нужны растущей экономике, испытывающей дефицит кадров и прочих ресурсов. Вот, к примеру, жила-была преимущественно аграрная страна – Россия в конце 20-х годов прошлого века или Китай 80-х годов – затем в ней стали активно строить заводы. Всему этому была необходима наука и инженерия. Поколение «отцов» здесь уже не могло особо помочь, поэтому ставку и делали на молодых. Для Китая как мировой фабрики этот фактор еще не утратил своего значения. У нас уже в 70-е началось фактическое перепроизводство инженеров.

А вот какие задачи стоят перед российскими молодыми специалистами технического профиля сегодня? Казалось бы, самое время выяснить это, тем более, что декларировано следующее:

Источник: http://u-novus.ru

Утекать мозгами за рубеж в итоге хотят далеко не все, но что же их ждет здесь?

Процесс превращения

На предпринимателя выучить нельзя, поэтому нужно выучить на кого угодно, а уж там – как пойдет.

Это, судя по всему, и есть нынешний подход к формированию основной массы так называемых молодых специалистов. Не то чтобы государство так сильно нуждалось в них как в предпринимателях, его, скорее, интересует самозанятость этих людей. И бросовость высшего образования последних лет пятнадцати именно оттуда. Человека, отучившегося в какой-никакой, но высшей школе, легче отправить на вольные хлеба.

Поэтому в перепроизводстве юристов-экономистов никто не видит особой трагедии. Люди в массе своей платили за это образование, то есть куда-то двигали экономику. Будут работать по специальности – хорошо. Не будут, заплатят за переквалификацию. Или же «самозаймутся».

«Процесс превращения ученого в предпринимателя» из этой же оперы. Никто по-настоящему не верит в чудо, вырастающее из российского университетского гаража. И это сказано не просто так, опыт общения со знающими гостями подобных форумов у нашего издания накоплен большой.

Задачей форума уже был заявлен приоритет интересов молодых перед руководством страны, области и так далее – в обсуждении и рамках трех дней, разумеется. Между тем, в этом интересе нет никакой, даже самой микроскопической тайны. Молодым людям надо дать работу, направление, наставничество и так далее. Из опыта единиц не надо строить матрицу для сотен тысяч, себя вспомните после вуза – чего вы там умели, кто вас затем заново учил и как вы потом были благодарны этому наставничеству.

И вот когда былой INNOVUS переводили в новый формат, то некий прагматический налет во всем этом был. Работать не «фонтаном предложений», а на реальный спрос. Интегрироваться в существующие производственные цепочки. И все такое, тому же подобное. Вместо этого мы получили череду квестов, игр и шоу.

В том, чтобы привлекать в науку и технику совсем маленьких и мало чем испорченных, нет ничего крамольного. За это организаторам и всем причастным – очень большое спасибо. Но речь ведь шла не только об этом?

Сбрасывать амбиции с уровня «технологического форума с международным участием» до юношеского междусобойчика – это уже можно. Открывать повестку по перениманию опыта стран Юго-Восточной Азии – этого нам амбиции еще не позволяют.

Томск с конца XIX века выполнял функцию интеллектуальной базы для освоения восточных территорий страны. Кое-что из этого сохранилось и в миссиях нынешних томских вузов. Никто не требует слепого копирования, «низкопоклонства» и прочего импорта всего хорошего из стран ЮВА. Но если здесь находится некий форпост и даже заявлены какие-то амбиции по этому поводу, то почему бы не управлять хоть в какой-то степени этой повесткой?

В России есть разрыв между поколениями инженеров и рабочих высокой квалификации. 90-е и несколько лет позднее не могли не дать своих результатов. Однако ресурс этой ниши, судя по всему, уже во многом выработан. Чем занять молодых?
Может, стоит отбросить еще один слой амбиций и, наконец, заняться прямым воспроизводством «аналогов»? Тем более, что де-факто именно это в итоге и происходит. Человек учится, формирует свои компетенции, ну так дайте ему это делать по уже освоенному шаблону. Пусть он повторит, что-то добавит от себя, принесет этим пользу в том же самом процессе импортозамещения и т.д. В Томске уже есть примеры, когда молодые инженеры изготовляли вполне годные аналоги зарубежных приборов. Зачем этого стесняться? Все мы, когда учимся, что-нибудь да копируем, так давайте совмещать объективное с полезным. Давайте вносить это в открытую повестку форума и давать эти ориентиры тем молодым специалистам, которых не взяли в производство чего-то совсем своего и уникального.

Давайте говорить и предлагать реальное и прагматичное. То, что может быть виднее отсюда, нежели из столиц. И вот тогда это может быть по-настоящему интересно, причем для всех. В этом году, судя по всему, такой шанс упущен. Барометр захворал и выдал снег.

Компании:

Читайте также: