Не самовывоз

В Томске обсудили государственную поддержку экспортно-ориентированных компаний.

Компании:

За откровенно неблагоприятный в плане проницаемости границ 2020 год стоимостной объем экспорта из Томской области составил $310 млн. Для сравнения, в 2019-м показатель оценивался в $314 млн или (несколько позднее) в $326 млн. В предыдущий раз о 310 млн речь заходила по итогам 2015 года – тогда показатель воспринимался как явно провальный и характеризующий новую «санкционную эпоху», дополненную низкими ценами на нефть (в 2014-м экспорт достиг $440 млн).

В 2016-м и 2017 годах речь и вовсе шла о $231 млн и $256 млн соответственно – то есть рухнувший рубль и валютная себестоимость всего и вся в пределах России если и помогали, то все равно особо не вытягивали. Поэтому итоговые $321 млн в 2018-м выглядели достаточно обнадеживающе и свидетельствовали о наличии работающей экспортной политики, поддержанной реальными средствами.

Октябрьское заседание Совета по развитию экспорта Томской области и проектного комитета по направлению «Международная кооперация и экспорт» было посвящено актуальным мерам, направленным на дальнейшее развитие несырьевого экспорта региона. Выдержки из обсуждения за виртуальным круглым столом в нашем новом материале, посвященном теме внешней торговли.

Юрий Гурдин, вице-губернатор Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям

– В нынешнем году Томская область демонстрирует хорошие показатели в части экспорта: по итогам первого полугодия его объем составил 224,8 миллионов долларов. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 31% – это весомый результат, тем более в условиях, скажем так, пандемийного экономического кризиса.

Увеличение объемов экспорта произошло, в первую очередь, за счет поставок древесины и целлюлозно-бумажных изделий, в этом сегменте выручка увеличилась на 41%. Во-вторых, речь шла об увеличении поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – рост 35%. В третьих, в области был зафиксирован почти двукратный рост экспорта продукции химической промышленности – безусловно, это произошло на фоне низкой базы предыдущего периода, однако и здесь речь идет о весомом вкладе в экспорт Томской области.

В январе – мае экспортные операции оформили 355 томских компаний – на 28 больше, чем за аналогичный период 2020 года. Нужно отметить, что на уровне федерации и Сибирского федерального округа Томская область занимает достаточно заметные позиции. Так, в четырех из десяти номинаций окружного этапа конкурса «Лучший экспортер» победители томские компании, две из них стали призерами федерального конкурса.

Алексей Стуканов, руководитель Департамента международных и региональных связей Администрации Томской области

– Региональный экспортный стандарт представляет собой набор из 15 инструментов, которые нам надлежит внедрить до конца нынешнего года. Для большей наглядности мы распределили их на три блока, при этом два из них – в сумме 72,5% общего объема или 10 инструментов – уже готовы, оставшуюся работу необходимо выполнить в срок до 1 декабря.

Самым главным из инструментов, которые еще предстоит внедрить, является формирование и обучение управленческой команды Томской области. Собственно говоря, проектный комитет в регионе уже есть, при этом Российским экспортным центром определена онлайн-программа обучения Школы экспорта «Старт экспортной деятельности: 10 шагов к успеху», включающая в себя 13 тематических блоков, 11 из которых являются обязательными. Таким образом, завершить обучение необходимо в самое ближайшее время – определенный срок понадобится для оформления и получения соответствующих документов.

Еще одним инструментом, находящимся в стадии подготовки, является разработка и реализация региональной экспортной программы. Здесь я хочу поблагодарить все привлеченные отраслевые департаменты за проделанную работу, претензий к ним нет. Сама программа уже разработана и находится на финальной стадии согласования – в настоящий момент документ передан в департамент финансов, затем его изучат юристы. Хочу отметить, что в нее входят все ключевые мероприятия региональных проектов и госпрограмм, направленных на развитие несырьевого экспорта.

Если говорить о таком инструменте, как создание и развитие Центра поддержки экспорта, то он у нас уже есть. Однако по состоянию на первое полугодие нам указали на частичное несоответствие по одному из показателей, прописанных в приказе Минэкономразвития – речь идет как раз про обучение сотрудников ЦПЭ в Школе экспорта РЭЦ. Напомню, что его необходимо закончить в срок по всем модулям образовательной программы.

Четвертый инструмент – обеспечение присутствия Томской области на зарубежных рынках. Напомню, что в стратегии социально-экономического развития Томской области в качестве приоритетных обозначены рынки пяти стран: Китая, Нидерландов, Казахстана, Белоруссии и Узбекистана. И по состоянию на сегодняшний день соответствующие требования выполнены в отношении четырех из пяти государств – исключением пока что является Узбекистан.

Присутствие на этих рынках обеспечивается участием Томской области в рабочих группах межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Предлагались и другие формы, однако в итоге мы пришли к выводу о том, что для Томской области наиболее оптимальным является именно этот вариант. К тому же накопленный нами опыт работы в подобных рабочих группах имеет многолетнюю историю.

По направлению организации формы присутствия на рынках Узбекистана ведутся работы над подписанием соглашения и соответствующего плана мероприятий с Российско-Узбекским деловым советом. Мы уже установили контакт и обозначили взаимный интерес, какое-то время потребуется для соблюдения всех формальностей и согласования текста. Эта работа ведется прямо сейчас, и мы оптимистично смотрим на перспективы ее завершения.

Кроме того, важным направлением несырьевого экспорта Томской области является экспорт услуг – в частности, образовательных. И для того, чтобы продвигать их на приоритетных рынках, мы ведем работу по подписанию соглашения с Россотрудничеством. Здесь пройдена уже примерно половина пути и перспективы также оцениваются положительно.

Александр Беляев, руководитель Центра поддержки экспорта Фонда развития бизнеса Томской области.

– Получилось так, что фактически Центр поддержки экспорта работает по двум национальным проектам: «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт». Поэтому и задачи для нас ставят две федеральные структуры: Минэкономразвития и Российский экспортный центр.

В 2021 году в рамках нацпроекта по развитию предпринимательства мы получили от федерации порядка 30 миллионов рублей. И если в 2020-м основные мероприятия у нас осуществлялись в онлайн-формате, то в нынешнем году, опираясь на мнение предпринимателей, мы постаралась перевести все пригодные для этого мероприятия в офлайн. А это и профильные выставки, и бизнес-миссии, и конкурс «Экспортер года», окружная церемония которого – к чести Томской области, занявшей первое место в общем зачете – была проведена у нас.

К настоящему моменту мы уже организовали участие томских компаний в пяти международных выставках. На срок до конца года проведены отборы компаний-операторов и забронированы места еще на восьми выставках в Германии, ОАЭ, Узбекистане, Казахстане и России – в них примут участие порядка 20 субъектов МСП региона. Кроме того, 19 компаний получат поддержку в части поиска и подбора партнеров. Их представители уже выбрали различные рынки – от Индонезии до стран ЕС, и мы надеемся, что эта работа приведет к заключению экспортных контрактов.

Нужно отметить, что у нас есть целевой показатель количества экспортеров, которым мы должны оказать поддержку вплоть до подведения к заключению договоров. В этом году таких компаний 19, при этом 18 из них уже предоставили нам письма о заключении контрактов по итогам размещения на электронных торговых площадках в прошлом году, а также по итогам выставок, которые прошли осенью этого года.

Кроме того, мы активно участвуем в акселерационных программах Фонда развития интернет-инициатив и РЭЦ. В 2020-м речь шла о четырех IT-компаниях, в нынешнем году мы помогаем одной компании, выигравшей отбор и участвующей в международном акселераторе GoGlobal.

Также хотел бы обратить внимание на то, что мы продолжаем осуществлять онлайн-поддержку размещения продукции наших компаний на международных маркетплейсах. В нынешнем году томский бизнес выбрал две таких площадки: Alibaba и международную площадку лесопромышленного комплекса «ЛеснойРесурс.РФ». К настоящему моменту размещены уже семь компаний, они уже начали получать запросы, и мы надеемся на то, что это приведет к новым контрактам.

В этом году очень активно действует РЭЦ. У центра появился целый спектр новых услуг и сервисов, и практически все они будут заведены на новый ресурс – профессиональную интернет-платформу «Мой экспорт». Это значит, что в самом ближайшем будущем компании смогут получить доступ к большинству форм поддержки именно через эту платформу.

Сейчас с ее помощью оформляются заявки на поиск партнеров, участие в выставках и получение некоторых других услуг, в том числе финансовых. В ближайшей перспективе заявки на услуги РЭЦ, выступающего в части этих самых услуг оператором Минпромторга, можно будет оформлять в электронном виде, используя усиленную электронную цифровую подпись. В настоящее время на платформе «Мой экспорт» зарегистрировано порядка 40 томских компаний, думаю, что в итоге ее пользователями станет большая часть наших экспортеров.

Еще одно направление, которое мы развиваем с Администрацией Томской области в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», касается обучения представителей компаний в Школе экспорта РЭЦ. В этом году плановый показатель был установлен на отметке 30 субъектов МСП, и мы его перевыполнили. Буквально на днях закончился последний образовательный семинар, в итоге участниками различных программ стали представители 90 томских компаний.

Что же касается замечания в части внедрение Регионального экспортного стандарта, то два сотрудника ЦПЭ прошли необходимое обучение, однако из-за технического сбоя подтверждение о переходе на следующий этап от Школы экспорта РЭЦ пришло только сейчас, хотя по идее должны были получить в сентябре. К декабрю их обучение будет закончено.

Фото: Совета Федерации России, Администрации ТО, архив Бизнес журнала в Томске

Региональный экспортный стандарт 2.0

Должен быть внедрен до конца нынешнего года.

Блок 1:

Создание базовых условий для развития экспорта в регионе: принятие стратегических документов, экспортный аудит, подготовка кадров.

Блок 2:

Обеспечение доступа к мерам поддержки экспортной деятельности: обучение МСП, акселерация, поиск партнеров, электронная торговля.

Блок 3:

Механизмы продвижения региона на зарубежных рынках и популяризация экспорта в регионе.

—-

Совет по развитию экспорта в Томской области

Новая коллегиальная структура.

Экспертный совещательный координационный орган, в состав которого входят:

— представители региональных и федеральных органов исполнительной власти;

— Российского экспортного центра;

— институтов развития;

— объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

— Центра поддержки экспорта Томской области;

— общественных организаций и объединений предпринимателей (включая отраслевые союзы);

— действующих экспортеров и субъектов предпринимательства, планирующих осуществлять экспортную деятельность, из различных отраслей (в том числе осуществляющих свою деятельность в сфере услуг).

Компании:

Читайте также: