Как избежать попадания в долговую ловушку.
Перефразируя классическое высказывание и адаптируя его к реалиям сегодняшнего дня можно сказать, что зеркалом современного общества является реклама. Именно в ней отражаются желания, помыслы и проблемы перегруженного информацией человека.
Одним из наиболее распространенных сегодня типов рекламы является обещание «списать долги», «избавить от ипотеки», «решить все финансовые проблемы за месяц» и так далее. Старое правило гласит: если где-то есть проблема, кто-то обязательно попытается на ней заработать. И в данном случае речь идет о так называемых «раздолжнителях», заполнивших соцсети, поисковики и даже улицы российских городов кривыми зеркалами своей рекламы.
Многие люди, действительно попавшие в непростую жизненную ситуацию, предпочитают уверовать в чудо, забывая при этом, что чудес, к сожалению, не бывает. Итог зачастую оказывается печальным и противоположным обещанному.
– В практике Сбера таких случаев достаточно много: люди искренне верят, что нашли выход из сложной ситуации, идут за «легким списанием долгов» и перестают платить по обязательствам. Однако результат, увы, предсказуем – это растущие долги, судебные иски, потеря жилья и другого имущества, испорченная кредитная история, во многих случаях проблемы со здоровьем. При этом некоторые до последнего хранят уверенность в том, что «все под контролем, потому что так сказал консультант», – объясняет заместитель председателя Сибирского банка Сбера Дмитрий Жоров.
Как отмечают эксперты, схемы, применяемые нечистоплотными «консультантами», не отличаются разнообразием. Найдя отчаявшегося человека, они обещают ему форменное спасение и убеждают прекратить обслуживание кредита. Параллельно с этим с жертвы взимается предоплата за «юридическое сопровождение спасения». В итоге «раздолжнители» либо попросту исчезают, либо выдают классическое «мы не обещали результат», либо начинают процедуру банкротства без полноценной оценки ситуации и при этом не предупреждают клиента о последствиях.
– Мы видели случаи, когда человек отдавал последние 50-70 тысяч рублей за подобную «услугу», а затем оставался один на один с коллектором и иском в суд. В практике Сбера даже был случай, когда человек за такие «услуги» заплатил даже больше, чем был должен по кредиту. Нужно четко понимать, что объявить себя банкротом весьма непросто. Это возможно только в суде, при наличии серьезной задолженности и доказанной неплатежеспособности. К тому же, у процедуры есть последствия, о которых не рассказывают в рекламе: в течение нескольких лет человек не может брать кредиты, открывать ИП, распоряжаться частью имущества. И это еще в лучшем случае, в худшем процедура вообще не будет завершена, а человек останется без денег и без квартиры, – рассказывает Дмитрий Жоров.
Реальным путем к решению проблем с долгами является обращение в банк, оформивший кредит. Структура, выдавшая заемные средства, также заинтересована в успешном разрешении ситуации и выходе на стабильный режим платежей, поэтому «топить» заемщика абсолютно не в ее интересах. Главное при этом не впадать в панику, трезво оценивать накопившиеся проблемы, не откладывать их решение на извечное «потом» и не доверяться сомнительным личностям и откровенным мошенникам. Например, в случае со Сбером, можно позвонить по номеру 900, либо выбрать подходящий вариант в разделе «Финансовые трудности» в Сбербанк онлайн.
– В Сбере предусмотрены различные инструменты помощи заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Причем в отличие от различных «чудодейственных схем» все это действительно работает и помогает клиентам сохранить имущество, здоровье, самоуважение и, наконец, ту же самую кредитную историю. Зачастую решение оказывается проще, чем кажется заемщику, и не требует радикальных шагов. И правило тут простое – чем раньше человек обратится в банк, тем больше вариантов мы сможем ему предложить, – отмечает зампред Сибирского банка.
Помимо этого, человеку, испытывающему стресс, крайне важно научиться распознавать мошенников, намеревающихся заработать на его эмоциональном состоянии. При этом основные правила схожи с теми, что применяются в случае давления со стороны телефонных злоумышленников.
Как правило, нечистоплотные «раздолжнители» обещают «решить все без суда и без последствий», убеждают жертву прекратить платить по кредиту и обещают быстрое банкротство, просят крупную сумму денег вперед без гарантии результата и не имеют прозрачных договоров с понятными условиями.
– Для того, чтобы уберечь себя от по-настоящему тяжелых последствий, нужно доверять решение проблемы профессионалам, работающим строго в рамках закона. Также не стоит прекращать выплаты без консультации с банком – это только ухудшит и без того непростую ситуацию. Да, финансовые трудности – это большой стресс, но и они вполне преодолимы. Важно не искать чудесных решений, а действовать осознанно, – подчеркивает Дмитрий Жоров.