Места в «Бизнес классе»

Обучающая программа для предпринимателей от Сбербанка и Google – первые впечатления и выводы.

Говоря о первых впечатлениях и выводах мы, конечно же, имеем в виду исключительно собственный опыт – программа развития малого и микропредпринимательства «Бизнес класс» ведет свою историю с апреля 2016 года. Начиналось все с Татарстана, власти которого деятельно поддержали проект. Несколько позднее его география расширилась за счет Нижегородской и Свердловской областей – дело пошло в рост. Вообще, изначально речь шла о десяти регионах, однако после положительного заключения со стороны федерального правительства, было решено охватить 40 субъектов федерации.

По состоянию на конец марта 2018 проектом было охвачено 33 региона, количество участников превысило отметку 173 тысячи человек, 36 тысяч успешно закончили курс. Алтайский край, Новосибирская и Томская области участвуют в программе с конца января этого года, при этом ее действие рассчитано на пять месяцев. Дело в том, что помимо собственно дистанционного обучения, программой предусмотрен режим «Интенсив», предполагающий наставничество и оффлайн-мероприятия (мастер-классы и встречи с экспертами).

Реализуют все это на партнерских началах Google и Сбербанк – участие в проекте является бесплатным.

Андрей Шаров, вице-президент, руководитель дирекции GR Сбербанка:

– Мы заинтересованы в том, чтобы в стране росло предпринимательское сообщество, появлялось больше представителей малого бизнеса, которые будут профессионально подходить к развитию собственного дела. Для регионов это новые рабочие места и весомый вклад в экономику.

При регистрации на онлайн-площадке программы, с нас не потребовали чего-то необычного или избыточного – имя, фамилия, e-mail (активация профиля производится именно через почту), дата рождения и номер телефона. При выборе курса «Для собственников» (альтернативой является курс «Для новичков») система весьма деликатно попросила ввести номер ИНН организации. Ну и еще – каких-либо почтовых или SMS-рассылок «побудительного характера» мы пока не заметили. Единственное, что приходит по этому каналу на указанный при регистрации ящик, так это уведомления о ходе учебы («модуль успешно пройден» и т.д.).

В учебном плане выбранного нами курса для, так сказать, продолжающих, обнаружилось 9 основных (8 тем и итоговое тестирование), а также 3 дополнительных модуля. Основная программа при этом оказалась выстроенной (по крайней мере, на первых этапах) по линейному принципу: пока не пройдешь первый модуль, не получишь доступа ко второму и т.д.

С одной стороны, это противоречит некоторым современным взглядам на образование (тем более – модульное) и свободу в выборе образовательных траекторий. С другой, онлайн-формат все же требует какого-то уровня дисциплины и последовательности, отделяющего обучение от обычного просмотра «видеоконтента по интересам».

Темы, как это и полагается в таких случаях, самые общие – маркетинг, продвижение в интернете, исследование рынков, продажи, финансовые азы. Ничего отраслевого или нишевого, а также рассчитанного на «глубокое знание обо всем». Речь, насколько мы поняли, идет о том, чтобы пробудить у предпринимателей интерес к изучению собственного бизнеса.

Как говаривали раньше – цель образования заключается в том, чтобы научиться видеть проблему, задавать нужные вопросы и понимать принципы их решения. И с этой точки зрения, во всем этом также нет ничего необычного.

Видеоуроки (по нескольку в модуле) в среднем длятся около десяти минут, материал вполне поддается подробному конспектированию. Для содрогнувшихся от воспоминаний – конспектировать, конечно же, необязательно. Мы сделали конспекты двух модулей ради эксперимента. Расслабленное конспектирование «через клавиатуру» увеличило длительность одного урока, который в отличие от «ранешних времен» можно ставить на паузу, на 50% (в случае с обилием формул на 70%).

Первый модуль основной программы носит амбициозное название «Эффективный управленец. Управление персоналом». Далее последуют вполне умеренные спойлеры (мы ведь конспектировали, чего же не делиться), поэтому их убежденным противникам – наши искренние сожаления.

Преподавателем модуля является Тимур Соколов, эксперт по командному взаимодействию и достижению максимальных результатов в бизнесе.

Мы не знакомы с прочим экспертным наследием Тимура, но в этот раз и в предложенном ему формате он выступил по делу.

То есть, человек изначально предупредил, что многое из сказанного им в дальнейшем, может показаться банальностью (тут он оказался прав). Однако предприниматели раз за разом совершают большие ошибки именно на поле этих самых банальностей.

Модуль – по нашему скромному мнению – построен по повторяющейся схеме. В начале урока рассматривается некая распространенная на практике ошибка, далее предлагается технологический шаблон действий по ее профилактике (шаблоны при этом связаны друг с другом), в конце урока предпринимателям советуют применить этот шаблон к своему бизнесу. Просто попробовать, хотя бы на уровне простого мысленного эксперимента.

Никакой зауми, классификаций ради них самих и шелухи из коммивояжерского арсенала.
Вот есть функции руководителя, он занимается именно ими. Иногда что-то можно делегировать вниз, но только не функцию контроля, поэтому контроль рассматривается отдельно и в порядке итогов.

Есть различные стили руководства, которые большинство исповедует радикальным порядком. Либо как автократ, либо как демократ – всегда и во всем. Это неправильно, поэтому стили нужно комбинировать, в итоге вы получите четыре рабочих варианта, применимых к каждому отдельному сотруднику.

Сотрудники тоже схематически делятся на четыре типа – в зависимости от уровня компетенции и мотивации.

В итоге руководитель получает технологическую карту с гибким отношением к постановке задач, контролем за их исполнением (четыре типа, зависимых от упомянутых выше схем), алгоритмом постановки задач сотрудникам и организации мотивирующей обратной связи.

По завершению каждого видеоурока предлагается пройти небольшой тест.

По словам инициаторов проекта, баллы за прохождение тестов влияют на отбор в оффлайн-мероприятия и сулят некие призы. Нам до этого пока далеко, поэтому можем отметить следующее – в рамках каждого курса тестирование фиксирует степень внимания, с которым вы воспринимали сказанное. Ни больше, ни меньше, вопросы отбираются именно по этому принципу. Слушали и усваивали, ответите без особых проблем.

Из трех дополнительных модулей (тут изначально присутствует возможность выбора) мы остановились на курсе под названием «Юнит-экономика». Приятным сюрпризом стало то, что ведет его Даниил Ханин – специалист по интернет-маркетингу, наш давний знакомый и вообще томич.

Даниил как маркетолог и специалист по продвижению в сети предлагает изучать бизнес именно с точки зрения результатов маркетинговых усилий. Непривычный для многих предпринимателей взгляд на вещи, в этом, собственно, и заключается его ценность. Ну а во-вторых, эксперт встает на сторону предпринимателя в извечном вопросе о том «как считать эффективность рекламной кампании».

В течение четырех коротких лекций предпринимателям выдается на руки методика по ручному (в прямом смысле) вычислению параметров маркетинговой отдачи. Вы раздали столько-то листовок за месяц, затратили на маркетинг и организацию продаж (включая премии и прочее) определенную сумму – вот вам умещающийся в тетрадный лист инструмент по диагностике всей этой деятельности.

Англоязычные аббревиатуры и «формулизированность» калькулятора, конечно же, бьют по первоначальному энтузиазму. Однако на выходе мы видим очень даже невинную бухгалтерию, основанную на банальной арифметике.

Вот исходные данные, вот инструмент, вот методика, которая позволяет предпринимателям принимать нужные маркетинговые решения. И не с точки зрения «так у всех» или «это красиво», но исходя из простой математики – вот доходы за вычетом расходов на продвижение, вот детализация этих расходов, вот ключевой для вас показатель.

Сказать, что это подойдет всем, конечно же, нельзя. Ханин, как и всякий человек, занятый чем-то всерьез, профессионально «деформирован». Но он предлагает свежий для наших координат взгляд на малый (именно так) бизнес и весьма нетрудозатратную схему его анализа.

Таким образом, к обнаруженным нами недостаткам увиденного (а видели мы далеко не все) можно отнести:

а) схематизм в анализе проблем и выработке методов их решения;
б) нерешенный (и даже незатронутый) вопрос о том, как и откуда брать исходные данные для «загрузки» в предложенную схему.

На самом деле, из лекций непонятно, как точно оценить того или иного работника по предложенной классификации или найти данные по «конверсии пользователей вашей маркетинговой информации в клиентов». Думается, что такой схематизм присутствует и в прочих модулях. Это попросту неизбежно в предложенных программе масштабах.

Однако подход, в рамках которого предпринимателям дается возможность увидеть свой бизнес под новым для них углом и примерить к нему готовые к употреблению схемы – безусловно, интересен сам по себе.

Читайте также: