Кушать подано

Российский продуктовый ритейл демонстрирует редкое соответствие духу «книжной экономики».

Компании:

Даже в один из последних предкризисных годов, когда деньгами еще можно было рисковать на системной основе, перспективы Томска в сфере крупного ритейла (не только продовольственного) оценивались весьма противоречиво.

Одни утверждали, что имеющихся у здешнего населения денег недостаточно для создания привычной для жителей других крупных городов системы розничной торговли. Людей не так уж и много, народ не так уж и обеспечен, да и транзитный потенциал (приехали – купили – уехали) невелик. Транспортный тупик он в том числе еще и об этом.

Другие предлагали изучить проблему под другим углом – линейно обозначенным и опирающимся на прямолинейное сопоставление. Вот, дескать, есть город Ливерпуль со сравнимым по количеству населением. И можно ли вообразить себе, что в нем присутствует всего один полноценный розничный молл? Также и здесь – ошибка и временное недоразумение должны быть исправлены. И даже земля под это вроде как есть – то ли в Сосновом Бору, то ли возле ОЭЗ, то ли напротив это самого единственного молла на Комсомольском проспекте.

В продовольственном отношении всю эту небольшую – да и последующую, вплоть до сегодняшнего дня – «эпоху» можно поименовать «ожиданием Ашана». И в основе этого лежит еще глубоко советский подход к градостроению. Есть у вас N жителей – вам положен планетарий и музей с исподним первого руководителя местного облпотребсоюза. N+1 – вот вам балетный театр и небольшая киностудия с черно-белыми фильмами про мелиорацию. Сейчас аналогом такого прогресса выступает появление условного «Ашана».

Конкретный «Ашан» в Томске ждут уже не первый год и продолжают обещать в перспективе до 2020 года. И можете не сомневаться в том, что его появление здесь будет подано как крупная победа на инвестиционном и прочих экономических фронтах.

Продуктовый ритейл в России действительно воспринимается как нечто, свидетельствующее об общем прогрессе. Заполненные до потолка ряды гипермаркетов как бы отменяют и дефицит 80-х, и насквозь прокуренные «павильончики» постсоветской эпохи. Здесь все наглядно и, опять же, по полкам – не сравнить с каким-нибудь машиностроением или производством промышленных приборов. Сотовую связь и ритейл очень любят приводить в пример конкурентоспособности отечественной экономики по общепринятым сегодня критериям. IT, бигдата, развитая логистика, эффективное планирование, добротный маркетинг, общая статистика – все как бы на уровне.

Кроме того, в кризис продовольственный ритейл продемонстрировал свое умение действовать «по учебникам»: для него это действительно стало пространством возможностей и шансом по увеличению доли рынка. Большие, попросту грамотно рискнувшие и сделавшие ставку на разработку отдельных ниш – выиграли, и выиграли заметно.

К примеру, сеть «Ярче!» в январе 2018 стала лидером новосибирского рынка продовольственного ритейла по количеству магазинов (104 шт. против 101 у алтайской «Марии Ра», лидировавшей по этому показателю на протяжении пяти лет). В планах по развитию сети «Ярче!» в Московской области (70 магазинов в середине 2017) значилось открытие 20 точек в месяц. Ниша небольшого магазина у дома, с определенным сервисом, большим ассортиментом и собственной продукцией (что важно для маржи) оказалась золотоносной для региональной по сути сети.

К слову говоря, «КДВ-Групп», развивающая сеть «Ярче!», по-своему причастна к появлению в Томске крупного федерального ритейла. В 2011 году компания купила участок земли для строительства крупного спорткомплекса на проспекте Мира – неподалеку от своего головного офиса. Позже эта земля была продана «Ленте» для строительства первого их гипермаркета в Томске. На ритейле можно зарабатывать по-разному.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая 28 крупнейших розничных компаний страны, обозначила главные тренды 2017 года в сфере ритейла. Мы остановимся на продовольственной ее части.


Здесь опять все по учебникам. Большие становятся больше за счет исчезновения средних и малых, это классика жанра, подкрепленная кризисом и, кое-где, политикой местных властей. Речь сейчас – о ликвидации «кустарных» торговых точек под самыми различными предлогами.

Большие деньги перемалывают законодательные инициативы, слепленные в интересах определенного лобби. О специфике явления и роли в нем прославленной г-жи Яровой мы подробно писали в прошлом году.

В чем-то сети адаптировались, в чем-то сделали опережающие и скоординированные друг с другом шаги, в чем-то (в обход интересов лобби) пошли навстречу властям, заинтересованным в вялой динамике продовольственных цен.

Близким к предыдущему пункту является тренд на развитие саморегулирования рынка. Отраслевые организации и конкретные ритейлеры пошли навстречу поставщикам (не так чтобы и себе в убыток), что выбило определенные карты из рук давящих на отрасль. Рынок научился «лепить» себя сам под изменяющиеся условия среды. В результате против инициативы по запрету возврата широкой номенклатуры продукции выступают уже и поставщики, в интересах которых формально и затевалась вся эта кампания.

Сети продолжают опираться на самый что ни на есть внутренний спрос. К ним есть множество претензий, но все происходящее с ними выглядит более-менее логичным – в отличие от многих других отраслей российской экономики.

Банк купил «Магнит», все шумят о государственном вмешательстве в частную сферу – но ведь логика в том и заключается, что кто-то стал слишком большим, чтобы быть совсем частным.

В Томск многие продолжают ждать «Ашана» как некоего свидетельства развитости местного рынка и города в целом. Между тем, этой паузой пользуются не только «Лента» и «Магнит», в 2018 году в город планирует зайти «Пятерочка» (проект X5). Чей кусок она намерена отхватить (и вероятно отхватит) вполне прогнозируемо – менее задачливые «регионалы» уже давно на это напрашиваются, а кое-кто уже и напросился. К примеру, «Холидей», планировавший построить нечто большое на месте Центрального рынка, и вовсе откатился до ниши дискаунтеров, в рамках которых не реализуется один из главных продуктов сетей – «полочный» и акционный маркетинг. Нет затрат на освещение, интерьеры и прочее, все сведено к одной нехитрой функции сбыта «так себе ликвида».

Так что книги – пускай и не всегда – тоже содержат в себе долю истины. Особенно, если речь идет о более или менее реальной конкуренции.

В 2017 году динамика оборота розничной торговли в России вышла за рамки стагнации – его рост составил 1,2%.
При этом впервые с 2013 года в стране был отмечен рост потребительской уверенности.

Фото — https://www.auchan.ru

Компании:

Читайте также: