Дьявол крылся в пакетах

О чем мэр Томска рассуждал еще пару месяцев тому назад.

Компании:

Фото: сайт Администрации Томской области

В начале июля город погрузился в мусорный кризис – именно так (символично и безжалостно) стартовал для него нацпроект «Экология». Губернатор, ответственный за выполнение нацпроектов перед Москвой, обвинил в произошедшем мэрию и для некоторого равновесия уволил главу регионального департамента природных ресурсов и окружающей среды. Пикантности всему этому добавляло то, что уволенного удалось поставить на эту должность совсем недавно – причем происходило это с большим трудом и через судебные тяжбы.

Мэр в свою очередь выждал некоторое время, провел открытую экскурсию по стихийным свалкам и только в ее ходе заявил о том, что им создана комиссия по поиску виновных и определению должного наказания. Народ ждет контейнеров и «крови», однако речь идет не только об устранении последствий и торжестве справедливости по методу поиска крайних. К делу «подключились» банальные материальные потери, то есть незапланированные расходы распиаренного городского бюджета на закупку мусорных контейнеров. К слову сказать, формально и изначально чиновники мэрии исходили из желания сэкономить – а в итоге получили коллапс и необходимость закупки контейнеров по освежающе высоким ценам.

Произошедшее заставляет несколько по-новому взглянуть на перспективы реализации больших проектов и даже небольших планов местных властей. Больше того, ревизии, по-видимому, подлежат и уже «проглоченные» реляции о достигнутом. В конце концов, «бодрые отчеты из мэрии» назвал враньем не кто-нибудь, а губернатор Жвачкин – то есть лицо, которому «сор из избы» не нужен даже в рамках самых очистительных реформ. Но ведь нет же, пришлось, допекли.

Именно поэтому мы решили опубликовать материалы пресс-конференции Ивана Кляйна, состоявшейся в самом конце апреля этого года. В ее ходе мэр говорил о нацпроектах (про мусор не было ничего, да его и не спросили), бюджете, благоустройстве и мостах (о них почему-то спрашивали больше всего). Тогда все это не вызывало у нас особого интереса – как, впрочем, и большая часть генерируемых мэрией информационных поводов. Между тем городские чиновники доказали, что вполне еще могут удивить и даже зажечь.

Федеральные проекты

– Нельзя не упомянуть две мощные федеральные программы, которые в течение последних лет года стали для нас подспорьем.

Первый проект, которому теперь придан статус национального – «Безопасные и качественные автомобильные дороги». И я считаю, что за последний год мы очень хорошо продвинулись в этом вопросе: отремонтировано 600 с лишним тысяч квадратных метров дорожного полотна, более 30 тысяч квадратных метров тротуаров. Такая же задача стоит перед нами и в этом году. Она поставлена президентом и безусловно должна быть выполнена.

Но и здесь у нас есть некоторые опасения, которые мы высказываем профильным заместителям губернатора. Установленные показатели говорят о том, что в нормативное состояние необходимо привести 85% дорог агломерации Томск – Северск – Томский район. А в программу БКАД попало всего 300 с лишним километров томских дорог, это треть от их общей протяженности. То есть вот эти 300 километров мы точно сделаем, а на вопрос, что делать с остальными 600 километров, пока ответа нет. И для того, чтобы уложиться в норматив к концу 2024 года, явно нужно увеличить финансирование по этому направлению.

Если говорить о проекте «Комфортная среда», то фактически у нас он стартовал в 2014 году – речь идет о программе «Наш Томск». То есть в этом отношении мы были хорошо подготовлены, поэтому за два года уже в рамках федерального проекта в городе появилось огромное количество благоустроенных площадок. Мы сделали 118 дворов и более 40 общественных пространств – это, конечно же, замечают томичи и напрямую связывают с уровнем комфортности проживания.

Я думаю, что индекс качества проживания не зря включен в список критериев различных рейтингов, в которых присутствует Томск. За прошлый год мы поднялись с 91 на 74 место в списке студенческих городов мира. В правительственных рейтингах Томск также поднялся и занял 16 место среди 38 городов по качеству проживания. Причем здесь учитывались различные критерии – это и здравоохранение, и состояние ЖКХ, и уровень комфорта, и, конечно же, размер оплаты труда.

Самым главным результатом для нас является внутреннее состояние горожан. И то исследование, которое мы заказывали, свидетельствует – проводимую в городе политику поддерживает все большее число горожан. То есть по этому показателю идет определенный рост.

Ну а если говорить в цифрах, то это, конечно же, отражается на показателях бюджета. В прошлом году мы в очередной раз стали профицитными, то есть завершили год с профицитом бюджета в 106 млн рублей. Кроме того, нам удалось сократить размер внутреннего долга на 131 млн рублей. Начиная с 2013 года у нас ни на йоту не увеличился внутренний муниципальный долг, мы работаем с теми ресурсами, которые у нас есть, то есть живем по средствам.

О развязках и переездах

– Три года назад я сказал – давайте сделаем Степановский переезд таким же как Мокрушинский. То есть проложим четыре полосы и на этом пока поставим точку. Почему я об этом говорил тогда и продолжаю говорить об этом сегодня? У нас была разработана проектно-сметная документация тоннеля на 76 километре – это та развязка, которая строится прямо сейчас. Благодаря ей появится сообщение без преград со Степановкой, Южными воротами и дальше – с поселениями Томского района. Поэтому и городить второй такой же железнодорожный переезд незачем.

Начинали с того, что этот проект будет стоить 200 миллионов рублей, потом стоимость выросла до 300, а когда проектировщики отдали его в экспертизу, там оказались все 600 миллионов. И речь ведь идет не о переезде в двух уровнях, а об обычном четырехполосном. Подрядчик, конечно, заслуживает отдельных слов, и я думаю, что департамент капитального строительства сделает все для того, чтобы внести его в реестр недобросовестных, а затем оштрафовать по полной за нарушение сроков контракта и так далее. Господа проектировщики сами разработали проект планировки территории и сегодня выдают технические решения, которые не соответствуют этому ППТ. То есть здесь налицо низкое качество проектных работ. Поэтому мы расторгаем контракт и возвращаемся к простому элементарному решению, которое потребует условно десятков, а не сотен миллионов рублей.

Споры о сносе деревьев

– За прошлый год в Михайловской роще мы высадили не одну тысячу деревьев – в том числе крупномерных. Пошли дальше и в этом году внесли соответствующие изменения в правила землепользования и застройки, то есть обязали всех застройщиков уйти от практики высадки кустиков, которые исчезают после первой же зимы.

Мы посадили в три раза больше, чем снесли на проспекте Кирова, это можно пересчитать поштучно. Некоторые проблемы возникали на этапе споров о том, какие именно деревья нужно высаживать. И мы услышали тех людей, которые говорили, что мэрия в этом отношении поступает неправильно. В состав ландшафтной комиссии включили Александра Ревушкина, уважаемых профессоров и теперь перед тем, как дать разрешение на снос, они выезжают на места, которые вызывают споры.

В прошлом году у нас было много частных обращений по сносу тополей. Кому-то они лезут в окна, кому-то не дают света. Конечно же, мы должны услышать людей и обеспечить их безопасность. Где-то подрезать, где-то совсем убрать, если дерево больное. А что взамен? Вы знаете мое правило, которое действует ужн несколько лет. Вместо одного снесенного дерева должно быть посажено два или три.

Идея о третьем мосте через Томь

– Компанию по их просьбе я называть не буду. Могу сказать, что она из Санкт-Петербурга, мы приглашали их для проектирования работ на коммунальном мосте. И речь о третьем мосте зашла именно с их стороны – люди ведут такую работу в разных регионах страны, проектируют и потом сами строят. Часть подобных проектов реализована в соседних регионах.

Стоимость такого моста я назвать не могу, они сами упоминали ее в общем порядке – речь шла о 25-30 миллиардах рублей. Реальную стоимость должен показать проект, дело в том, что сам мост может обойтись и в 10 миллиардов, но к нему есть еще подъездные пути, а такой путь может занять и три километра. Вот у нас в старом проекте под него попадала одна из улиц, а это расселение и большие расходы. Поэтому опыт соседних городов говорит о том, что меньше 30 млрд потратить на это не получится.

Причем этот же подрядчик утверждал, что начинать надо с государственно-частного партнерства, потому что только через бюджет у нас не получится попасть в федеральную «строчку». Для такого города как Томск здесь нужно четкое технико-экономическое обоснование, ведь у нас даже не миллионник.

Моя цель заключалась в том, чтобы завлечь эту компанию для завершения строительства объездной левобережной дороги. Их предложение было таким – дорога это миллиард, то есть заходить сюда незачем, а вот вместе с мостом мы уже готовы рассматривать варианты. Именно поэтому этот вопрос и всплыл в очередной раз.

Об угрозе изношенности мостов внутри города

– У страха глаза велики. Ведь что я наблюдаю в последнее время? Каждый пытается отлоббировать свои интересы. Кричали: «Караул, коммунальный мост скоро завалится, срочно надо что-то делать!» И что я теперь вижу по результатам экспертизы? Общая изношенность его конструкций всего 68%, то есть он мог бы еще стоять. Ладно, раз начали, то приступаем к проектированию, отдаем 20 миллионов и ждем два года, пока подготовят проект.

Я подозреваю, что и этот случай из того же разряда. В этом деле могут подыгрывать и наши специалисты, им же в итоге отвечать. А кто хочет взять на себя такую ответственность? Проще сказать: «Срочно нужен ремонт и деньги на него». Внимательно наблюдать необходимо за всеми коммуникациями, но при этом нужно выстраивать очередность исходя из результатов экспертизы. То есть опираться на точные данные, а не на слова. На словах начинается нездоровое лоббирование интересов определенных групп с понятной целью получить заказ. Я этого не хочу.

P.S.

Мэр – и с этим глупо спорить – тоже человек. И потому ему не чуждо все человеческое, в том числе и отбывание сроков (на данный момент их два) в зоне комфорта. Последняя, как известно, представляет собой некую привычную сферу жизненного пространства, более-менее защищенную от внешних тревог.

Внутри этой зоны действительно можно было концентрироваться на мерах экономии ради самой экономии, никому особо не верить и огораживаться от внешнего (то есть реального) мира показателями средней заработной платы, а также собственными представлениями о «комфортности проживания».

Ведь почему, на самом деле, губернатор столь резко отреагировал на разговоры (и не более того) о третьем мосте? Просто мэр, по его мнению, полез явно не свое дело, а свое дело – и мусорный кризис тому свидетельство – несколько подзабыл. В том же спиче глава региона весьма ехидно высказался о разрекламированной профицитности городского бюджета. Почему? Да потому он точно знает, за счет чьих дотаций достигается этот профицит. И ему, скорее всего, не понравилось, что при всем этом речь зашла о повышении финансирования дорожных программ – причем классическое «надо денег» здесь прикрывалось безусловным поручением Президента.

А о чем может быть история со сносом деревьев, когда в мэрии до конца стояли на своем, а затем (по факту пойдя на попятную) сделали вид, что ничего особенного не произошло и теперь мы вместе все решаем правильно? Прежде всего, об излишней самоуверенности, упрямстве и даже определенной глухоте.

Извиняясь перед томичами за мусор, мэр заявил о том, что «мы приложим все усилия, в какую бы цену нам это ни обошлось». Казалось бы, налицо явный исход из зоны комфорта – такой подход к ценообразованию никак не вяжется с известной всем рачительностью градоначальника. Однако извинялся он при этом за «нерасторопность отдельных своих чиновников» и «недобросовестность бизнесменов», а себя почему-то снова забыл. И где забыл, нам примерно понятно, вопрос уже в другом – так что там на самом деле с мостами?

Компании:

Читайте также: