Договорные отношения

О соглашениях, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию регионов.

Компании:

Настойчивые просьбы к регионам «учиться зарабатывать на свои желания самостоятельно» получили распространение давно. Даже в условиях обилия нефтегазовых денег центр раз за разом напоминал о знаменитой байке про рыбу и удочку.

– Учитесь ловить рыбу сами и будет вам мост, самый большой в мире уличный батут и вообще все-все-все, – резюмировали добрые чтецы. – Ну а чтобы вы не поймали чего лишнего в мутной воде (коррупция это ведь плохо), воду мы вам прочистим, ну или подспустим на крайний случай.

Любители изящных терминов характеризовали это как заново укрепившуюся традицию патриархальных отношений. Отец считает детей незрелыми и безответственными существами, которые пустят лишние деньги себе во вред. На карманные и обязательную социальную программу – пожалуйста. А остальное учитесь зарабатывать сами, чтобы понять реальную ценность. В довесок шли привычные рассуждения про патернализм на уровне управленческого звена субъектов федерации. Привыкли, дескать, клянчить и надеяться, да корить за наличие в большой семье любимчиков.

Правительственный документ, о котором сейчас пойдет речь, все же говорит о несколько более зрелых формах отношений. Уже, скорее, напоминающих нечто менее родственное и более контрактное.

Собственно говоря, договорные отношения между субъектами и центром возникли на самой заре современной российской государственности. Однако формат, предложенный ныне, уже совсем про контроль и наставничество – хотя и с предусмотренным добровольным участием/неучастием.

Итак, подписанное перед самым новым годом постановление именуется весьма громоздко:

«О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации».

«Развитие и оздоровление» вместо привычного «бюджетного выравнивания» (хотя этот термин и не упразднен) – весьма примечательная вещь сама по себе. То есть деньги теперь выделяются не только как средство для покрытия бюджетных дыр, но и как некий стимул развития региональных экономик. Это – краеугольный вопрос критерия выделения средств. Если раньше вам выдавали пособие в зависимости от степени изношенности, то теперь кое-что переведут на сдельный принцип. Не подлатал дела за год в определенных заранее местах – жди меньших денег в следующий сезон.

Итак, соглашение со стороны региона должно подписать его высшее должностное лицо (в нашем случае губернатор). В Минфин этот уже подписанный документ необходимо предоставить не позже 1 февраля этого года. В ведомстве с ним внимательно знакомятся и подписывают со стороны центра не позднее 15 февраля. Кто не успел – тот, вероятно, опоздал, хотя и феномен отеческого прощения в этой системе никто пока до конца не отменял. Отказаться от помощи и связанных с ней обязанностей разрешили, но сделать это нужно было до 10 января.

Отчитываться по все принятым обязательствам руководитель региона обязан ежеквартально, нарушение отдельных пунктов соглашения со стороны региона будет нести за собой пятипроцентное урезание размера субсидий в бюджете 2019 года.

Избежать подобной ответственности можно – но только через обстоятельства непреодолимой силы или же смену главы субъекта.

Теперь об обязательствах, которые региональные власти добровольно берут на себя, принимая это соглашение.

В срок до 1 августа 2018 года им надлежит провести оценку существующих на территории региона налоговых льгот – хоть региональных, хоть муниципальных. Далее материалы оценки снова едут в Минфин и в срок до 15 сентября признанные обоюдно неэффективными налоговые послабления устраняются. На уровне самих регионов это должно означать нечто вроде бурной деятельности по выявлению благотворности существующих льгот – прежде всего, хозяйствующим субъектам.

Собственно говоря, определенная логика в этом присутствует – наращивание налоговой базы проще всего осуществлять именно так. Особенно с учетом «коррупционной емкости» механизма «смягчения налогового бремени» на местах.

Далее регион должен продемонстрировать рост налоговых и неналоговых бюджетных доходов в сравнении с 2017 годом. Причем речь идет о консолидированном бюджете региона, который включает в себя балансы муниципалитетов. Это значит, что оздоровить собственно региональный бюджет за счет муниципальных образований или же попросту бросить все силы именно на исполнения главного бюджета по идее не получится. Работать придется комплексно.

Следующий контрольный показатель – обеспечение уже не бюджетных, а собственно экономических достижений.

К примеру, речь идет об увеличении объемов инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств. А с этим, как известно, у Томской области давние проблемы. Как, впрочем, и с бюджетными инвестициями тоже.

Нужно будет обеспечить рост среднесписочной численности работников сегмента МСБ. А у нас и с этим не все в порядке.

Ну и наконец, необходимо доказательно успешно побороться с безработицей. Разумеется, зарегистрированной в центрах занятости, но все же. С этим уже полегче, однако общий тренд также весьма неоднозначен.

Вот собственно за необеспечение роста доходов и приведенных выше экономических показателей и предусмотрено порицание в виде минус пяти процентов на следующий год.

Но и это ведь еще не все.

Фото: https://depstroy.tomsk.gov.ru

Компании:

Читайте также: