Север Томска — территория упущенных возможностей

На фоне успешной жилой застройки Томска в южном направлении как-то сам собой угас интерес города к освоению северных окраин. Хотя движение в этом направлении имеет ряд существенных выгод и в чем-то даже более перспективно, чем экспансия на юг.

Проект Северная дуга — масштабное освоение северной части Томской агломерации имеет два аспекта — экономический и экологический. С одной стороны, существуют опасения относительно влияния на местную экологию ряда местных предприятий. С другой — не станет ли вообще освоение северной площадки своеобразным экономическим тупиком? Что из этих причин влияет на отсутствие интереса застройщиков в северной части муниципалитета?

Президент Союза Строителей Томской области, заслуженный строитель РФ, академик РАЕН, профессор

Президент Союза Строителей Томской области, заслуженный строитель РФ, академик РАЕН, профессор

— Еще 10 лет назад областная Дума сделала Томску настоящий подарок — депутаты официально после выполнения всех соответствующих процедур выделили городу для массовой жилой застройки всю северную часть прилегающей территории. Перспективы освоения этой площадки впечатляющие — по нашим расчетам, там, в комфортных условиях, может проживать 346 тысяч человек на 10 млн квадратных метров жилья. Условия для появления развитой инфраструктуры уже есть: рядом находится ТЭЦ-3, которая может генерировать до 400 Гигаватт тепла, которое сейчас просто не востребовано. По проекту эта ТЭЦ-3 может обеспечивать работу семи котлов, а сейчас на ней действует лишь два. Таким образом, есть возможность обеспечить северную площадку и теплом, и электроэнергией. Рядом проходит большая транспортная магистраль — Кузовлевский тракт, параллельно которому проложена ветка канализации. Кстати, дополнительные дороги в северном направлении можно строить вполне свободно — никакие объекты не мешают проложить здесь хоть многополосный автобан. Зато на южном направлении аэропорт в Богашеве является ограничительным барьером. Даже сейчас Южные ворота испытывают затруднения от нехватки транспортных развязок и железнодорожных переездов. На севере нет таких ограничений — строй, сколько угодно. Почему же это не происходит?

Раньше существовало предубеждение, что север экологически небезопасен. Но в своем решении Дума опиралась на выводы специалистов Департамента природных ресурсов Томской области и экологов. Исследования показали, что ограниченное влияние на экологию оказывает лишь завод ДСП, и то лишь в узких рамках своей промышленной площадки. Остальные объекты природу не загрязняют, а за 10 лет минувших эта территория обрела новые перспективы благодаря сокращению производства на СХК. Есть вопросы к животноводческим комплексам, они обязаны решить проблему сооружения очистных сооружений. Но городская власть за эти 10 лет совершенно не проявила интереса к выделенной территории, местные депутаты продемонстрировали полное отсутствие политической воли, а жители тем временем принялись самостийно осваивать данную площадку! Сейчас вдоль реки Киргизки появился целый частный поселок, разумеется, выстроенный вне всяких проектов — как придется. Мало того, неподалеку от железной дороги создали громадное кладбище! Мы выделяли эту землю для красивой комфортной застройки, а его используют для кладбища, которое уже никуда не уберешь, и город этот процесс совсем не контролирует!

Кто виноват в происходящем безобразии? Городская власть, местные депутаты. Для массовой планомерной застройки северной площадки есть все благоприятные факторы — свободное пространство, не ограниченное никакими объектами вроде аэропорта, наличие Кузовлевского тракта, ТЭЦ-3, то есть тепла и электроэнергии, возможность развивать сеть канализации и водопровода. Жители понимают это и сами застраиваются в данном направлении, достаточно увидеть, как развивался за эти годы поселок Светлый, где действуют отличный детсад, школа, магазины. При этом на экологию никто не жалуется. Перспективы у севера огромные — люди это понимают, но политической воли для планомерного освоения этого пространства явно не хватает.

Читайте также: