Они заняты

К вопросу о поле деятельности местного «министерства богатства».

Компании:

Томская область не удержалась от привычного ей соблазна и ввязалась в очередной пилотный проект – отработанные здесь меры по борьбе с бедностью в 2021 году планируют внедрить в общероссийскую практику. Глава министерства труда Максим Топилин, у которого не так давно «беспрецедентными темпами» начали расти доходы населения, решил вдобавок к этому «в два раза снизить уровень бедности».

При этом статистическое исчезновение бедных (и на это хотелось бы надеяться) не подразумевает исчезновения физического, с виду планы вполне гуманны и завернуты в умные слова.

«Подготовлен первый драфт мероприятий», «эксперимент по персонифицированному выявлению семей с низкими доходами», «формирование траекторий по выводу из малообеспеченности». Чувствуете, как солидно и обнадеживающе звучит? Никакой занудной конкретики или скучных цифр, зато есть парящая и отдающая авторитетом науки траектория. Что мешало заняться «траектированием» или же раздачей удочек из любимой чиновниками притчи раньше – также не объясняется. В стагнирующей экономике предполагается найти место для огромного числа людей, а на поиск технического решения этой задачи отводится целый год, вот и как тут не проникнуться?

Антон Силуанов, отвечающий в правительстве за экономический блок, уже заявил (дело, как и полагается в таких случаях, произошло на съезде «Единой России») о персональной ответственности губернаторов с профильными министрами – ее введут в следующем году за невыполнение показателей по нацпроектам. Ну а снижение уровня бедности входит в перечень национальных задач, зафиксированных в свежей версии «майских указов».

Что это значит на практике? Как минимум то, что у областного департамента труда и занятости населения появится новый фронт работ – свежих, экспериментальных и персонально связанных главой региона. В администрации области есть еще одна структура «топилинского» толка под названием департамент социальной защиты населения, и очень может быть, что часть эксперимента достанется ему. Однако по идее, затея с траекториями это как раз профиль структуры, отвечающей за занятость – а потому со следующего года ее на вполне легальных основаниях можно будет называть Министерством достатка Томской области.

Сам департамент регулярно отчитывается о рекордных для Сибири показателях занятости. Вот из самого свежего и актуального:

«По результатам исследований рабочей силы за август-октябрь 2018 года уровень общей безработицы в Томской области составил 5%, в Красноярском крае – 5,2%, Кемеровской области – 5,9%, Новосибирской и Омской областях – 6,2%. Самый высокий показатель среди регионов Сибирского федерального округа зафиксирован в Республике Тыва – 12,3%».
Источник – сайт Департамента труда и занятости Томской области, 3 декабря 2018 года.

И зачем бы нам при таком-то благолепии участвовать в каком-то новом «пилоте», да еще и привязанном к руководителю уровня Топилина? Мы же почти все занятые.

В 2016 году журнал «Профиль» опубликовал данные исследования, в ходе которого регионы страны были ранжированы по доле неимущего населения. И Томская область – неожиданно для многих – вошла в число регионов с самыми высокими показателями бедности (16,5% или 19 место в общем списке).

«Наименьшее число бедных — в относительно богатых регионах, добывающих нефть и газ или являющихся региональными финансовыми и мощными промышленными центрами с городами-миллионниками. Наибольшее число бедных — в относительно слаборазвитых регионах Сибири и Дальнего Востока с тяжелыми климатическими условиями и в южных регионах с большим количеством детей в семье».

Томская область оказалась в весьма двусмысленном положении – вроде и нефть с газом добывается, и народу не так уж много, а по итогу клеймо «относительно слаборазвитого региона» с наибольшим числом бедных.

Если говорить о последнем десятилетии, то наименьшее количество населения, официально живущего за «чертой прожиточного минимума», было зарегистрировано у нас в 2012 году – речь шла о 171 тысяче человек (16,2%). В сравнении с 2011 годом это был целый статистический прорыв: тогда в области насчитывалось 186,5 тысяч неимущих (17,8%). С 2012 года показатель неуклонно пополз вверх и в 2017 достиг 188,8 тысяч человек (17,5%). Справедливости ради стоит отметить, что устанавливаемая местными властями величина прожиточного минимума (от которого, в общем-то, и зависит статус неимущего) с 2011 года вырос едва ли не в два раза – с 6,7 тысяч рублей в месяц до 10,7 тысяч в 2017 году. Однако вопрос о том, почему у нас якобы почти нет безработицы, но без малого пятая часть населения считается нищими, остается вполне открытым. И для того, чтобы «выстроить траектории» половине от 189 тысячи человек (считаем грубо, но раз пока никакой конкретики нет, то и берем по факту) понадобится несколько иная экономика, нежели сохранившаяся в пределах Томской области.

Ведь чем, по сути, занимается департамент труда? Если не брать «палочные достижения» по вмешательству в рынок труда, то занимается он обеспечением статистики. Не будет этой статистики, тот же Силуанов начнет резать федеральные субсидии. Хотя на упомянутом уже недавнем съезде правящей партии он и обещал исправиться:

«– Финансовые санкции к тем соглашениям, которые у нас подписаны (с регионами – ред), действуют, или будут подписаны, применяться не будут, – сказал Силуанов, выступая на съезде «Единой России».
Он пояснил, что сейчас, если регион допускает нарушения при использовании федеральных субсидий, размер этой субсидии данному субъекту РФ в последующие годы сокращается.
Однако при исполнении национальных проектов, по словам Силуанова, чиновники будут нести персональную ответственность за использование средств. При этом Минфин не будет сокращать финансирование всего региона.
«Мы не хотим наказывать людей», – подчеркнул Силуанов».
Источник – РИА Новости, 8 декабря 2018 года.

Людей они наказывать не хотят. Губернаторов – персонально и при наличии установленной вины – могут и наказать, а людей уже не станут. Наказывать теперь будет сам глава региона, несущий персональную ответственность.

Где брать нужную статистику по безработице? В Томской области высока концентрация городского населения, ну а в городах с занятостью попроще – это один из факторов пресловутых «пяти процентов» и самых низких показателей в СФО. Еще один фактор может касаться обилия студентов, которые не считаются безработными, но и в экономике заняты не особо – хотя при подсчете итоговых процентов эта масса влияет на общую процентовку.

Если брать официально числящихся на учете в государственных центрах занятости, то в сравнении с пиком 2015-го (9,6 тыс человек на конец года) 8 тысяч по итогам 2017-го это действительно процентное достижение. Кого-то куда-то все-таки устроили, кого-то временно или же навсегда (то есть до спасительных экспериментов от Максима Топилина) списали в категорию безнадежных. Минус полторы тысячи это все равно капля в море.

За пределами обеспечения статистики остается весьма унылая функция по примирению граждан с упрощающимся и сокращающимся рынком труда. Собственно это и можно считать чем-то вроде прообраза топилинской траектории. Сократили, а взамен предложили что-то заметно менее оплачиваемое и не по специальности? Так это и есть та самая траектория. Вам деликатно расскажут, что мир изменился, все роботизируется, на 3,5 тысячи в месяц можно шиковать «макарошками», главное – снизить уровень амбиций и повысить уровень мобильности.

По состоянию на 1 декабря 2018 года общее количество организации Томской области (то есть мест, где можно быть чем-то занятым – не всегда за деньги, но в массе именно за них) сократилось в годовом выражении на 6,7% (до 29,7 тысяч). Число частных предприятий снизилось с 32 089 в 2015 году до 27 682 в 2017. Где искать новые рабочие места?

Берем ту же самую статистику и видим, что количество безработных в области в октябре 2018 сократилось по отношению к октябрю 2017 на 10,4%. Если смотреть на помесячную динамику, то выяснится следующее – в январе у нас было 34,6 тысяч безработных, в октябре 33,7 тысяч (в июне 32,8 тыс). Уже не столь захватывающе, не так ли?

Количество занятых выросло на 13,2 тысячи человек. В чем здесь может быть дело? За этот же период численность рабочей силы в области также выросла – на 12,3 тысячи.

«В 2017 году на реализацию политики занятости направлено 488,1 млн рублей, в том числе на активную политику занятости – 80,1 млн рублей (областной бюджет), на социальные выплаты безработным гражданам – 408,0 млн рублей (субвенция из федерального бюджета). Социальные выплаты получили 31,6 тыс человек. Средний размер выплаты в 2017 году в расчете на одного безработного гражданина составил 4078 рублей».
Источник – Отчет «Об итогах работы Департамента труда и занятости населения Томской области в 2017 году».

80 млн областных рублей на сбор и оформление статистики. Плюс на вот это:

«На территории области реализуются программы поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые дают возможность гражданам, в том числе открывшим собственное дело при финансовой поддержке центров занятости населения, получить дополнительную субсидию на развитие бизнеса. В 2017 году при содействии органов службы занятости собственное дело открыли 226 безработных граждан и приняли на организованные в рамках предпринимательских проектов рабочие места 50 человек из числа безработных граждан».
Источник – Отчет «Об итогах работы Департамента труда и занятости населения Томской области в 2017 году».

В свете грядущих показателей по траекториям (да и без них тоже) показатели явно так себе. Или взять вот это:

«Проект «Умный центр»
С 2014 года реализуется план мероприятий «дорожной карты» проекта «Умный центр» по формированию положительного имиджа службы занятости населения Томской области, созданию позитивного восприятия процесса получения государственных услуг. В 2017 году в рамках проекта «Умный центр» разработана и утверждена инструкция по типовому оформлению помещений областных центров занятости. ОГКУ ЦЗН Зырянского и Каргасокского районов вошли в пилотные проекты – интерьер помещений и экстерьер зданий, а также входные группы заработали в новом оформлении. Центр занятости города Томска и Томского района стал в 2015 году первым центром, который обновил входную группу».
Источник – Отчет «Об итогах работы Департамента труда и занятости населения Томской области в 2017 году».

Еще один глобальный «пилот», быть может, даже удачный – если уж ходить куда-то богатеть, то и входная группа должна соответствовать. А как по другому?

Как недалеко уехать и не подать виду
Экономика Томской области, начиная с 1999 года, характеризуется позитивными изменениями. Основные макроэкономические показатели 2002 года в сопоставимой оценке с 1998 годом возросли на одну треть. При этом уровень бедности на территории области практически не изменился. Около четверти населения региона (22,8%) живет за чертой бедности. Устойчивое повышение уровня и качества жизни населения и борьба с бедностью – главная цель реализации Программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года, утвержденной Государственной Думой Томской области…
Реализация основных мероприятий по формированию рынка труда позволит переориентировать государственную политику в сторону активных форм занятости населения на территории области, не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2005 года – 5,1%.
Источник – Стратегия сокращения бедности на территории Томской области, 2004 год.

Компании:

Читайте также: