Санкционный психоз

Директор Завода крупнопанельного домостроения ТДСК Николай Ефремов о работе с иногородними строителями.

Компании:

Ведущих томских застройщиков в который раз объявили монополистами – новинкой сезона стало то, что теперь их «жертвами» сочли иногородних застройщиков, которым томичи якобы намеренно не продают необходимые строительные материалы.

Соответствующий материал опубликован  одним из томских СМИ. Но скептики заметили, что описанное поведение больше напоминает пресловутые санкции – зачем производителям вводить экономические ограничения, которые, в первую очередь, бьют по ним же самим? И если в случае с Евросоюзом подобные выстрелы в собственную ногу могут объясняться политическими резонами, то для чего подобные меры томским производителям стройматериалов – решительно непонятно. За подробными разъяснениями обратились к директору ЗКПД ТДСК Николаю Ефремову.

– Николай Борисович, причастные уже опубликовали опровергающие материалы, однако «осадочек» все еще висит. Непосвященные рассуждают, что дыма без огня не бывает, а потому и вопрос об «эмбарго» со стороны ТДСК для обывателей не исчерпан.

– Тогда начнем с главного: мы поставляем железобетонные изделия на все томские стройки. Работаем с иногородними застройщиками в Томске и за его пределами. У меня – как и у любого разбирающегося в теме человека – возникает встречный вопрос: а какой смысл отказывать, если наша продукция востребована? Если мы действительно решим никому и ничего не продавать, то в первую очередь эти «санкции» ударят по нам самим. Томск ведь не в изоляции находится и сюда все можно завезти из других регионов. И рады такой «недобросовестной конкуренции» будут именно конкуренты – дескать, посмотрите на ТДСК, они сами отказываются от денег и позиций на рынке. Да о такой «недобросовестности» им остается только мечтать.

Теперь предметно. Вот документ, в котором расписан суточный заказ на железобетон. Здесь есть раздел корпоративного заказа, в рамках которого мы поставляем продукцию строительным подразделениям ТДСК на их стройплощадки. И есть сторонние заказчики, на которых приходится около 50% итогового объема сбыта. Не всё приходится на жилищное строительство в Томске: многое отгружаем в другие регионы, или на строительство нежилых объектов. Здесь черным по белому прописаны и иногородние застройщики, работающие в Томске.

– Сами обращаются или работаете по схеме активных продаж?

– Бывает по-разному. Есть те, которые обращаются сами – понимают, что доставка стройматериалов из других регионов стоит дороже, естественно, пытаются сэкономить. Мы тоже понимаем, что они в любом случае привезут сюда все необходимое.

Люди добились разрешения на строительство, вложились в проектную документацию и прочие дорогостоящие вещи, разве они остановят стройку из-за необходимости завозить железобетон?! Да они его хоть из Барнаула привезут – все это просчитывается заранее наряду с другими затратами. Псевдоэксперты, всерьез рассуждающие об «эмбарго» со стороны томичей, считают иногородних застройщиков детьми, которые не могут просчитать элементарные риски и логистику. На самом же деле, они делают это очень даже хорошо.

Поэтому в ряде случаев мы сами идем к этим застройщикам и предлагаем наш железобетон. В проект новосибирских застройщиков на пл. Соляной лично я пытался пробиться целый месяц – там уже были договоренности с новосибирскими заводами, и на нескольких домах цокольные этажи были перекрыты привозным железобетоном. Мы по-настоящему бились за этот заказ, доказывали высокое качество нашей продукции, адаптировались к тому, что другие поставщики снижали свои цены и так далее. И вдруг из чьих-то комментариев получается, что ничего этого не было?!

Нам – как и всем другим – нужны заказы, и место регистрации заказчика не имеет никакого значения. На конкретном примере и в цифрах: в Томске есть большой строящийся объект, которому необходимо 20 с лишним тысяч кубометров железобетона. Для сравнения: месячный объем нашего корпоративного заказа составляет 10-11 тысяч кубов.

В тот момент, когда мы принимали решение о работе с новосибирским ООО «Маркер», завод был заметно недозагружен кадрами – про технические возможности я уже не говорю. Пока на чужом объекте шли работы по допроектированию и забивке свай, внутри нашей компании тоже увеличился объем заказов. В итоге завод оказался в непростом положении, однако поставки стороннему заказчику осуществляем по прежнему графику – понимаем, что застройщик работает с эскроу-счетами и у него есть график, утвержденный в банке. Это и есть партнерское поведение, в котором почему-то сомневаются авторы мифа об «эмбарго».

– Но ведь вам в итоге действительно незачем «взращивать конкурентов».

– Давайте еще раз – на одних внутрикорпоративных заказах крупный завод не продержится. Возьмем томские по прописке строительные компании — разве они нам не конкуренты? Даже больше, чем иногородние. Сравните, сколько здесь вводят те и другие, и все станет понятно. Поставляем ли мы им железобетон? Да сколько угодно, на их площадках до 90% железобетона произведено именно у нас. И выбор у них есть, кто бы и что не думал на этот счет. Могут и в Томске купить, монополии по железобетону у ТДСК никогда не было и не предвидится.

Есть другой яркий пример, который может объяснить появление подобных публикаций. Одна томская компания задумала построить здесь жилой комплекс крупнопанельных домов. Сваи купили у нас, а вот панели решили привезти из Новосибирска. Я лично предлагал им взять наши панели – в этом случае и проект менять не потребовалось бы, и потребитель мог получить теплые керамзитобетонные панели ТДСК с толщиной утеплителя 200 миллиметров. Вместе с экономией на доставке все это могло обойтись раза в полтора или два дешевле, но они на это не пошли. И говорить, что мы им чего-то не додали, точно не получится. Предлагали, и как раз потому, что не боимся конкуренции.

– То есть отказы вы не практикуете?

– Отказываться от нашего предложения может сам заказчик, который ищет более дешевые варианты. Однако происходит это, как правило, по направлению товарного – проще говоря, предназначенного для заливки – бетона, да и заканчиваются подобные игры в экономию по-разному.

Однажды к нам обратился генподрядчик, работавший над крупным промышленным проектом в Северске. Руководитель компании приехал сам, предоставил заявку на большой заказ по спецбетонам, получил расклад по ценам и через неделю заявил, что нашел варианты на 5% или 7% дешевле. Речь зашла о скидке, и мы ему отказали – в этом случае не было особого задела для скидок, к тому же товарный бетон — не наш конек, и мы за него не держимся. Только на ЗКПД ТДСК есть необходимая по условиям контракта лаборатория, а у конкурентов нет. И услуги лаборатории тоже стоят денег, она требует расходов на содержание. В результате на меня пожаловались заместителю губернатора, начали вызывать на «ковры», однако в итоге признали, что я был прав.

Но и это еще не все – генподрядчик все-таки купил бетон в другом месте и прогадал в качестве. Пришлось раздалбливать уже залитые элементы конструкций около двух месяцев. Сэкономил?

В строительстве жилья был похожий эпизод. Застройщик начал возводить дома в Кировском районе Томска, проект был обеспечен и итоговым спросом, и высокими ценами на квадратный метр. Однако тоже захотелось сэкономить, но когда дошли до третьего этажа, оказалось, что все опять-таки «запорото». И тоже пришлось долбить уже залитый бетон.

Пришли к нам, получили бетон на 5% дороже и, наученные горьким опытом, поставили на контроль специалиста, бравшего на испытания пробу с каждой партии. В итоге женщина жаловалась, как ей скучно – если заявлен 300-й бетон, то он и поступает на площадку безо всяких отклонений. Я смеялся – какие тут могут быть отклонения? Человеческий фактор у нас исключен, потому что процессом управляет компьютер: автоматизированная система не ошибается, мы для этого ее и брали. В итоге ребята признали, что крепко ошиблись и только время потеряли — около трех месяцев. Но это был их выбор.

Бывает, что обращаются за конкретными железобетонными изделиями, выпрашивают скидку, а потом бегут к другим производителям, убеждая, что даже ТДСК с нашим гарантированным качеством дает скидку. С одной стороны, мы ничего не теряем, с другой – видеть, как человек просит войти в сложнейшее положение и выручить его во имя чего-то значимого, а затем практикует обычный шантаж, чисто по-человечески противно.

– Но ведь лидерское положение действительно позволяет работать с ценами и прочими условиями?

– Это та же самая бессмыслица, только с другим знаком. Уже непонятно, то ли мы отказываемся от заказов и намеренно отдаем другим долю рынка, то ли все и полностью контролируем. Как в анекдоте, тут нужно или что-то снять, или срочно надеть.

Один из главных признаков монополии — контроль над ценами, и тут хочется спросить уважаемых экспертов – а кто диктует цены? Ценовую динамику в Томске определяет «вторичка», ведь именно на вторичном рынке происходит абсолютное большинство сделок по купле-продаже недвижимости.

Компании:

Читайте также: