Протез невидимой руки

В Томском УФАС России прошли последние в 2019 году публичные обсуждения правоприменительной практики.

Компании:

В очередной публикации на тему – выдержки из выступления главы ведомства Владимира Шевченко.

Фото предоставлено Томским УФАС

О развитии конкуренции

– Здесь можно долго махать руками по поводу того, что надо развивать – но вот есть последнее выступление Президента, где говорилось о том, что мы должны давать преференции российским товарам. Понятно, что это связано с санкциями и другими вопросами. Но он ведь сказал одну очень интересную вещь: да, мы должны давать преференции, но только в том случае, если эти товары будут конкурентными по сравнению с импортом. То есть они должны быть либо такими же по характеристикам, либо лучше. Мы не должны что-то штамповать и при этом игнорировать то, как эти товары развиваются во всем остальном мире. Это посыл и предпринимателям и заказчикам – да я покупаю, но покупаю лучшее. И если это лучшее станет российским, значит, мы достигли нужного результата.

Возьмем те же лекарственные средства. Правительство разработало законопроект о принудительном лицензировании определенных медицинских препаратов, сейчас его будет рассматривать Госдума. В результате российские компании смогут производить аналоги иностранных препаратов, которые по разным причинам не поставляются в Россию. То есть, в первую очередь, это лекарства, но вообще речь идет о целом и далеко идущем блоке товаров. Российские товаропроизводители будут выпускать такую продукцию по выданным государством принудительным лицензиям, а владельцам патентов будет выплачиваться компенсация. Хотят они того или нет, деньги им выплатят, однако препятствовать развитию рынков специфических товаров в России такие компании уже не смогут. Вот вам и конкуренция.

Про монополистов

– В 10 статье закона «О защите конкуренции» речь идет о монополизме – дескать, монополист чего-то там делает. И за годы, в течение которых мы активно работаем в этом направлении, они как раз и должны были что-то сделать. Как итог – сейчас компании очень аккуратно работают со своими потребителями, и в первую очередь с хозяйствующими субъектами. Поэтому нарушений по этой статье практически нет.

При этом по числу обращений 10 статья занимает у нас больше половины от общего объема. Причиной такого несоответствия является то, что пишут их, как правило, граждане – наверное, самый незащищенный и не понимающий специфики нашей работы сегмент. Нам жалуются на управляющие компании, поставщиков энергии и так далее, но по большей части это вопросы гражданско-правового характера. И мы им в этом посильно помогаем. Кроме того, приходят жалобы, связанные с защитой прав потребителей, но это уже точно не наша тема.

Недобросовестная конкуренция

– По 14 статье нам стабильно и четко приходит порядка пяти заявлений в год, подтверждаются при этом не все. Что такое недобросовестная конкуренция? Например, один хозяйствующий субъект «прихватил» у другого что-то из интеллектуальной собственности. Или же во всеуслышание объявил, что он лучший в мире, а все остальные – они не очень.

Элементы подобных недобросовестных действий, конечно же, ужасны. Вот к нам в область приходит контрафактная продукция – в итоге она успешно конкурирует с российскими (в том числе) товарами, а иногда и подменяет их. Тем самым экономике наносится значительный ущерб. И здесь мы также можем отталкиваться только от заявлений хозяйствующих субъектов – в этом году их было три. По основной части сразу же выносятся предупреждения, и если субъект реагирует на них быстро, то для нас вопрос считается исчерпанным. Заявитель же после вынесения нами решения может идти в суд и требовать компенсаций.

Вообще, это очень тяжелая тема. Сельхозпроизводители рассказывают страшные вещи – вот есть хорошее молоко от томской коровы, но его не могут поставить на наш рынок, в том числе и в общепит. Почему? Потому что весь рынок забит молоком, которое, мягко говоря, не совсем молоко. Люди взяли нечто, подкрасили и назвали молоком – это тоже недобросовестная конкуренция. Напишите на упаковке честно о том, что это такое, но ведь не пишут.

Реклама

– Когда-то мы рассматривали по сто с лишним подобных дел в год, сейчас этого уже нет. Более того, по сравнению с тем же Новосибирском либо другими городами, где я бываю по служебным делам, Томск заметно чище в отношении незаконной рекламы. Хочется надеяться на то, что это мы постарались, однако на самом деле здесь сработало несколько факторов. В том числе – общий уровень культуры.

В этом году нами уже рассмотрено 40 дел по рекламе, до конца года, думаю, рассмотрим еще с десяток. Основные нарушения остаются теми же. Во-первых, это недостоверная реклама – я что-то рекламирую и в рекламе пишу не совсем о том, что продаю. А потребитель понимает, о чем идет речь, только в тот момент, когда приходит за товаром или услугой. Обращения по этому поводу есть, и мы такую рекламу вычищаем.

В тренде всегда остаются лекарства и медицинские услуги. Очень хочется – особенно частным клиникам – чтобы их предложение (а оно по рынку примерно одинаковое) как-то доводилось до потребителя. Люди начинают выдавать желаемое за действительное и чего-то не дописывают или о чем-то забывают. И ничего в этом плане не меняется – как нарушали, так и будут нарушать, несмотря на все мероприятия.

Во-вторых, это реклама запрещенных товаров услуг: в 2019 году нами было рассмотрено сразу несколько подобных дел. То есть, если у меня нет определенной лицензии, то я не имею права рекламировать такую продукцию – это близко к тому, если я занимаюсь незаконной предпринимательской деятельностью, да еще и рекламирую ее при этом. Такое – уже совсем никуда.

Без регистрации и СМС

– Дел о рекламе действительно стало меньше. Былые объемы (та самая сотня в год) в основном состояли из дел, связанных с СМС-рассылкой. Граждане жаловались на то, что им приходят сообщения с различными предложениями – вы можете прямо сейчас взять свой телефон и найти нечто подобное. При первом рассмотрении это действительно спам, однако в процессе разбирательств раз за разом вскрывались определенные нюансы.

Вот я где-то, когда-то и что-то покупал, и много чего при этом подписал. А в этом договоре было черным по белому написано, что теперь мне будут приходить (целыми вагонами или телегами) сообщения про этот магазин, его товары и все такое прочее.

При этом потребитель может элементарно отключить эту услугу – два или три телодвижения и все. Но нет, люди не хотят нажимать на кнопки, они идут к нам и жалуются на приходящие сообщения. Мы, конечно, тратим время и силы, и в итоге – вместе с заявителем – видим договор с его собственной подписью. Это, конечно, не значит, что к нам нельзя обращаться с этой проблемой, определенное количество таких заявлений все-таки попадает в точку. И тогда мы начинаем наказывать организации, которые занимаются этим нехорошим делом.

Сугроб за триста тысяч

– Не так давно мы наказали один из банковских филиалов – в прошлом году они разместили на стене своего офиса рекламный плакат, нижний край которого буквально упирался в землю. Мы, как вы знаете, живем в Сибири, зимой этот плакат занесло снегом – в итоге из сугроба торчала голова известного актера, рядом была указана процентная ставка, все остальное ушло под снег. Мы начали разбирательство, нам ответили, что это природа. Но она-то здесь причем? Это ваш плакат, вы его повесили, вам за ним и следить.

Наказали, переговорили с руководителем на тему того, что надо следить за своим имуществом. Проезжаю мимо этого банка вчера – плакат снова заметает снегом. Думаю, что через неделю нужно снова там проехать. Вдумайтесь – мы отработали материал, побеседовали с руководством, к самому плакату при этом претензий нет, он и сейчас там висит. А снег метет. Есть такая традиция – ходить по граблям. Мы-то готовы, готов ли банк платить за уборку снега немалые суммы уже другой вопрос.

Сети

– По вопросам законодательства об организации торговой деятельности также постоянно возникают конфликты. У нас слишком много сетей. И они не просто конкурируют друг с другом, они идут в районы и забирают все площади, где можно разместить магазины. При этом пять хозяйствующих субъектов из числа торговых сетей превышают обязательный максимум в 25% – и происходит это в любом районе или населенном пункте. Они пытаются отчитаться, что ни в чем не виноваты, и вообще непонятно, кто скупил эти площади.

Госзакупки, торги и штрафы

– Работа с предпринимателями, которые постоянно участвуют в торгах, достигла того предела, когда количество жалоб и наших ответных действий остается примерно одинаковым из года в год. И предписания мы здесь выдаем не всегда, потому что это не всегда целесообразно. Однако объем наложенных штрафов заметно превышает уровень прошлого года – государственные и муниципальные заказчики понесли, скажем так, определенные убытки, их сумма приближается к отметке 2 млн рублей.

Здесь есть одна интересная вещь. В ходе предыдущих заседаний я говорил о том, что у нас основная работа по ФЗ-44 – то есть плановые и внеплановые проверки – связана с контролем федеральным структур. Областные структуры контролируют областной уровень, муниципальные – сами себя. И те штрафы, которые мы налагаем на должностных лиц этих уровней, уходят в соответствующие бюджеты.

В результате возник парадокс, который не разрешался в течение пяти лет. У нас, разумеется, есть своя отчетность – в федеральный бюджет мы отправляем около 450 тысяч рублей таких штрафов, еще 1,5 млн уходит в бюджеты других уровней. При этом в ФАС России и Минфине нам говорили – эти полтора миллиона, внесенные в местные бюджеты, являются вашим хобби. Так вот, это хобби заканчивается, потому что с 1 января в силу вступают новые правила Минфина, согласно которым все собранное нами будет уходить в федеральный бюджет. И уже затем субъекты федерации и муниципалитеты будут претендовать на эти деньги – это, кстати, касается и штрафов за рекламу, потому что 60% всех штрафных санкций по этой статье идет в бюджет области.

Компании:

Читайте также: