Все по согласию

К вопросу о федеральных дотациях.

Компании:

В эти самые дни наиболее ответственные граждане нашей страны участвуют в мероприятиях очередного Гайдаровского форума. Многие относятся к нему весьма скептически, другие – откровенно враждебно, для третьих это что-то вроде целебной барокамеры с набором «глотков свежего воздуха».

Исходя из прагматизма, он может быть полезен с точки зрения вариативности. Поехали вы на одно мероприятие, а вас там не услышали: и повестка там другая, и ценности декларируемые, и видение перспектив какое-то особенное. В общем, не поняли вас там, не пообещали ничего и даже пожурили слегка.

Что делать? Отчаиваться? Ни в коем случае, нужно немного выждать и ехать на другой форум. И ничего, что составы участников будут совпадать процентов так на 75 – дело ведь заключается в других «базовых установках». И вот уже вчерашние «журящие» могут услышать, и сделать понимающее лицо и даже выдать нетленное «мы работаем над вашей проблемой». Все-таки разнообразие – великая штука.

Например, что заявил в ходе нынешнего форума 16 января Анатолий Чубайс, человек близкий Егору Гайдару – а потому, по-своему непререкаемый в рамках этой площадки:

– То, что мы сейчас обсуждаем – это вопрос политического устройства страны. К рубежу 2018 года нам нужно всерьез и по-настоящему поставить перед собой тему, которая называется восстановление российского федерализма.

Ну а ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов высказался в духе того, что «вместо части учреждений нужны долгосрочные проекты и гранты в сферах науки, образования и медицины минимум на пять лет. Нужно отказаться от регулярного казначейского контроля. Нас должен интересовать результат, а не процесс».

Это уже, как говорится, техническая детализация процесса децентрализации и «смягчения вертикали».

Сам Егор Гайдар как завотделом журнала «Коммунист» и газеты «Правда», разумеется, кое-что слышал о теории «экономического базиса и прочей надстройки над ним». С теорией и построенной по ее лекалам практикой Егор Тимурович разобрался известными методами, однако сам факт того, что очень и очень многое определяется именно типом экономических отношений, остался незыблемым. И количество проведенных Гайдаровских форумов тут ничего не решит: крайне неравномерно экономически развитая страна (хотя бы в целях самосохранения) будет стараться воспроизводить нынешнюю модель «бюджетного федерализма». То есть – укреплять именно что бюджетную вертикаль. И чем больше будут становиться разрывы00 между центрами и периферией, «богатыми» и «бедными» регионами, тем востребованнее будет эта модель.
Собственно говоря, вопрос «реального федерализма» всеми своими оконечностями и изначалиями упирается в вопрос денег, точнее – собственных денег и полномочий по «своевольному» распоряжению ими.

А с деньгами в регионах настолько «не очень», что объем федеральных дотаций на так называемое выравнивание бюджетной обеспеченности растет впечатляющими темпами. Например, в 2016 он вырос приблизительно на 11%, в 2017 уже на все 20%. В этом году федеральным бюджетом предусмотрен 5% рост показателя до 645 млрд рублей, и связан он будет с новыми договорными обременениями и формами контроля за регионами.

Особо интересующимся темой можем предложить следующий документ Минфина – https://www.minfin.ru

В более популярной форме его положения представлены так:

Источник – http://investorschool.ru

Это – ТОП-10 дотационных регионов страны по версии бюджета 2018 года.

Это – те, кому дотаций в нынешнем году не положено.

Это – «локация» Томской области, чуть ниже середины общего списка. Нам будет полагаться немногим менее 4 155 млн рублей. То есть, согласно нынешней методике, область принадлежит к числу регионов «со средней бюджетной обеспеченностью».

Сам принцип распределения средств с целью «подкормить» бюджеты регионов, которым не хватает собственных доходов на покрытие расходов, остается незыблемым. Меняются методики и инструменты реализации этого принципа.

К примеру, в 2017 году было решено отказаться от практики предоставления регионам бюджетных кредитов. К примеру, по итогам 2016 субъектам федерации было выдано 350 млрд рублей подобных заимствований. В бюджете на 2018 и проектах бюджета на 2019-2020 годы такого инструмента уже нет, акцент перенесен на те самые дотации.

Ну а разница в их объемах объясняется различным налоговым потенциалом регионов, численностью населения и средней себестоимостью бюджетных услуг. То есть, если у вас много населения, плохо с налогооблагаемой базой и высоки издержки на любую фактически деятельность, то вам и положен больший размер дотаций.

Среди предложенных в 2017 году новаций – перераспределение части налога на прибыль «богатых» регионов в пользу регионов «бедных». По сути, был предложен еще один механизм откачки средств, плотно администрируемый центром. И особо примечательным является то, что озвучили идею в ходе Московского финансового форума. Министр финансов деликатно намекнул на 1% от московских сборов налога на прибыли, мэр Москвы отчего-то загрустил и высказался в том духе, что это непродуктивно. Вроде и форум был свой, московский, а ведь вот как, оказывается, бывает.

Компании:

Читайте также: