
Фото shutterstock.com
Налоговая реформа, о необходимости которой все время говорили различные слои российского общества, представляется делом решенным. Предварительная поддержка выдвинутых инициатив оформлена на всех законодательных и представительных уровнях, населению успешно презентован двуединый смысловой блок: «это справедливо и коснется лишь богатых».
В ходе июньского внеочередного собрания областной думы, посвященного обсуждению и итоговому одобрению реформы, замгубернатора по финансам Александр Феденев отметил, что изменения мало скажутся на доходах субъектов РФ. Другое дело, что у федерации, которая получит основную часть «прибытка», появится больше возможностей для поддержки регионов и финансирования проектов развития на местности.
Для понимания порядка цифр, о которых идет речь применительно к Томской области, стоит обратиться к имеющимся данным о сборах, распределении и поступлении соответствующих средств в региональный бюджет.
По линии НДФЛ в прошлом году на территории региона было собрано 35,4 млрд рублей, что почти на 20% превышало уровень 2022-го. Федерации от томских «физиков» досталось совсем немного (чуть более 393 млн), остальные средства были перечислены в консолидированный бюджет региона. Собственно областной бюджет получил 24,6 млрд рублей (+7,1%) – таким образом, именно НДФЛ принес казне второй по размеру «кусок пирога» (первый в размере 29,2 млрд остался за поступлениями от федерации).
Согласно данным, специально озвученным в преддверии «предреформенного сезона», в Томской области под действие повышенных налоговых ставок подпадают 13,3 тыс человек, которые получают официальный годовой доход, превышающий отметку 2,4 млн рублей. То есть речь идет о весьма незначительной доле населения области и надеяться на значимую динамику в части пополнения бюджета здесь не приходится.
Третьей по размеру статьей доходов области является налог на прибыль организаций, также попавший в сферу внимания реформаторов. В прошлом году по этому направлению налоговикам удалось собрать 24,1 млрд рублей (что превысило уровень 2022-го сразу на 20,4%), из них федерация получила 3,3 млрд.
В информации, опубликованной региональным департаментом финансов, итоговые поступления в областной бюджет по линии данного налога указаны в несколько большем размере – по состоянию на 1 января речь шла о 22,7 млрд. Примечательно, что запланированный на 2023 год объем поступлений составлял 28,2 млрд рублей, то есть в итоге к концу года область не получила около 20% от ожидаемых средств.
План на нынешний год предусматривает получение 24,9 млрд рублей – очевидно, что областным властям пришлось снизить ожидания в части размера прибыли местных предприятий. При этом повышение ставки данного налога вызывает у них наибольшие опасения, на чем мы отдельно остановимся ниже.
Налог, взимаемый в рамках упрощенной системы налогообложения, принес областному бюджету прошлого года 3,8 млрд рублей при плане в 3,96 млрд – столь незначительная разница между планом и результатом должна свидетельствовать о хорошей степени прогнозируемости и администрирования данного налога.
В общей сложности по итогам 11 месяцев прошлого года в консолидированный бюджет региона (бюджет области + бюджеты муниципалитетов) поступило 5,3 млрд рублей, что превышало уровень аналогичного периода 2022-го сразу на 9,6%. Это значит, что сборы по УСН и без того прирастали заметными темпами.
План на нынешний год (речь снова идет об областном бюджете) установлен на уровне 4,3 млрд рублей, при этом к 1 июня соответствующие поступления достигли 2,6 млрд или 60% от планового значения.
Областные власти оценивают эффект от «маневра» с УСН в дополнительные 146 млн рублей для консолидированного бюджета региона в 2025 году, при этом около трети этой суммы будет направлено в бюджеты муниципалитетов. Особым образом акцентируется «щадящий» характер местных инициатив – донастройкой режима УСН в рамках предложенных федерацией параметров занимаются именно регионы.
Прежде всего, отмечается умеренный уровень средней нагрузки на плательщика УСН в Томской области – по представленным оценкам, он не превышает отметку 290 тыс рублей в год. И посыл здесь вполне понятен: раз нагрузка небольшая, то и добавку вы вполне потянете, тем более что крупным коллегам добавят еще сильнее. А раз так, то и вас проигнорировать не получится, иначе под удар будет подставлен заявленный принцип справедливости.
В качестве «пряника» заявлена открывающаяся возможность перехода на УСН для 894 компаний Томской области – федеральные нововведения подразумевают повышение верхней отсечной планки применения спецрежима до 450 млн рублей годовой выручки. По имеющимся оценкам, суммарно такие компании смогут «выиграть» до 7 млрд рублей. Вопрос о том, в чем же тогда заключается выигрыш для бюджета (см. пункт о дополнительных 146 млн в 2025 году), остается риторическим – разницу должны покрыть более (оставшиеся на общей системе) и менее (столкнувшиеся с увеличением ставки по УСН) крупные участники рынка.
Суммарные потери бюджетов субъектов РФ от повышения порога применения УСН оцениваются в 324 млрд рублей по линии налога на прибыль и 58 млрд по налогу на имущество организаций. И эта цена также считается приемлемой и окупаемой в свете сопутствующих выигрышей.
Послабления, предложенные властями Томской области в части нового порядка функционирования УСН, касаются сохранения размера ставок для впервые зарегистрированных ИП, резидентов ОЭЗ и ТОР (здесь, очевидно, формируются дополнительные стимулы), а также субъектов, занимающихся арендой недвижимости.
«Для других категорий предлагается установить ставку УСН в размере:
— 5% – для аккредитованных IT-компаний (на три года, при условии, что зарплата работников составит не менее 5 МРОТ (МРОТ в Томской области на 2024 год составляет 19242 рубля);
— 10% – для организаций и ИП, работающих в населенных пунктах с численностью менее 3000 человек;
— 10% – для организаций и ИП, осуществляющих деятельность в населенных пунктах с численностью населения более 3000 человек, при условии, что зарплата работников составит не менее 2,5 МРОТ».
Сообщение аппарата Законодательной думы Томской области. 6 июня 2024 года.
Остальных, судя по всему, ждет повышение ставки до 12% в 2025 году (сейчас большая часть плательщиков по УСН в регионе «обслуживается» по ставке 10%) с приростом до 15% в 2026-м. Поэтапный характер реформы в части этого режима также заявлен в качестве «пряника».
Примечательным является еще и то, что наиболее разогретая в масштабах страны тема, связанная с введением НДС для плательщиков налога по УСН с выручкой более 60 млн рублей в год, вообще никак не всплыла в ходе состоявшихся обсуждений. По оценкам Минфина РФ, это нововведение принесет региональным бюджетам дополнительные 258 млрд рублей в 2025 году (федерация намерена получить 473 млрд). Вместе с тем, самые жаркие баталии на федеральных и региональных площадках идут именно на тему того, каким образом все это скажется на издержках бизнеса (как минимум, связанным с радикальным усложнением бухгалтерии), увеличении себестоимости и последующих эффектах.
К примеру, в еще сохраняющем субъектность Татарстане вопрос с УСН вызвал весьма острую дискуссию на уровне местного Госсовета. Глава Минфина республики заявил, что никаких дополнительных доходов им ждать не приходится. При этом в ходе этого же заседания прозвучали данные об оценке потерь республиканского бюджета в результате маневра с УСН – в целом выпадающие доходы могут составить 3 млрд рублей.
– По упрощенной системе налогообложения надо оставить прежние ставки в 8% (берется с прибыли) и 20% (с выручки) на доход, превышающий порог в 60 млн рублей (вместо предлагаемого введения НДС, – прим. авт.). Но если не захотят, будем просить компенсации выпадающих доходов.
Глава бюджетного комитета Госсовета РТ Леонид Якунин. То же самое 6 июня 2024 года (источник – сетевое издание «Реальное время»).
В ряде других регионов – северных и дальневосточных – предложения местных «заинтересованных лиц» касались повышения порога взимания НДС для компаний на «упрощенке» в связи с их более высокими расходами на логистику.
Томская область ограничила себя в высказывании предварительных опасений и контрпредложений. Изначально – то есть в марте, когда эти инициативы об изменениях в УСН поступили в гордуму Томска как бы от областной администрации – на уровне города произошло определенное брожение. Доходило до требований снизить уже существующие ставки и прекратить заниматься дискредитацией власти в момент выборов президента. Позднее, когда выяснилось, что инициатива исходит именно с самого верха, все понемногу улеглось.
Александр Феденев видит риски лишь в повышении ставки налога на прибыль организаций. По его словам, бизнес, у которого и без того низкая рентабельность, в итоге можно и потерять. Однако в целом на уровне области принято классическое решение в духе «подождем, что выйдет».
– По итогам первого квартала, когда все предприятия заполнят декларации и отчетность, этот вопрос нужно будет изучить либо на комитете, либо даже на думе. Кого это коснется, какая будет на них нагрузка, и выживут ли наши предприятия, которые являются основой экономики Томской области.
Олег Громов, депутат Законодательной думы Томской области, член бюджетно-финансового комитета. 11 июня 2024 года.
Впрочем, определенную часть напряженности в этом вопросе снял сенатор Виктор Кресс, обратившийся к новому председателю Счетной палаты РФ Борису Ковальчуку с давней проблемой бюджетно-налоговой ущемленности региона.
«Дело в том, что Томская область и еще ряд субъектов РФ (таких семь регионов) вносят существенный вклад в формирование федерального бюджета. Мы три четверти собранных налогов направляем туда. Трансфертами нас не обижают, но бюджетная обеспеченность области остается крайне низкой. На развитие средств не остается совсем. При этом у нас работают структуры крупных компаний (Росатом, Роснефть, Газпром, Сибур), но центры начисления прибыли, понятно, находятся не в Томске».
Виктор Кресс. Совет Федерации, 19 июня 2024 года.
Нет центров прибыли – нет новых налоговых рисков и дополнительной головной боли. Значит хорошая реформа, дайте две.