Tomcraft 2030: Make Irkootsky Great Again

О стратегии развития Томска.

Компании:

Возвращаясь к теме сентябрьских выборов в томскую гордуму, нельзя обойти вниманием уровень муниципального стратегического планирования. Для многих, наверное, будет открытием, но у Томска действительно есть официальная стратегия – более того, она регулярно и методично обновляется.

Ответственными за итоговое наполнение этого документа выступают как раз городские депутаты. Рамки, между тем – и в полном соответствии с традициями вертикали – задают федеральные и «списанные» с них региональные документы. Вот и выходит, что не иметь формальной и во многом шаблонной стратегии нельзя, а ту, что есть, приходится основывать на не вполне зависящих от муниципалитета вещах.

К примеру, в стратегии продолжает акцентироваться рост численности постоянного населения Томска. Она – несмотря ни на что – растет, и «обвинить» в этом можно кого угодно, только не местные власти. Рост есть, значит, ставим его в цели, здесь все вполне логично и бюрократично. Зачем и кому конкретно он нужен, на какую экономику и инфраструктуру будет «сажаться» такая динамика, каково качественное измерение такого роста – ответов на эти вопросы в природе, видимо, не существует. Дают – бери, ну и прописывай в качестве стратегического ориентира. Еще раз: мы не против роста численности томичей, мы не видим во всем этом стратегии. Да и не только в этом, конечно же.

Публичные слушания на тему утверждения стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года прошли в июне. Состоялись они в дистанционном формате при ожидаемом минимуме внимания со стороны горожан. Проект уже одобрен «крупнейшими объединениями работодателей города, Советом ректоров вузов, Томской ТПП, Союзом строителей, Федерацией профсоюзов, а также согласован со всеми органами Администрации Томской области». По факту наличия публичных слушаний его одобрила и общественность. Поэтому и возмущаться особо не надо – де факто это снова наша стратегия и нам с ней жить.

Маргарита Васягина, начальник управления экономического развития Администрации города Томска

– Необходимость актуализации и корректировки действующей редакции стратегии обусловлена существенными изменениями внешних факторов. А именно – принятым Указом Президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года» и рядом стратегий (пространственного развития, развития малого и среднего предпринимательства, культурной политики), также принятым на федеральном уровне. Кроме того, в рамках реализации указа №204 в Томской области принят целый ряд документов регионального уровня, а в целях реализации нацпроектов разработаны 59 региональных проектов.

Стратегия развития до 2020 года изначально была принята в 2006 году. Согласно Уставу города, утверждение стратегии является исключительной компетенцией Думы города Томска, поэтому эта стратегия была принята решением Думы от 27 июня 2006 года.

На втором этапе в апреле 2014-го Думой была утверждена стратегия до 2030 года. Сделаю акцент на том, что в ходе этого этапа она была именно актуализирована. Этому предшествовала достаточно большая совместная работа администрации, общественных объединений, объединений работодателей и городских депутатов.

Необходимость актуализации стратегии именно на данном этапе была обусловлена длительным периодом ее реализации (то есть с момента ее утверждения в 2006 году), достаточным для подведения итогов и выводов. Кроме того, произошли существенные изменения в том, что определяло развитие города.

В рамках актуализации стратегия претерпела довольно масштабные изменения. Были переструктурированы стратегические направления, уточнены цели и основные задачи стратегии социально-экономического развития, продлен горизонт планирования.

В ходе третьего этапа (пришелся на 2015-2016 годы) была проведена корректировка стратегии. Здесь основные изменения не являлись масштабными и в основном были обусловлены сверкой позиций. Во-первых, с принятым на федеральном уровне в 2014-2015 годах законодательстве о стратегическом планировании. Во-вторых, с приоритетными направлениями социально-экономического развития Томской области – на региональном уровне также произошла актуализация документов стратегического планирования.

Четвертый – уже современный – этап работы по корректировке стратегии мы начали в 2018 году. Проект был подготовлен с учетом актуальных федеральных инициатив, обозначенных в указе №204, а также в послании президента Федеральному собранию от 15 января 2020 года.

В том, что касается работы, которая была проведена городской администрацией при корректировке стратегии, в первую очередь, хотелось бы отметить степень достижения запланированных к 2019 году плановых показателей.

По итогам 2018 года из 87 показателей были достигнуты и перевыполнены 53. Не выполнены они были по 34 пунктам – основные причины заключались в сложной внутригосударственной и экономической обстановке, кризисных явлениях и сложности привлечения инвестиционных ресурсов.

С 2005-го по 2018 годы включительно численность постоянного населения города увеличилась на 22% и по состоянию на конец 2018-го составила 596 446 тысяч человек (на начало 2020-го она увеличилась до 597 800 человек). Увеличилась средняя заработная плата – за данный период она выросла в 4,7 раза и составила более 36 тысяч рублей. На сегодняшний день этот показатель превышает 39 тысяч рублей.

Объем отгруженной продукции увеличился в 3,7 раза (с 36,9 до 135,1 млрд рублей), объем инвестиций вырос в три раза и на сегодняшний день составляет более 40 млрд рублей. Средняя обеспеченность населения жильем увеличилась на 25% и достигла 23,4 квадратных метров на человека.

Кроме того, за истекший с 2016 года период было реализовано 10 из 72 инвестиционных проектов на крупнейших томских предприятиях. Основные из них это завод по производству ДСП «Томлесдрева», производство глиоксаля и техническое перевооружение производства формалина и КФК на «Сибметахиме», развитие производства полимеров на ООО «Томскнефтехим», техперевооружение и расширение объемов производства на «Томском инструментальном заводе».

Таким образом, учитывая итоги реализации стратегии, а также новые приоритеты, обозначенные на федеральном уровне, был подготовлен проект скорректированной стратегии.

Стратегическая цель развития города была обозначена в 2006 году и учитывает интересы всех групп населения – она не изменена в ходе актуализации и корректировок. На долгосрочную перспективу такой целью является устойчивое повышение качества жизни томичей. Стратегия реализуется через создание комфортных условий жизни в городе и максимально благоприятных условий для развития бизнеса.

Кроме того, в процессе корректировки были также сохранены стратегические приоритетные направления развития города Томска. Это широкие возможности для самореализации горожан, комфортная городская среда и рост благосостояния населения на основе инновационного развития. Не претерпели изменения 11 целевых векторов, представляющих собой цели второго уровня. Для достижения результатов по этим векторам определено 33 задачи, три из которых были скорректированы.

Так, задача развития индустриальных парков переименована в более масштабную задачу по повышению производительности труда. Задача создания условий для широкого внедрения инноваций с учетом приоритетов развития цифровой экономики дополнена и обозначена как создание условий для широкого внедрения инноваций и цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Задача по социальной поддержке отдельных категорий граждан обозначена более комплексно – как системная поддержка отдельных категорий граждан.

Индикаторы достижения стратегических целей и задач города содержатся в системе сбалансированных показателей стратегии, в результате корректировки именно этот раздел претерпел наиболее существенные изменения. В итоге система была дополнена 64 показателями в различных сферах – на сегодняшний день проект стратегии предусматривает 126 показателей.

24 из них были включены по предложению депутатов. К примеру, речь идет о количестве построенных за внебюджетный счет спортивных и медицинских объектов, создание парковочных мест и количество водоемов пригодных для купания.

22 показателя дополнительно взяты из указа №204 и нацпроектов. Это суммарный коэффициент рождаемости, доля населения прошедшего профилактический осмотр, индекс качества городской среды и так далее.

18 показателей были включены по инициативе органов Администрации города Томска. Это доходы городского бюджета от распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, а также количество объектов деревянного зодчества, восстановленных за счет внебюджетных и бюджетных средств.

С учетом целей, задач и мероприятий, содержащихся в 204-м указе, были скорректированы и уточнены приоритеты развития города. Раздел о приоритетах дополнен блоком «Пространственное развитие ГТ», подробно описывающим основные направления, в которых Томск планирует расти физически.

В блоке «Культура» указаны приоритетные задачи развития отрасли на долгосрочную перспективу. Блок «Развитие медицинского туризма» описывает перспективное направление туристического развития, для чего у нас имеется достаточно большое количество оснований и предпосылок – множество высококвалифицированных специалистов, наличие технологичных медицинских организаций, известный на всю страну медицинский университет.

Серьезно актуализирован перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации до 2030 года. В отраслевом разрезе речь идет о 113 инвестпроектах в различных отраслях экономики и социальной сферы города. Перечень сформирован на основании предложений крупнейших организаций, научного сообщества и органов администрации города.

65 инвестпроектов относятся к промышленности. Наиболее крупные из них планируют реализовать «Томскнефтехим», НИИПП, «Микран» совместно с «Газпромом» и «Ростелекомом», «Томский электротехнический завод» и «Томское пиво» (здесь речь идет о строительстве нового производственного корпуса и логистического центра).

В список включены 17 важнейших проектов по здоровьесбережению и шесть проектов по развитию инфраструктуры здравоохранения.

Если говорить о научно-образовательном комплексе, то ТГУ планирует строительство учебных корпусов (в том числе корпуса «Медиахолл» для факультета журналистики на Ленина, 49), а также крытого легкоатлетического и ледового стадиона. ТПУ намеревается построить комплекс учебно-лабораторных зданий (второй и третий очереди бизнес-инкубатора) и общежитие для иностранных студентов. ТУСУР планирует строительство учебно-лабораторного-корпуса и реконструкцию двух учебных корпусов. Также в планах значится создание межвузовского лицея-интерната для подготовки талантливой молодежи.

Компании:

Читайте также: