Страховыми по очередям

О бюджете территориального фонда ОМС на 2020 год.

Компании:

Мы привыкли к тому, что бюджет Томской области является строго социально-ориентированным – к примеру, объем расходов на «социалку» в 2020 году запланирован на уровне 53,2 млрд рублей из 81 млрд общего расходного «котла». Также считается, что основной статьей социальных расходов являются траты на образование: в целом на не эти цели будет направлено 21,5 млрд рублей.

Между тем, совокупные бюджетные расходы на здравоохранение должны составить 27,1 млрд рублей. Для тех, кто не в курсе – у областного бюджета как такового существует свой «лунный брат», именуемый бюджетом территориального фонда ОМС. И через этот фонд также проходят миллиарды, например в 2020 году их будет почти 20.

Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay

Считать эти деньги абсолютно «сепарированными» от основного бюджета нельзя – именно областная казна до сих пор финансирует взносы на обязательное страхование неработающих граждан. То есть детей, студентов, пенсионеров и безработных. Ввиду неуклонного сокращения доли работающего населения и обилия студентов, Томской области в этом плане должно быть нелегко. Между тем, прошлогоднее изменение тарифов на взносы для неработающих по факту коснулось всех, кроме нас: для Томской области он уменьшился на 300 рублей на одного человека.

«Вице-премьер Татьяна Голикова ранее выступала с предложением освободить регионы от уплаты страховых взносов за неработающее население и перенести эти расходы на федеральный бюджет.

– Платеж за неработающее население, консолидированный платеж в целом по России, уже стал превышать дотацию, которую отдает федеральный бюджет на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, то есть фактически идет переток через региональный бюджет в бюджет фонда ОМС, — говорила она в конце мая 2018 года. Весной 2017 года она оценивала общий объем таких платежей в 7% расходной части региональных бюджетов».

РБК, октябрь 2018 года.

То есть заметная (а кое-где и львиная) часть так называемых федеральных трансфертов автоматически уходит в особо не отсвечивающий бюджет «лунного брата», хотя – и это по мнению федерального министра – все должно обстоять по-другому. В Минфине пообещали «освободить региональные бюджеты от выплат за детей и пенсионеров», но привычно отложили это дело на потом. Кстати, бюджет Томской области в 2020 году выплатит ТФОМС около 6 млрд рублей.

При всем этом рост доходов областного фонда ОМС должен привести к снижению доходов на рынке платных медицинских услуг Томской области.

«Умеренные темпы роста объема платных услуг населению в среднесрочном периоде обусловлены в том числе планируемым снижением объемов платных медицинских услуг в медицинских организациях по всем видам медицинской помощи за счет следующих факторов:

улучшение качества и доступности медицинской помощи, оказываемой в рамках областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области, в частности, сокращения длительности ожидания приема в поликлинике и госпитализации, а также развитие стационарозамещающей помощи;

сокращение очередей на получение бесплатных дорогостоящих медицинских услуг в связи с оснащением областных государственных учреждений здравоохранения соответствующим медицинским оборудованием».

Прогноз социально-экономического развития Томской области на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов.

Бюджет областного фонда ОМС был принят во втором чтении в самом конце 2019 года. Теперь немного о том, что он из себя представляет и как его оценивают контролирующие органы.

Алексей Рудко, директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области

– На 2020 год доходы бюджета фонда в целом составят 19 млрд 517 млн рублей, что выше суммы доходов 2019 года на 1,36 млрд рублей или на 7,5%. По отношению к показателю, представленному в первом чтении доходы увеличены на 178 млн рублей – преимущественно в связи с прогнозированием увеличения межбюджетных трансфертов из других территориальных фондов за помощь, оказываемую в медицинских организациях Томской области.

При этом размер субвенций, представленный в проекте закона, увеличен на 3,4 млн рублей в связи с уточнением подушевого норматива, используемого при определении размера субвенции, а также уточнением коэффициента территориальной дифференциации.

Около 30% от суммы субвенций формируется за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения – они подлежат уплате из областного бюджета. В сумме это 5 млрд 748 млн рублей, что на 4,5% выше платежа 2019 года. Это на 200,8 млн рублей больше, чем годом ранее, но на 50 млн ниже суммы, представленной в первом чтении.

Прочие межбюджетные трансферты из бюджетов других территориальных фондов ОМС также уточнены – они запланированы в сумме 823 млн 400 тыс рублей на основе плановых показателей 2019 года.

Взыскания с лиц, виновных в совершении преступлений, запланированы в сумме 6,5 млн рублей. Прочие доходы от применения финансовых санкций к медицинским организациям – они идут на закупку оборудования – запланированы в сумме 49 млн 800 тыс рублей.

В соответствии со сформированными доходами нами уточнены расходы на 2020 год. Они увеличены на 178 млн рублей и составляют 19 млрд 518 млн рублей. Так, расходы на выполнение территориальной программы увеличены на 266 млн и составят 18 млрд 528 млн рублей.

В том числе увеличены целевые средства на финансовое обеспечение ОМС на 263,5 млн рублей. Таким образом общий расход по подушевым нормативам составит 17 млрд 105 млн. Увеличены расходы на ведение дел страховых медицинских организаций – на 2,6 млн рублей в соответствии с нормативом 1% от суммы расходов по подушевому финансированию. Расходы на финансовое обеспечение мероприятий по обучению, ремонту и приобретению оборудования увеличены на 4,2 млн рублей или на 9,5% к сумме расходов, представленной в первом чтении (до 49,8 млн рублей).

Расходы на оплату медицинской помощи, оказываемой лицам, застрахованным на территории других субъектов РФ, увеличены на 170 млн и составляют 823 млн рублей, что на 55 млн рублей выше показателя 2019 года.

Из суммы субвенции исключены расходы на софинансирование оплаты труда среднего медицинского персонала, которые предполагались в размере 290 млн рублей. Они будут доводиться отдельным межбюджетным трансфертом – по этому вопросу ожидается отдельное постановление правительства.

Расходы на выполнение управленческих функции фонда сформированы в размере 116 млн рублей в соответствии с нормативом расходов, согласованным федеральным фондом ОМС, а также распоряжением Администрации Томской области, утвердившей предельную численность работников фонда и фонд оплаты труда на 2020 год.

В целом сумма расходов по данной статье выше показателя, представленного в первом чтении, на 27 млн рублей. В том числе за счет увеличения расходов на фонд оплаты труда на 12 млн рублей в результате увеличения штатной численности и увеличения ФОТ на 4,3%, а также увеличения расходов на закупку информационного обеспечения территориального фонда ОМС в связи с необходимостью его значительной модернизации – то есть нами предполагается закупка новой информационной системы, данный вопрос согласован с федеральным фондом ОМС при согласовании смет.

В отношении расходов по основным видам оказания медицинской помощи предполагается увеличение по всем основным направлениям – амбулаторно-поликлинической, стационарной и стационарозамещающей.

С точки зрения новшеств территориальной программы ОМС, работа над которой ведется в настоящее время, предполагается выведение отдельных дорогостоящих видов исследований в соответствии с федеральным нормативом, представленным в программе госгарантии.

Основные направления по которым предполагается увеличение это профилактика, онкологическая помощь и на 25% по объемам и финансированию в части реабилитации.

Мы уже говорили о том, что софинансирование оплаты труда в первичном звене предполагается осуществить отдельным межбюджетным трансфертом. Также планируется выделение отдельных финансовых средств в 2020 году на оплату и стимулирование медицинских работников за вновь выявленные случаи поставленного диагноза онкологии. За каждый такой случай нами предусмотрена сумма в размере 1 000 рублей, которая будет делиться между врачом, заподозрившим онкологическую патологию, и специалистами, участвующими в диагностике.

Алексей Пронькин, председатель Контрольно-счетной палаты Томской области

– У нас возникли сомнения по поводу обоснованности заложенных 15,2 млн рублей, которые предусмотрены на разработку новой программы. В принципе, подтверждающих документов нам представлено не было – кроме как отказа нынешнего подрядчика от сопровождения этой программы.

Во-вторых, функционал фонда особо не меняется, но это уже третья по счету новая программа, которая находится в разработке. Поэтому здесь надо посмотреть повнимательнее и, может быть, некоторым образом ее реконструировать, а деньги отдать на лечение и врачей.

Кроме того, предусмотрены расходы в связи с увеличением штата фонда на пять единиц. Тут у палаты также есть определенные сомнения, потому что если посмотреть по годам, то в 2017 году вакансий было от восьми до девяти, в 2018 от одной до пяти, в 19 от одной до двух единицы.

В целом у палаты иных замечаний, препятствующих принятию этого законопроекта, нет.

Компании:

Читайте также: