Третий мост

Жителям Томской области представили эскиз новой программы развития региона.

Компании:

Фото shutterstock.com

Реакция на новость о высочайшем одобрении строительства третьего городского моста через Томь оказалась как минимум двоякой. В первом случае возникшая суета напоминала события, изложенные в советском мультфильме «Волшебное кольцо».

– Мост! Усохни моя душенька, мост! Маремьяна!

– Чево-о?!

– Бросай квашню! Корону сюды! И пальто сюды. Я пойду пошшупаю: быват ишшо оптический обман здрения!

Вторые оказались более закаленными и не бросили привычной квашни из скепсиса, настоянного на горьком опыте десятилетий.

Мы со своей стороны отметим – для города и области это действительно эпохальное событие. И одними лишь предвыборными соображениями его объяснить нельзя: цена вопроса с ними попросту несопоставима. Наверное, нужно признать тот факт, что у властей есть своя логика или же «чуйка» на этот счет.

К примеру, ровно 50 лет тому назад Брежнев приехал в не самый интересный ему Новосибирск и под давлением местных руководителей все же дал указание рассмотреть возможность строительства местного метрополитена. К тому времени самый быстрорастущий город мира (бывало и такое) имел всего один автомобильно-трамвайный мост через Обь – второй (Димитровский) начали строить аккурат в 1971-м. Поэтому существует мнение, что генсек, увидев все своими глазами (а в его родном Днепропетровске с мостами все обстояло куда богаче), немного устыдился своего отношения к Сибири и таки дал слабину. Ну а приехавший к сентиментальной части «партийный лис» Лигачев воспользовался моментом и выбил Томску подземный водозабор.

Разумеется, «народный характер» нынешнего решения вызывает определенные сомнения. То есть весьма трудно представить себе ситуацию, в рамках которой опрошенные на улицах города томичи высказались бы именно за третий мост. При условии «выбрать нужно что-то одно» их, скорее, могло устроить развитие трамвайной сети – и «мостовых» денег вполне хватило бы на создание столь необходимых городу новых транспортных линий. Речь, однако, идет о заделе на десятилетия, и развитие правобережья в разрезе этих десятилетий играет уже второстепенную роль. Поэтому и текущие «народные» приоритеты отодвигаются на привычное потом, хотя риторика при этом используется строго противоположная. В этом мы и видим первую отличительную особенность нынешнего подхода – классическое «берем, что дают» и «поймете после» упаковывается в оберточную заботу о выполнениях пожеланий трудящихся. И это, кстати говоря, весьма показательный момент.

Второй особенностью является очевиднейший разрыв между заявкой на перемены и текущей версией запланированного.

«Я летел в Томск, совсем не зная, что меня ждет. Знал, что люди во многом разочарованы властью. Знал, что действующая власть, скорей всего, примет меня в штыки, потому что перемены никогда никакой власти не нравятся. А я летел в Томск именно для перемен».

Владимир Мазур, форум «Первые шаги», 3 сентября.

Между тем, в рамках пяти стратегических приоритетов, озвученных в качестве основы новой программы развития области, по части перемен явно негусто.

«Приоритет №1 – это развитие человеческого капитала и повышение качества жизни. Это главный пункт программы, включающий образование и социальную сферу, здравоохранение и городскую среду, молодежную политику, спорт, культуру и туризм».

Владимир Мазур, 13-е собрание областной думы, 30 августа.

Так вот, в творческом наследии Сергея Жвачкина не существует воззваний к ухудшению качества жизни и разбазариванию «человеческого капитала». Более того, в разработанной при нем стратегии развития региона подобный ориентир обозначен куда четче нынешней абстракции в духе «повысить зарплаты в полтора раза». Там ясно сказано, что в Томской области должно быть обеспечено лучшее качество жизни в Сибири. И образование с Большим университетом, и медицина со стартом обновления первичного звена, и туризм (одно из главных направлений деятельности регионального департамента экономики) – все это так или иначе уже было при Жвачкине.

«Для достижения этой цели нам предстоит реализовать 11 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 43 миллиардов рублей. Предстоит создать 10 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест и в полтора раза увеличить зарплаты. Цель будет достигнута за счет реализации атомного проекта «Прорыв», нефтегазового проекта «Палеозой», создание центров малотоннажной химии и микроэлектроники, а также производств по глубокой переработке древесины».

Там же.

Здесь комментарии и вовсе излишни – практически то же самое в том же самом месте можно было услышать год или два тому назад. В качестве «инновации» может рассматриваться приоритет номер четыре, то есть упор на развитие агропромышленного комплекса. Идея о превращении Томской области в преимущественно аграрную провинцию многими была расценена как чья-то оговорка – между тем, ее в самом очищенном виде воспроизвели на уровне Совета Федерации.

«Агропромышленный комплекс сейчас – это локомотив региона. На полях и в фермах трудятся 130 тысяч местных жителей. Сельское хозяйство – главный источник дохода для области. Отраслевая прибыль АПК в силах окупить целый ряд региональных программ, в числе которых – третий мост через реку Томь, автодорога Томск-Тайга и малое транспортное кольцо областного центра».

Телеканал Совета Федерации «Вместе-РФ», 30 августа.

Мысль о том, что третий мост окупится за счет местного сельского хозяйства (не иначе, для перевозящих рассаду будет введен сбор за проезд), безусловно, является свежей – впрочем, как и все остальное в этом раскладе. Однако и нынешний аграрный приоритет (напомним, что ни одну другую отрасль не выделили в отдельное направление) не является чем-то новым.

Несколько лет тому назад покойный Борис Мальцев, идею которого о строительстве трассы Томск-Тайга вновь озвучил Владимир Мазур, высказал в беседе с нами одну парадоксальную мысль. Дескать, вот был у руля аграрий Кресс, и сельское хозяйство переживало, мягко говоря, не лучшие времена, при этом нефтегаз достиг едва ли не пика развития. Зато при нефтянике и газовике Жвачкине добыча нефти покатилась вниз, в то время как аграрный сектор начал демонстрировать завидные темпы прироста. Исходя из этого принципа, иронически резюмировал Мальцев, и нужно выбирать губернатора.

Источник фото: сайт обладминистрации

В эскизных набросках нынешней программы заявлен прирост объемов производства АПК на 50% к 2028 году. Если брать отчет Сергея Жвачкина за 2021 год, зачитка которого регулярно откладывается по понятным причинам, то выяснится, что за период с 2012 по конец 2021-го стоимостной объем продукции сельского хозяйства в регионе вырос в два раза и составил чуть более 40 млрд рублей. Другими словами, за десять лет областью был получен прирост в размере 20 млрд рублей в сопоставимых ценах.

При этом выходит так, что Мазур также говорит о прибытке в 20 млрд, правда ему для этого требуется всего пять лет. За счет чего – решительно непонятно, потому что относительно легкие для подъема ниши при открытых внешних рынках были выработаны именно в предыдущий период. Однако магия повторяющихся цифр делает свое дело, и доставшийся по наследству Андрей Филиппович Кнорр, судя по всему, все так же убедителен.

Быть может, новизна обнаруживается в подходах к работе с городской властью? Ведь именно об этом так много говорится в последнее время – дескать, пришло время зарыть половник разногласий и вернуть Томску причитающееся. Начинание бодрое, хотя опять-таки не отличающееся свежестью. Напомним, что в 2012 году Сергей Жвачкин начал именно с этого – тогда он раскритиковал отсталость областного центра и приступил к соответствующей реформе. Последняя вылилась в преждевременный «уход» непонравившегося мэра и знаменитые уговоры, закончившиеся приходом вроде бы проверенного человека.

В итоге оказалось, что проблема и прочие подспудные конфликты интересов не исчерпывались одним лишь Николайчуком и не устранялись показательными «репрессиями» в его адрес. Участвовавшие не вняли, бардак продолжился, заместители нового градоначальника с завидным упорством отправлялись под следствие – в конце концов, туда же затянуло и самого градоначальника. Можно ли было втянуться в перманентную «войну крыш» и попытаться реально зачистить это кубло? Стоило ли перечислять туда какие-то не защищенные строго адресным клеймом деньги? Да и были ли эти деньги в нужном количестве? На все эти вопросы тогда был дан отрицательный ответ. И реальных предпосылок для чего-то нового в этом отношении пока не видно – в любом случае, начать придется с тех же самых выборов нового мэра и формирования его команды.

Наиболее интересным во всем кратком изложении якобы новой программы могло бы стать развитие следующего пассажа:

«Томск не может и дальше жить в стагнации и запустении. Безвластие и забвение города должны смениться его интенсивным развитием. Томичи должны чувствовать внимание и деятельную поддержку власти. Пришло время отдать долги городу, который долгое время по ряду причин находился на обочине внимания и городской, и областной, и федеральной власти».

Там же.

Источник фото: сайт обладминистрации

Нюансище заключается в том, что в итоге все сказанное относится не столько к городу, сколько к области в целом. Мы – весь упомянутый в программе миллион – действительно находились и находимся на обочине внимания. И в полноценной программе (это не мы придумали, так повелось исторически) обязательно было бы указано, почему и как это произошло.

То есть вместо деликатно замалчиваемого «ряда причин» нужно указать конкретные факторы, приведшие нас к обочине. Дескать, были допущены следующие ошибки, произошли определенные (в точных терминах и параметрах) форс-мажоры, но теперь мы все проанализировали, приступили к исправлению и начали создавать систему гарантий от повторения в будущем.

Ничего этого в якобы новой программе пока нет и даже не просматривается. Все строится вокруг нехитрой конструкции: «Ему не давали, а мне дают, кстати, вот справка и никаких обманов здрения».

Почему не давали, и отчего дают именно теперь? И на какие гарантии того, что будут давать впредь, можно ориентироваться в принятии различных решений (не уезжать, открывать дело и т.д.)? То есть про крыжик в бюллетене это понятно, но в чем заключается долгоиграющая логика? Ответов нет, и пока их нет, даже о намеках на полноценную программу не может быть и речи. За нынешнюю инкарнацию моста, кстати, большое спасибо.

Компании:

Читайте также: