Александр Шпетер, генеральный директор ТДСК
– Говоря о ситуации в отрасли, необходимо признать следующее – в 2024 году со строителями произошло практически все то негативное, что могло произойти в нынешней обстановке.
Во-первых, невиданными темпами росла ключевая ставка. В принципе, прямой связи между ней и ставками по коммерческим кредитам нет, однако проценты по ним также рванули вверх. Стоимость кредитов стала заградительной, и деньги под эти проценты брать нельзя.
Во-вторых, на все это наложились последствия отмены господдержки ипотечных заемщиков. Я, кстати, тоже не считаю бюджетную подпитку спроса однозначно позитивной практикой. Однако с теми сложностями, которые возникли в экономике с 2020 года, по-другому было никак – к примеру, в долларах цена квадратного метра в российских новостройках уже вполне сопоставима с уровнем западных стран, тогда как зарплаты, к сожалению, явно не дотягивают до этого уровня.
Именно поэтому государство подставило людям плечо, и года четыре со спросом все было относительно неплохо. В нынешнем году он обрушился, и перспективы его восстановления пока даже не просматриваются.
В третьих, мы продолжили работать в условиях постоянно меняющегося законодательства. Для строителей любое изменение в профильных законах, нормах, правилах и нормативах немедленно влечет за собой перекройку проектов. А это новые издержки, обращение в экспертизу, потеря времени и так далее по накатанной.
Вместе с тем, даже в крайне сложных условиях ТДСК выполняет директивный график 2024 года. Главный показатель – количество введенных квадратных метров – практически выполнен: по итогам года компания планирует достигнуть отметки 260 тысяч «квадратов».
При этом запуск новых проектов под большим вопросом, и перспективы следующего года мы оцениваем без особого оптимизма. ТДСК работает с комплексными и инвестиционно-емкими проектами, которые требуют больших денег. Однако при нынешней ключевой ставке и уровне спроса, подкошенного сокращением льготных госпрограмм и высокими ипотечными ставками, инвестировать в такие начинания рискованно.
Поверх всего перечисленного на экономике компании сказывается отсутствие компенсаций за удорожание стоимости объектов, возведенных по муниципальным и государственным контрактам. С 2021 года предприятия ТДСК построили 17 объектов, имеющих большое социальное значение – речь идет о детских садах, школах, жилье для переселенцев из аварийного фонда и так далее.
Согласно специальному постановлению Правительства РФ, мы имеем основания рассчитывать на компенсацию прямых убытков, возникших из-за подорожания всего и вся – однако ни одной подобной компенсации компания не получила, а общая сумма соответствующих издержек достигла порядка 1,5 млрд рублей, и мы подали арбитражные иски к заказчикам.
Ситуация для отрасли в целом и каждого из предприятий в отдельности однозначно не тривиальная. Поэтому всем нам – строителям, проектировщикам, органам власти различного уровня – необходимо совместно искать выход из этого положения. Уверен, что решение, способное удовлетворить все причастные стороны, существует. Но без постоянного и содержательного диалога найти его невозможно.
Екатерина Собканюк, гендиректор ГК «Карьероуправление», президент СРО «Томские строители»
– На рынке жилой недвижимости сложился опасный дисбаланс, связанный с заметным снижением спроса на квартиры в новостройках. При этом строители – в особенности работающие с проектным финансированием – сталкиваются с большими рисками.
После отмены льготной ипотеки объемы выдачи кредитов на покупку жилья резко снизились – в среднем по стране речь идет о снижении на 35-40%.
Кроме того, все мы сталкиваемся с непрекращающимся удорожанием себестоимости строительства. И в совокупности с другими негативными факторами это может привести к убыткам и даже банкротствам отдельных строительных организаций по итогам следующего года.
Что можно сделать в сложившихся условиях? Во-первых, я бы обратила внимание на механизм региональной ипотеки. В недалеком прошлом, когда на рынке складывалась схожая ситуация, областные власти решились на эту меру. Да, она не сыграла ключевой роли, но тем не менее определенный эффект был. Для скептиков могу уточнить, что вопрос о региональной льготной ипотеке уже прорабатывается в целом ряде субъектов РФ.
Во-вторых, необходимо поддержать компании, работающие над социальными проектами, в том числе на новых территориях. В-третьих, особое внимание нужно уделить производству стройматериалов – если область потеряет эти предприятия, то все необходимое придется везти из других регионов. И ни к чему хорошему это, конечно же, не приведет.
Еще один момент – когда-то мы уже предлагали механизм частичного раскрытия счетов-эскроу, который может существенно облегчить жизнь строителям, работающим в рамках проектного финансирования. Тогда кризисную ситуацию в отрасли решили при помощи льготной ипотеки, и необходимость в этом инструменте отпала. Так почему бы не воспользоваться им сегодня?
В заключение хочу подчеркнуть: государственные и муниципальные контракты могли бы помочь томскому стройкомплексу пережить непростые времена и сохранить квалифицированные коллективы, потеря которых обернется для области большой бедой. При этом совершенно очевидно, что такие контракты не должны быть убыточными – раз федеральные власти предусмотрели законные способы пересмотра сметы и другие меры поддержки, этими возможностями нужно пользоваться. Больше того, без коренного изменения существующих подходов строить те же самые школы и поликлиники будет некому.
Сергей Овсянников, председатель Ассоциации «Томское проектное объединение», профессор ТГАСУ
– Как известно, история развивается по спирали, и то, что происходит сейчас, напоминает мне 2009 год. Тогда в области был сформирован антикризисный штаб, который решал, что делать с сотнями обманутых дольщиков. В итоге у государства нашлись необходимые деньги, а в структуре обладминистрации обнаружились люди, готовые заняться этим вопросом.
Что же касается нынешней ситуации, то все действительно повторяется – отсутствие стратегического планирования, прогнозирования и анализа происходящего раз за разом приводит именно к таким результатам.
И если строители, заканчивающие начатые ранее проекты, находятся в предкризисном состоянии, то у проектировщиков работы уже нет. Они сидят без заказов и размышляют над тем, как жить дальше и куда ехать в поисках средств для существования.
Поэтому вариантов развития событий у нас всего два. В рамках первого из них администрация области все-таки начинает выполнять свои функции и – в качестве первого шага – разрабатывает антикризисную программу, основанную на анализе текущей ситуации и тех мер, которые могут сдемпфировать проявления нынешнего кризиса.
Вариант номер два – администрация этого не делает, все идет, как шло, и где-то через полгода приводит к появлению новых обманутых дольщиков. Которые – в отличие от строителей – не будут проводить заседания, а сразу выйдут на площадь. И что мы сможем им ответить? Что достройкой объектов будут заниматься банкиры, распоряжавшиеся эскроу-счетами?
Поэтому предложение здесь только одно – необходимо в срочном порядке разработать антикризисную программу с акцентом на строительство социальных объектов. В нынешних условиях на одном жилье строительный комплекс вытянуть не удастся.
Ольга Матвеева, председатель правления СРО «Сибирские Строители»
– Наверное, ни для кого не секрет, что практически все федеральные госзаказы в части капремонта и нацпроектов отдаются подрядчикам из других регионов. И я поднимаю эту тему даже не в рамках отстаивания интересов членов обеих томских строительных СРО – вопрос в том, куда в итоге уходят привлеченные деньги.
Выходит, что область бьется за федеральное финансирование, с большим трудом получает эти деньги и по факту теряет их. Даже если объект удается закончить – а происходит это, как всем известно, не всегда – средства утекают в Кемерово, Новосибирск и другие регионы.
Иногда приходится слышать, что причиной является отсутствие в регионе строительных организаций. В ответ я напоминаю, что только в двух наших СРО зарегистрировано около 600 компаний различного профиля, при этом в списке подрядчиков, выполняющих госзаказ, их практически нет. Я понимаю, что закон о госзакупках никто не отменял, но и тут можно найти выход – например, перейти на конкурсные процедуры.
Еще один наболевший вопрос касается создания отраслевого штаба. Нынешним летом в Томск приезжал президент Российского союза строителей Владимир Яковлев и в ходе встречи с губернатором поднимал эту тему. В итоге было сказано, что штабу в Томске быть.
Поэтому я призываю власти региона создать эту структуру и начать совместную работу над преодолением кризисных явлений. Из озвученных сегодня проблем более половины можно решить на уровне региона, и я надеюсь, что работа над этим начнется уже в самое ближайшее время.