Мораторий на законные решения

Стоит ли жителям Томска опасаться соседства с новыми микрорайонами?

Компании:

В середине апреля два десятка инициативных томичей, проживающих в поселках Бактин, микрорайонах Зеленые Горки и Наука вынесли на обсуждение всего города свои тревожные сомнения по поводу выгод соседства с новыми строящимися микрорайонами.

Поле боя – земля …

Поводом для негодования стало начало строительства на супервостоке. Площадка находится вблизи улицы Демьяна Бедного. Самые главные их тревоги связаны с тем, что запланированный микрорайон «не обеспечен транспортной доступностью», что может вызвать коллапс на прилегающих магистралях.

Напомним, супервосток – это отрезок муниципалитета между будущим проспектом Новаторов, поселком ИЖС «Росинка», улицей Ивановского и предполагаемым участком дороги. Генпланом Томска здесь предусмотрено строительство многоквартирного жилья, что и собирается выполнить застройщик, возводя дома в 10–17 этажей. При этом планируется создать дворы без машин, комфортную для жителей социальную среду и большие общественные пространства. Одновременно в администрациях Томска и области озвучили планы по развитию транспортной сети, строительству МКТ, реконструкции прилегающих к новому району улиц и строительству новых дорог. Осваивать площадку ТДСК начала уже в текущем 2022 году, но у некоторых соседей обещающего стать уютным микрорайона возникло желание приостановить реализацию этих планов. Отсеивая эмоции, попытаемся понять резоны действующих сторон и причину тревог.

Представительница инициативной группы томичей Татьяна Сергина:

– Мы хотели бы добиться моратория на строительство супервостока. В нашем обращении к мэрии мы говорим, что проекта планировки и межевания данной территории вообще не происходило, поэтому невозможно понять, где конкретно появятся многоэтажные здания, как будет проходить вся инженерная и транспортная инфраструктура? Уже сегодня видно, что местная дорожная сеть не справляется с возрастающим автомобильным потоком. И пока не будет построен проспект Новаторов, участки дорог от улицы Энтузиастов до второго микрорайона, а также объездная дорога вокруг Томска, вводить в эксплуатацию еще один крупный микрорайон просто недопустимо.

Заместитель мэра Томска по архитектуре и строительству Алексей Макаров:

– Во-первых, решение о возможности застройки данной территории принималось депутатами Думы города Томска. И, по закону, строительство может осуществляться правообладателем без утверждения документации по планировке территории, это общероссийская практика. Конечно, освоение площадки будет осуществляться в строгом соответствии с требованиями генплана и правил землепользования и застройки города Томска. Все предельные параметры микрорайона, как и реконструкции объектов капстроительства на этой земле, регулируются общим градостроительным регламентом. Например, максимальный процент застройки в границах земельного участка – 40%, площадь озеленения должна составлять минимум 20%, то есть все требования по созданию комфортной городской среды будут соблюдаться и без детальной документации по планировке территории.

Что касается транспортной доступности супервостока, то, согласно генплану Томска, предусмотрена серьезная реконструкция улиц Ивановского и Демьяна Бедного. В прошлом году мы подавали заявку в администрацию области на предоставление финансирования для ПСД в отношении этих целей, но она не была удовлетворена. Сегодня мы подаем эту заявку повторно. Относительно других объектов социальной инфраструктуры супервостока, можно напомнить, что рядом строится школа на 1,1 тысячи мест, а в марте введен в эксплуатацию детский сад на 220 мест по улице Демьяна Бедного, 4а.

Житель микрорайона «Наука» Александр Добаркин:

– Прежде чем застраивать новые городские территории, необходимо решать вопросы их будущей транспортной доступности. Уже сегодня те, кто живет в Зеленых Горках и Науке, вынуждены постоянно стоять в пробках, а после появления супервостока, мы будем тратить на это уже по два часа. Проблема не решится, пока власть не построит большую кольцевую дорогу вокруг Томска, которая снизит транспортную нагрузку на другие улицы. Так делается в Москве или в Новосибирске – там вначале прокладывают кольцевую трассу с радиальными въездами в центр, а затем появляются новые районы со всеми социальными объектами. Но в Томске важные решения согласовывают без учетов интересов жителей.

И.о. мэра Томска Михаил Ратнер:

– Планы по строительству микрорайона «Супервосток» на сегодня согласовываются с возможностью подключения их к федеральной программе «Стимул», которая подразумевает государственное субсидирование новой социальной и коммунальной инфраструктуры в жилых районах. В том, что касается этой конкретной площадки, здесь оказывает влияние сложная правовая ситуация с выдачей разрешения на строительство. Тем не менее, городу необходимо развиваться, нужно помнить, что строительная отрасль является локомотивом развития экономики, поэтому следует активней стимулировать жилищное строительство. Город сегодня участвует в соответствующих госпрограммах, передавая под комплексную застройку наиболее удобные для этих целей земельные участки, где будет обеспечена вся транспортная, инженерная и социальная инфраструктура.

Заместитель председателя Думы города Томска, глава Комитета по градостроительству, землепользованию и архитектуре Андрей Петров:

– В профильный комитет городской Думы неоднократно обращались жители микрорайона Наука с тревогами по поводу будущей транспортной доступности микрорайона «Супервосток». Люди акцентируют внимание, что уже сегодня выезд из Зеленых Горок затруднен, а с появлением другого жилмассива по соседству, возможен полный дорожный коллапс. Люди имеют право знать, что их ждет в будущем, не оставят ли их один на один с возникшей проблемой. Полагаю, что без поддержки областных властей решить острые вопросы эффективной городской инфраструктуры невозможно.

Заведующий кафедрой «Оценки и управления собственностью» ТГУ, председатель экспертного совета при мэре Томска по экономическому развитию и инновациям Дмитрий Хлопцов:

– Как правило, инженерные и транспортные коммуникации проводятся к уже известным объектам застройки. Ведь вначале необходимо понимать – что и в каком объеме будет здесь построено, а уже после подводить к конкретной площадке соответствующие коммуникации. Если запланирован один дом – к нему достаточно обычной дороги, если предполагается целый микрорайон – требуется мощная магистраль. Обычно эти коммуникации прокладываются, когда объект близок к завершению: незачем сперва создавать хорошую трассу, чтобы ее сразу же разбила строительная техника.

Важно понимать – у нас ответственными за всю инфраструктуру, в том числе транспортную, являются органы местного самоуправления и власть (включая региональную). Частный инвестор не имеет права сам прокладывать дороги, где ему вздумается. Если власть (конкретно мэрия) дает разрешение на строительство нового микрорайона, то она обязана подвести к нему и всю необходимую инженерную инфраструктуру.

Проблема в том, что чиновники зачастую начинают действовать, когда решение какой-либо задачи уже «перезрело». Хотя … при известных сроках сдачи конкретных объектов, власть должна ориентироваться на указанное время, успевая подготовить к нему всю транспортную инфраструктуру. Более того, нужно успеть провести конкурс между частными перевозчиками, которые обеспечат мобильность местных жителей. А в реальности люди уже поселились, а автобусы туда еще не ходят. Полагаю, вопрос не столько к строителям, которые работают достаточно эффективно, а к грамотному управлению муниципалитетом. Между строительными компаниями и администрацией города не должно быть «рассинхрона» в своевременном проектировании хороших дорог и выборе подрядчиков, обслуживающих транспортную сеть.

Генеральный директор Томской домостроительной компании Александр Шпетер:


– Наши интересы полностью совпадают с жителями Томска, которые обращают внимание властей на необходимость увеличить усилия по реализации транспортной схемы в восточной части города. Справедливости ради необходимо напомнить, что дороги приходят туда, где строится новое жилье. Самый очевидный пример такой последовательности событий – это возникновение Солнечной Долины, развитие которой ТДСК совместно с администрацией Томска начинала в 2008 году. Тогда в рамках государственно-частного партнерства ТДСК взяла на себя все обязательства по возведению жилых домов, а власть отвечала за строительство транспортной и социальной инфраструктуры будущего района. В результате такого взаимодействия вместе с несколькими новыми районами, такими как Зеленые Горки, Подсолнухи, Заречный, город получил и взаимосвязанную сеть улиц – появились Балтийская вместе с развязкой, Клюева, Крячкова, Обручева. Наконец-то отдельные части города объединились, получив выход на Иркутский тракт.

Конечно, сегодня нужно продолжать развитие дорожно-транспортной сети Томска. Мы очень рассчитываем, что освоение супервостока даст импульс этому движению. Обратите внимание на пример Южных Ворот: вначале там стало появляться жилье, а через примерно пять лет открылась долгожданная транспортная развязка на 76-м километре Богашевского тракта, о которой говорили еще с советских времен. Город получил еще одну трассу, благодаря чему автомобильный поток значительно ускорился. А сегодня речь идет уже о серьезной реконструкции Степановского переезда.

Дороги в никуда никто не строит, поэтому следует исходить из сформировавшегося принципа – именно строительство жилья неизбежно стимулирует масштабные дорожные проекты: прокладку новых дорог и появление удобных транспортных развязок. И лучше если эти процессы начинаются одновременно.

Компании:

Читайте также: