«Куда ставить-то?»

Эксперты и рядовые автолюбители выясняют, почему в Томске все плохо с парковками.

Компании:

Фото pixabay.com

Современные российские мегаполисы с каждым годом становятся все менее комфортным местом для автомобилистов. Томск пока не достиг вершин транспортного Апокалипсиса, однако ситуация не внушает оптимизма. Мы собрали комментарии известных лиц и простых томичей, чтобы понять, когда, наконец, поиск нормального места парковки в городе перестанет сопровождаться стрессом.

Житель микрорайона «Южные ворота» Искандер Ахоев (пост форума drom.ru):

– Я привык видеть, как во дворах старой части города люди самовольно огораживают цепочками места стоянки своих автомобилей, а возле новостроек все паркуются, как им позволяет наглость. Часто наблюдаю конфликты, как машины скорой помощи и МЧС не могут проехать к подъездам. Рыба гниет с головы: в центре Томска чиновники мэрии и другие служащие годами бесплатно паркуются вокруг Городского сада и других мест отдыха, так что по пешеходным тротуарам свободно не пройти. Центр Томска изначально не проектировался под нынешний автопоток, выход из ситуации – развитие городского транспорта, включая трамваи и троллейбусы. Но денег в городском бюджете традиционно нет, область перекладывает проблему на плечи мэрии. Не уверен, что в обозримом будущем Томск сможет похвастаться цивилизованными вариантами избавления от дорожных пробок и парковочного хаоса …

Почетный архитектор РФ, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды ТГАСУ Владимир Коренев:

– Это просто абсурд, когда кто-то ставит столбики с цепочкой, огораживая территорию общего двора, где имеют право беспрепятственно гулять дети и пожилые люди. Почему-то считается, что если я застолбил место, значит, оно мое. Нет – оно относится к общему имуществу многоквартирного дома. Администрации районов срезают эти цепочки, а они появляются снова. Не последнюю роль должны играть УК, а к нарушителям необходимо применять меры, установленные законом. Общемировой тренд – бесплатных парковочных мест быть не должно. Есть понятие «оборачиваемость парковочного места»: то есть, скажем, после двух часов бесплатной парковки все последующее время стоянки водитель должен оплатить. Территория общего пользования должна быть одинаково доступной для всех – и пешеходов, и автомобилистов. В Москве ввели платные парковки с терминалами оплаты, в итоге, в самых оживленных точках столицы нет скопления автомобилей. Такая же позиция должна распространяться и на жилые дворы.

Если сотрудники городской администрации желают парковаться возле Городского сада – пожалуйста, но, поскольку это территория общего пользования, то пускай там установят терминалы оплаты, и доход от стоянки идет в бюджет города. В Москве прибыль от введения платной системы паркования приносит астрономические деньги в местную казну, хотя раньше по центру столицы было невозможно даже пешеходу пройти из-за обилия машин. Речь не должна идти о большой цене за стоянку: хотя бы не более пары часов бесплатно, а затем – за деньги. Вообще, в центре Томска масса контор, не имеющих средств для обустройства цивилизованных автостоянок. В Германии администрация таких учреждений покупает у муниципалитетов абонементы, чтобы их сотрудники могли парковаться на территориях общего пользования. Эта проблема решаема, но не путем поиска бесплатных площадок, а более рациональным для хозяйствующих субъектов способом.

Жительница микрорайона «Зеленые горки» Ольга Колесова (пост форума drom.ru):

– В Томске даже обеспеченным людям невозможно получить нормальное парковочное место у себя во дворе. Говорю на собственном опыте: в моей семье три автомобиля – мой личный, мужа и старшего сына, который прописан в нашей квартире. Если для машины мужа во дворе есть место, то свой автомобиль я ставлю в гараже за целый квартал от дома, а сыну припарковаться негде. Попытки решить вопрос цивилизованно через ТСЖ обернулся скандалом, купить парковочное место у жильцов без автомобиля – целая проблема, нас обвиняют в захвате территории общего пользования. Если хотите узнать, какой Томск «культурный город» – купите машину.

Владимир Коренев:

– В Томске до определенного времени был расчет – одна машина на одну квартиру. В Тюмени формула очень сложная, попроще – в Барнауле и Кемерове. Там расчет идет из количества квадратных метров в общей жилплощади, ведь квартиры бывают по 200 кв. метров, и по 20. Формула «одна квартира – одно машино-место» не всегда уместна, особенно с жильем эконом-класса. Иначе мы получим ситуацию как в конце Иркутского тракта, где одна новосибирская компания поставила дом, вокруг которого огромное асфальтированное поле, частично заполненное автомобилями, поскольку не все владельцы эконом-жилья имеют свое авто. Думаю, расчет одно машино-место на 100 «квадратов» жилплощади более рационален для Томска.

Заместитель губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто:

– У нас покупатели жилья привыкли, что бесплатное парковочное пространство – я не говорю о гаражах и паркингах, а об открытой стоянке – это приложение к дому. Но такого не существует ни в одной стране! Иначе мы получим вокруг домов футбольные поля с бесплатными машино-местами (что уже частично и наблюдаем). На самом деле все это входит в стоимость строительства, но сегодня потребитель, покупая квартиру, не готов платить еще и за парковочное место в открытом или закрытом паркинге. Поэтому мы рекомендовали Томску приступить к реализации программы «Народный гараж», и решать проблему через строительные гаражные кооперативы, которые финансировали бы появление парковочных пространств. Финансировать создание паркингов за счет жителей, которые не имеют машин, я считаю неправильным.

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин:

Городу нужно целенаправленно строить паркинги, потому что бесплатное разбазаривание земли под открытые стоянки – это не способ решения вопроса, а дальнейшее усугубление ситуации. В 90-е годы у нас шла массовая продажа земельных участков, в том числе в самом центре Томска. В итоге, спустя много лет пришлось выкупать эту землю по баснословной цене у собственников, которые сегодня даже в России уже не живут. И сейчас чтобы построить в центре города нормальную автопарковку невозможно найти свободного клочка земли. Поэтому еще раз подчеркиваю – цивилизованный способ решения проблемы – проектирование многоуровневых паркингов, как это давно делают в развитых странах.

Владимир Коренев:

– Да, паркинги решают проблему экономии пространства, это цивилизованный путь, хотя он и увеличивает стоимость жилья. Строить микрорайоны только для бедных неправильно, у нас есть контингент, требующий именно развитую комфортную среду. Но большого спроса на паркинги в Томске нет из-за того, что не работают регуляторные методы решения задач: когда жильцы, спокойно ставят машины на газоны и возле подъездов, не получая за это никаких штрафов и наказаний – какой смысл гнать свой автомобиль в платный паркинг? Для того чтобы люди начали покупать паркинги, нужно жестко следить за выполнением законов пользования общей территорией. Инвесторы, вложившиеся в паркинги, должны использовать гибкую систему не только продажи машино-мест, но и достаточно доступную аренду этих стоянок. Ведь когда-то мы оставляли свои машины на платных автостоянках под открытым небом, и цена вопроса позволяла покупать абонемент на месяц. Одними жесткими нормами проектирования строительства нельзя решить проблему паркинга. Необходимы действия, связанные с регулированием правил парковок. Это должно быть предметом одновременных усилий со стороны городской власти и законодателей.

Председатель Думы города Томска Чингис Акатаев:

– На мой взгляд, наиболее рациональная модель организации парковочного пространства существует в Тюмени. Этот город климатически близок Томску, поэтому даже оборудование, которое использовали там для создания уличной инфраструктуры, подходит и нашему городу. Местный бизнес имеет возможность реализовывать проекты, полностью отвечая за процесс на всех стадиях его воплощения – от разработки документации и программного обеспечения, до строительства и ввода сервиса по обслуживанию самого парковочного пространства. Причем, выполняя главную цель – повышая мобильность горожан, работа платных парковок приносила немалый доход в бюджет Тюмени даже во время пандемии 2020-2021 годов.

Естественно, применяя этот опыт к Томску, существует серьезное опасение, что наш город исторически не рассчитан на полноценное обслуживание современного автомобильного потока: центр затруднен узкими дорогами и тесными улицами. Сможем ли мы отыскать в наиболее оживленной части Томска свободную площадку хотя бы на две тысячи парковочных мест, чтобы она приносила прибыль? Но, безусловно, мы не намерены надолго оставлять этот вопрос без его практического решения.

Источник фото: сайт обладминистрации

Компании:

Читайте также: