Как не реализовать жилищный нацпроект

Пособие для опытных пользователей.

Компании:

Неудачи, преследующие Томскую область на поприще различных строительных инициатив, стали настолько привычными, что никого уже особо не впечатляют.

В региональном ЛПК, отнюдь не страдавшем от отсутствия денег, годами не могли довести до ума небольшую ТЭЦ – в итоге 13 марта была опубликована информация о ликвидации соответствующего юрлица. Проект томских набережных, быстро окуклившийся до обустройства небольшой части Ушайки, демонстративно заглох на полпути и едва ли не навсегда. На стадии подгнивающих фундаментов опять же годами простаивают стройплощадки на площади Батенькова и у переулка 1905 года. Еще один объект в центре города (многострадальная «коммерческая» трибуна стадиона «Труд») вообще превратился в законченную деталь ландшафта – в том случае, если ее почему-то достроят, людям явно станет не по себе от вопроса «Ну и зачем, нормально же все было?»

Норма в виде повсеместных развалин, заброшенных домов и замороженных стройплощадок постепенно формирует ту самую привычку, в рамках которой наше прогрессирующее отставание в части темпов жилищного строительства не воспринимается как нечто негативное. Область единственная из регионов СФО провалила план по вводу жилья? Да не очень-то и хотелось, нам и так не тесно.

В конце прошлого года мы направили официальный запрос по поводу освоения бюджетных средств, выделяемых на реализацию нацпроектов – в этом отношении Томская область также заметно отстает, причем уже в масштабах всей страны. В ответе, полученном от регионального департамента финансов, утверждалось, что по итогам финансового года власти ожидают недоиспользование средств на сумму около 3 млрд рублей из 11,4 млрд, заложенных в плане на год. Далее цитата:

«Значительная доля [недоиспользованных средств] это расходы на переселение граждан из аварийного жилья. В связи с перераспределением Фондом содействия реформированию ЖКХ значительной части ассигнований с 2024 года на 2022 год и в соответствии с подписанным Томской областью соглашением о досрочном завершении региональной адресной программы по расселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2017 года, средства на указанные цели планируется истратить в 2023 году».

То есть выходит так, что область взяла на себя повышенные и «ускоренные» обязательства, добилась переноса средств на 2022 год, а потом – видимо, не справившись с их освоением – запланировала потратить их в нынешнем году. Вопрос о том, с какой эффективностью будут потрачены эти и последующие средства, остается открытым, но порассуждать на эту тему можно на самом наглядном примере.

Дома на Целинном в Томске

Итак, дом по переулку Целинному, построенный для расселяемых из ветхого и аварийного фонда, был анонсирован как «первенец постсоветского госзаказа». Дескать, жизненно важная программа расселения пробуксовывает, покупать разрозненные квартиры на рынке дорого и муторно, поэтому мы возвращаемся к забытой 30 лет назад практике госзаказа в жилищном строительстве. Предполагалось, что государственный заказчик возьмет процесс под свой неусыпный контроль и дело пойдет быстрее.

На выходе разгоняется история про неоднократно сорванные сроки, недостатки и недоделки, да и вообще «вместо аварийных бараков за бюджетные деньги была создана аварийная многоэтажка».

Сам по себе дом, понятное дело, ни в чем не виноват – он построен по типовому (то есть многократно проверенному) проекту в полном соответствии с государственным техзаданием. Госзаказчик провел отдельный конкурс, по итогам которого приобрел проверенный и утвержденный государственными структурами проект. При сдаче дома в эксплуатацию соответствие всего и вся проектным решениям также проверялось специальной госэкспертизой. Могла ли она ошибиться или чего-то не разглядеть? Безусловно, и мы еще вернемся к этому моменту, однако пока зафиксируем то, что к проекту вопросов быть не может.

В принципе, претензия возможна на уровне рассуждений про конкуренцию – дескать, на конкурс был подан всего один проект, а вот был бы еще один, тогда все случилось бы иначе. К сожалению, иначе бы оно не случилось, потому что максимальные аукционные цены в итоге определяются нормативами Минстроя РФ, которые существенно отличаются от рыночных. В итоге строители не видят смысла заниматься работой (причем в достаточно жестких по времени и рискам условиях) за предлагаемую им цену квадратного метра. А установленный на уровне Минстроя норматив превышать нельзя, поэтому в данном случае типовой проект эконом-класса является безальтернативным решением.

Кроме того, претензии могут возникнуть к участку, на котором был возведен этот дом – там действительно сложные и обводненные грунты, по которым проложена проблемная канализация. Нюанс же заключается в том, что площадка на Целинном должна была стать частью комплексного (и это крайне важное слово) проекта по реновации целого района с ветхой застройкой. Запланированный механизм предполагал поэтапное расселение и освоение участка – построили сети, поставили дом, заселили в него людей из близлежащих бараков, повторили цикл.

На практике все, как обычно, пошло вразнос. Накопившаяся (или даже накопленная) очередь из нуждающихся попросту опрокинула эту схему – в дом на Целинном массово заселялись люди из других районов, уже отсудившие у мэрии право на новое жилье. Возможность комплексного освоения территории с грамотным подходом к развитию сетей и решением проблемы с обводненностью была утеряна из-за обычного административного аврала, устроенного по итогам предыдущего бездействия.

История со срывом сроков также заслуживает отдельного разбора. Тот, кто связывался с «приоритетными» госконтрактами, знает, что сроки по ним выставляются, скажем так, не совсем гуманные – все подчинено логике бюджетного процесса, а прочее (зачастую включая здравый смысл) отводится на второй план.

Подрядчик приступил к строительству объекта в начале 2021 года с запланированной сдачей в его конце, то есть налицо имелась типичная жертва «бухгалтерскому богу году». Почему вопрос с переносами бюджетных средств на следующий календарный год нельзя решить без скатывания в полурелигиозный пафос («нельзя и все – вы что, не понимаете?») остается одной из самых неразрешимых загадок современности. Тем более что в некоторых регионах от безусловного атавизма «сдачи к священной дате» уже научились избавляться без каких-либо последствий для бюджета и прочих неприкосновенных вещей.

С учетом всех этих обстоятельств изначально работы на Целинном велись круглосуточно и уже затем были ограничены одной сменой в сутки – примечательно, что произошло это в результате жалоб так и не расселенных жителей окрестных домов.

Затем публике объяснили, что заключенный контракт не включал в себя производство работ по благоустройству – по всей видимости, они также мешали уложиться в строгие календарные рамки. То есть о возведении самого здания, подведении сетей и завершении отделочных работ уже можно было отчитаться, при этом благоустройство (без которого ввод дома в строй нормативно невозможен) было вынесено в дополнительное соглашение к этому контракту.

По климатическим причинам, известным даже детям, приступить к подобным работам можно только в мае, поэтому срок ввода дома в строй автоматически откладывался сразу на несколько месяцев. Кроме того, внезапно выяснилось, что госзаказчик по каким-то непонятным причинам не согласовал схему подключения к теплосетям.

Энергетики, ознакомленные с документом в самый последний момент (и это тоже большая и давняя традиция) указали на то, что в рамках появившейся застройки сети нужно переносить по соображениям и нормам безопасности. Как итог – срочная подготовка нового проекта, этап согласования с ресурсоснабжающей организацией и собственно работы по переносу сетей. По факту вышло так, что в одном месте (там, где не надо) госзаказчик торопил, а в другом – пускай и невольно – затягивал процесс.

Еще один момент, который необходимо учесть при реализации проектов такого рода в дальнейшем, касается фундаментального вопроса собственности. У дома на Целинном попросту не оказалось хозяев – застройщик не был им изначально, госзаказчик (организация областного подчинения) поспешил передать объект мэрии, та оперативно «подарила» его администрации Ленинского района города.

На районном уровне возникли обыденные проблемы с процедурной частью – оформление квартир в собственность жильцов затянулось до такой степени, что кворум для выбора управляющей компании оказался недостижимой роскошью. В итоге УК назначалась административным решением дважды – изначально в октябре и вынужденно (со сменой компании) в феврале. Будь вы руководителем такой УК, стали бы вы серьезно вкладываться в непонятный, навязанный, и, видимо, крайне временный на вашем балансе дом? Надеемся, что да.

В разбирательствах по поводу имевших место аварий фигурируют высказывания о том, что эти УК не получали от собственника технической документации, позволяющей обслуживать этот дом. В итоге никто не смог вовремя отреагировать на то же самое промерзание ливневой канализации, ставшее причиной затопления квартир на верхних этажах сразу двух подъездов этого дома. При этом есть подозрение, что даже если эксплуатирующая организация сработала как надо и обратилась к собственнику этой ливневки, все обернулось бы иначе.

Мы не призываем посыпать голову пеплом и искать виновных с целью демонстративного наказания. Понятно, что первый за тридцать лет блин не мог выйти ажурным. Нам важно то, чтобы были найдены и исправлены административные причины произошедшего. В конце концов, в рамках этой же программы прямо сейчас возводятся еще два дома, да и уже построенный ни в коем случае нельзя оставлять в нынешнем состоянии.

Источник фото: сайт обладминистрации. На фото губернатор Томской области Владимир Мазур во время проверки дома по пер. Целинному в сентябре 2022 года.

P.S. Комментарии причастных организаций мы надеемся (если нам в итоге пойдут навстречу) опубликовать в отдельном материале.

Компании:

Читайте также: